От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов
  • Главная
  • Из опыта исследований спелеообъектов Южного Урала и Зауралья
  • • Новые культовые объекты и обряды племён Южного Урала.

Новые культовые объекты и обряды племён Южного Урала.

В ходе работы Сикияз-Тамакской комплексной научной экспедиции под руководством автора на Южном Урале было обнаружено несколько новых святилищ и жертвенных мест, как в пещерах, так и на вершинах гор и отдельных скал, а также обнаружены и собраны палеозоологические материалы более чем на 300 пещерных объектах.

В культурном слое, или прямо на поверхности некоторых пещерных объектов: п. Треугольная (СТ-2) — 1995, п. Сикияз-Тамакская Сквозная (СТ-I- 6) — 1996–97, 2000— 2002, навес-ниша Жертвенный (СТ-19) — 1999, грот Серпиевский Малый — 2000, грот Малый у Омута — 2001–2002, п. Танцевальный Грот (СТ-5) — 2003, п. Водяная (подъёмный сбор, археологических материалов пока не обнаружено) одновременно с фрагментами керамики и другими артефактами обнаружено огромное количество костей разных животных, основная часть которых представлена строго отдельными видами крупных млекопитающих (бурый медведь — 24,5 % — п. Калиновская, лось — до 99,1 % — грот Пегова, косуля — от 52 до 99,4 % — грот Малый у Омута, Сикияз-Тамакская Сквозная и др. Данный факт говорит о том, что в этих полостях находились кратковременные и сезонные стоянки охотников, специализирующихся на определённые виды животных и/или святилища или жертвенные места, где проводились обряды, связанные с данными видами млекопитающих.

Оказалось, что большинство (95,4–99 %) костей крупных млекопитающих, сильно фрагментированы (раздроблены: расколоты и разрублены человеком) (табл. 2 и 3). На некоторых (редко) объектах обнаружено огромное количество костей отдельных видов животных (к примеру — косуля) голоценовой сохранности, очень сильно фрагментированных (96,9–98,9 %) — длиной 1—3—6—9 см. Характер и степень раздробленности костей на данных объектах ни разу ранее не был отмечен для костей косули из «кухонных» остатков на поселениях. Степень раздробленности костей избыточна. Это, на наш взгляд, является свидетельством неутилитарного характера разделки туши. Подобные пещеры и гроты, по всей видимости, являются святилищами или жертвенными местами (гроты Малый у Омута и Серпиевский Малый, пп. Водяная, Сикияз-Тамакская Сквозная, Танцевальный Грот, Треугольная и Чердачная-1).

Ещё в 1996 году в связи с обнаружением в ходе раскопок на некоторых объектах (п. Треугольная — 1995, п. Сикияз-Тамакская Сквозная — 1996) большого количества мелкораздробленных костей, не свойственных обычному поселению, у автора возникло несколько вопросов, на которые требовалось найти ответ: Кто (природа или человек) дробил кости ? и, Почему так сильно кости фрагментированы?

Рассмотрев большинство известных причин, приводящих к фрагментации костей (деятельность хищных животных, падение камней, мерзлотное растрескивание и разрушение костей, разделка человеком туш животных и обрезание мяса, дробление костей человеком с целью добычи костного мозга или производства заготовок для будущих изделий и орудий труда, процесс «вытаптывания» культурного слоя), и проанализировав характеристику самих объектов, содержащих мелкораздробленные кости и археологические материалы, автор пришёл к выводу, что так мелко фрагментировать кости мог только человек с определённой целью — культовой.

А где же дробили кости? В 1999 году, после раскопок под скальным навесом-нишей Жертвенным, где невозможно расположиться даже одному человеку или хищному животному, автор пришёл к выводу, что кости дробили в другом удобном месте, а сюда приносили и складывали специально с определённой культовой целью.

В 2001–2002 гг., в ходе изучения 2-х гротов пещерного комплекса У Омута, было ещё раз подтверждено, что кости мелко дробили не в самом гроте Малый у Омута (малых размеров), а видимо перед ним на предвходовой площадке или в гроте Большой у Омута, расположенном рядом в нескольких метрах. А также, автором окончательно было определено: что кости так мелко дробил человек специально (раскалывал и разрубал), и что объекты с культурным слоем, содержащим большое или огромное количество мелко фрагментированных (часть — обожжённых и/или кальцинированных) костей крупных млекопитающих — являются жертвенными местами или святилищами.

Видимо, на всех подобных объектах древним населением совершались разные обряды, в т. ч., а возможно, в первую очередь — какой-то обряд, в результате ритуальных действий которого происходило образование комплексов с избыточной раздробленностью костей.

На данных объектах было обнаружено огромное количество очень мелко фрагментированных костей животных, в первую очередь одного вида — косули. Очевидно, что на этой территории данный вид был самым промысловым, а значит самым необходимым в питании человека того времени (I тыс. до н. э. — I тыс. н. э.).

Такое мелкое дробление костей убедительно говорит о том, что для разделки туши, срезания мяса, и даже поедания костного мозга нет необходимости так мелко дробить кости. А значит, их дробили с другой, не утилитарной целью. Ис- ходя из этого, автор пришёл к выводу, что кости так мелко дробили специально в момент совершения какого-то, неизвестного нам обряда.

В 2001году было открыто и обследовано классическое святилище Большой Камень (Злоказово-1), расположенное не в пещере, а на открытой верхней площадке сверху на скале с отвесными стенами с трёх сторон, где было обнаружено большое количество мелко раздробленных костей разных животных вместе с большим количеством фрагментов керамики, бронзовыми наконечниками стрел и др. артефактами.

Данный факт свидетельствует о том, что видимо обряд, связанный с избыточным дроблением костей животных совершали не только в пещерах или перед входом в пещеры, но и на возвышенных открытых местах, являющихся культовыми.

В отдельных пещерах (Каминная, Никольская-1 и др.) обнаружено большое количество фрагментированных человеком костей крупных млекопитающих (шерстистый носорог, первобытный бизон, олень северный и благородный, первобытная лошадь) плейстоценовой эпохи, что также характерно для святилищ.

В 2000–2002 годах в ходе проведения исследований при входе в небольшую пещеру Никольская-1 (Злоказовский пещерный комплекс) было обнаружено большое количество чрезмерно раздробленных костей крупных млекопитающих, в основном шерстистого носорога, бизона, лошади и северного оленя, а также: — единственная кость (бакулюм) бурого медведя; — целый череп (большая редкость) первобытной лошади, стоящий при входе внутрь пещеры. По мнению автора, при входе в пещеру под навесом в позднем палеолите (С14 −14450+75, ОхА-10920 — фрагмент лопатки шерстистого носорога) существовало святилище или жертвенное место, и так же, как в ранее рассмотренных пещерах происходил обряд, связанный с избыточным дроблением костей.

В итоге автор пришёл к выводу (решил интерпретировать), что перед отдельными пещерами и гротами малых форм и размеров на привходовых площадках и во входных частях небольших пещер и гротов в эпохи поздней бронзы, раннего железного века и возможно средневековья происходил обряд превращения (возрождения, рождения) животных, состоящий из 3-х стадий:

— «приготовление семян» («подготовка семян») — дробление и размельчение всех костей животных (которых использовали в то время на мясо, на шкуру и т. д.) до более мелких размеров, даже уже расколотых и использованных (сразу или позже, после того, как срезали мясо и съели костный мозг) и помещение раздробленных костей в какие-то ёмкости, возможно в старые и треснутые (или после ремонта) керамические сосуды (п. Сикияз-Тамакская Сквозная(СТ-1-6), навес-ниша Жертвенный (СТ-19), гроты Серпиевский Малый и Малый у Омута) для дальнейшей переноски и захоронения;

— «сеяние семян» — перенос раздробленных костей от места дробления и помещение (размещение, укладка) их в определённом установленном месте — в местах проведения обряда или обрядов (внутри гротов и пещер, возможно прямо в сосудах, чаще у стенок, прямо на поверхности или в земле на небольшой глубине, а так же — на высоких открытых площадках отдельных вершин гор и скал);

— «мольба» (просьба) у бога (духа) земли (тайги) о возрождении (воскрешении, рождении) из каждой косточки (фрагмента) нового животного. Поэтому люди и дробили кости мельче, чтобы их было больше, а значит и большее количество животных должно будет «возродится». Раскалывались или разрубались даже мелкие кости, к примеру, косули — фаланги 1–3, таранная, сесамовидные и др.

Видимо, человек того времени считал, что чем больше костей (фрагментов), тем больше появится (родится) на свет новых животных, которые постоянно будут пополнять дикое стадо. Тем более, что большинство раздробленных костей представлены основным (основными) промысловым видом животного того времени: или косулей, или лосем, или косулей, лосем и медведем.

В 2002 году автором было предложено назвать рассматриваемый обряд — обрядом «Возрождения животных».

Предложенный автором обряд зафиксирован впервые на Урале и, видимо, в России.

Выводы:

  1. Все обнаруженные объекты с сильно фрагментированными (раздробленными и разрубленными) костями находятся в горно-лесной зоне Челябинской области, территориально приближены к Месягутовской лесостепи, расположены под береговыми отвесными скалами, в подземных полостях, входящих в пещерные комплексы.
  2. Охотники прошедших эпох старались раздробить кости всех животных, за счёт которых жили (питались), но в первую очередь — отдельных (отдельного) видов, которые являлись самым массовым промысловым объектом охоты, а значит и питания. Они хотели и надеялись на их быстрое возрождение.
  3. Факт обнаружения на некоторых объектах мелкораздробленных костей строго отдельных видов крупных млекопитающих (косуля, лось, бурый медведь), говорит о том, что на данной территории группы охотников специализировались на охоту именно на эти определённые виды животных и именно им были посвящены их ритуальные действия.
  4. Наличие на объектах с плейстоценовой фауной (пп. Никольская-1, Каминная) подобной ситуации, как в п. Сикияз-Тамакская Сквозная, гроте Малый у Омута и других объектах, убедительно показывает, что обряд «Возрождения животных», видимо исходит из позднего палеолита.
  5. Обряд «Возрождения животных», видимо происходил и вне пещер и гротов, на открытых площадках отдельных горных вершин и скал.
  6. На основании изучения материалов новых святилищ и жертвенных мест, археозоологические критерии святилищ нужно дополнить еще одним критерием — избыточной искусственной раздробленности костей.
  7. На отдельных культовых объектах во время проведения разных обрядов человек использовал колотую и обожжённую гальку, а также — колотые куски кремня и других кремнистых пород.

Доклад на данную тему впервые был сделан автором на III Тверской конференции 27.03.2003 года.

Приложение

Распределение объектов по административным районам, долинам рек и пещерным комплексам

Ашинский район:

— грот Пегова Ю.В. — правый берег руч. Митюшинский, правый приток р. Аша, Митюшинский пещерный комплекс;

— п. Калиновская — левый берег сухого карстового лога, правый приток руч. Калиновского, левого притока р. Аша, Калиновский пещерный комплекс;

Катав-Ивановский район, правый берег реки Сим:

— п. Водяная и грот Серпиевский Малый, Серпиевский-1 пещерный комплекс;

— гроты Большой у Омута и Малый у Омута, пещерный комплекс У Омута.

Кусинский район, река Большая Арша, правый приток р. Ай:

— пещера Никольская-1, правый берег, Злоказовский пещерный комплекс;

— святилище Большой Камень (Злоказово-1), левый берег.

Саткинский район, правый берег реки Ай, Сикияз-Тамакский пещерный комплекс:

— пещеры Каминная (СТ-7), Треугольная (СТ-2), Сикияз-Тамакская Сквозная, зал № 6 (СТ-1-6), Чердачная-1 (СТ-9) и Танцевальный Грот (СТ-5);

— скальный навес-ниша Жертвенный (СТ-19).

  • Главная
  • Из опыта исследований спелеообъектов Южного Урала и Зауралья
  • • Новые культовые объекты и обряды племён Южного Урала.

Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования