От Парижа до Берлина по карте Челябинской области

Хотите узнать, откуда произошли географические названия Челябинской области?

Главная Старообрядческие скиты на озёрах Челябинской области

Старообрядческие скиты на озёрах Челябинской области

История заселения Южного Урала старообрядцами имеет много белых пятен. Никто точно еще не установил, когда и откуда прибыли первые переселенцы-старообрядцы на территорию Челябинской области. Кто они были? Сколько их прибыло? Где возникли их первые поселения и скиты? Почему многое неизвестно до сих пор? Да, потому, что они прибывали тихо, скрытно, небольшими группами. Селились в первую очередь в горно-таежной зоне, в глухих труднодоступных местах, вдали от «человеческих глаз». Это сейчас нам известно, что много было старообрядцев и в некоторых районах Челябинской области (Саткинском, Катав-Ивановском, Кусинском, Увельском и др.).

Прибыв тайно от властей, они обустраивались, сооружая сначала простые землянки, следы которых сейчас мы встречаем в перечисленных выше районах. Некоторые старообрядцы сразу приспосабливали себе под жильё и место для моления — пещеры, гроты и скальные навесы (пещеры Игнатиевская и Колокольная — Катав-Ивановский район; пещеры Большой и Малый Жемеряк, Притон и Казачий Стан — Увельский район и др.). Другие сооружали землянки, так называемые искусственные пещеры-кельи. Это простые землянки, выкопанные в береговом обрыве небольшой речки (ручья, сухого лога) или в подошве небольшой возвышенности, или на склоне горы, но обязательно в лесу. О подобных «пещерах»-землянках в районе Чулковского хребта (Саткинский район) упоминает в своих самиздатовских работах известный саткинский краевед Виталий Петрович Чернецов. Видимо, многие следы обитания старообрядцев разбросаны по всей территории Большого Урала, но исследователям пока они не известны, т. к. эта тема слабо еще разработана.

Старшее поколение хорошо помнит туристические походы на озеро Тургояк, расположенное в окрестностях г. Миасс. В 1960-80-е годы добросовестный ГИД Ильменской турбазы с интересом рассказывала туристам и экскурсантам, что на острове Веры раньше, в XIX веке, находился старообрядческий скит, что его основала монахиня Вера, поселившись первой в одной из двух «пещер» этого острова. Именно эти «пещеры» — огромные подземные искусственные каменные сооружения, известные с давних пор, и были включены в туристический маршрут. Оказывается, действительно есть не только упоминания, но и описание данного старообрядческого скита, составленное архитектором Н. Филянским в начале XX века [3, 4]. Автор статьи в 1968 г., во время экскурсии, посетил эти «пещеры». С детства осталась в памяти необыкновенность «пещер» острова Веры, их искусственный, а не природный характер. Уже в зрелом возрасте (середина 1990-х годов), занимаясь комплексным изучением пещер Южного Урала, автор пришёл к выводу, что «пещеры» острова Веры являются древними искусственными сооружениями, но до их изучения так и не добрался.

В 2002 году остров Веры впервые посетили археологи С.А. Григорьев и Н.М. Меньшенин и практически сразу пришли к правильному выводу, что «пещеры» острова Веры — это древнейшие искусственные мегалитические сооружения, созданные человеком из огромных плит и камней. В 2003-04 гг. на острове Веры начались исследовательские работы [1, 2].

В ходе сплошного спелеоархеологического обследования территории Южного Урала автору статьи удалось собрать (из опроса местных жителей), новую интересную информацию о местонахождении следов бывших старообрядческих скитов, которые были впервые осмотрены археологом (автором) в 2003-05 гг. Оба скита находятся в разрушенном состоянии.

Старообрядческий скит на озере Сунгуль [5]

Первично осмотрен и описан в 2003-05 гг. Находится 1,5 км юго-восточнее посёлка Вишневогорск (Каслинский район). Расположен в северной части мыса, вдающегося на 0,6 км в озеро. Мыс в северо-восточной части пересекает каменная гряда, высотой до 15 м. Скит находится по обеим сторонам каменной гряды и состоят из 2-х частей (береговой и внутренней), расположенных на расстоянии 200-250 м друг от друга. Вся территории скита сильно заросла крапивой, которая в летнее время сильно скрывает все строения. Береговая часть скита представлена восемью (примерно) каменными сооружениями. Все сооружения расположены в 2 ряда, практически параллельно берегу и имеют разные размеры. Самое крупное сооружение, возможно, являлось церковью или часовней.

Все сооружения примерно однотипной постройки и представляют собой каменные ящики, в виде фундаментов домов, без крыши, прямоугольные в плане, с узким коридорообразным входом, длиной 1,5-4 м, шириной 0,6-0,8 м.

Тыльная стена и часть боковых стен всех сооружений встроены в полукотлованы (выемки грунта), вырытые на крутом склоне каменной гряды.

Стены всех сооружений построены из плоских камней (дикий, рваный) различных размеров (в основном 0,3- 0,5×0,2-0,3×0,08-0,15 м). Раствором являлась в основном глина. В кладке некоторых сооружений встречаются отдельные большемерные красные кирпичи (конец XVIII — середина XIX вв.). Толщина стен зафиксирована от 0,5 до 0,8 м (в верхней части), в нижней — расширяется. Высота стен (видимая, без расчистки) колеблется от 0,4 до 1,5 м. Внутри некоторых помещений прямо в стенах имеются ниши, глубиной до 0,5 м.

Перекрытие всех сооружений не сохранилось и, видимо, было деревянным с верхним дерновым и (или) металлическим покрытием. Внутри некоторых сооружений из земли торчат проржавевшие куски, видимо, кровельного железа.

В настоящее время на возвышенной скальной оконечности мыса паломниками установлен большой деревянный крест.

Вторая, внутренняя часть скита, расположена в центральной части мыса в лесу, южнее каменной гряды. Данная часть скита представлена: двумя каменными сооружениями (жилищами-кельями) той же конструкции, что и все сооружения, расположенные на береговой части скита; каменным колодцем; старообрядческим кладбищем.

Одно из сооружений построено в искусственном котловане и имеет каменную лестницу для спуска (4 ступеньки). Данное сооружение, видимо, являлось часовней.

Второе сооружение на передней (входной) и задней стенах имеет треугольное возвышение, которое говорит о том, что крыша сооружения этой кельи была 2-скатной. В одной боковой стене этой кельи имеется небольшое окно (световая щель).

Каменный колодец цилиндрической формы (диаметр 1 м), в верхней части — диаметр — 0,6 м, по форме представляет собой бутылку. Глубина колодца 4 м, на дне колодца видна вода.

Старообрядческое кладбище скита состоит из более, чем полусотни могил, расположенных строго в 2 ряда и обрамленных (каждая) каменной оградкой (небольшие камни в один ряд), подпрямоугольной формы. С одной стороны практически на всех могилах стоит могильный камень (памятник). Только на одной могиле стоит мраморный памятник в виде куба, размером 0,5×0,5×0,5 м. Элементы украшения и надписи на памятнике-кубе утрачены (уничтожены). На некоторых могилах имеются декоративные посадки многолетников (турецкая гвоздика). Оказывается, некоторые жители посёлка Вишнёвогорска уже несколько лет ухаживают за могилами кладбища данного скита и мечтают возродить это святое место.

Старообрядческий скит на озере Большой Агардяш [6]

Территория окрестностей озера Увильды была изучена автором по топографической карте ещё в 2001 году, в связи со случайным обнаружением подводниками на дне озера Увильды на глубине 22-23 м 2-х керамических сосудов и деревянного ковша неолитической эпохи. Тогда было определено несколько озер для первоочередного обследования на удобных мысах, на которых при первом же осмотре археологами будут обнаружены стоянки и поселения древних людей.

В октябре 2004 г. поступила информация от одного из хозяев дачного домика на озере Большой Агардяш (одно из ранее выбранных озер) В.Л. Васильева о его находке на берегу озера древних фрагментов керамики и предметов из камня. При беседе с ним автору удалось также узнать, что на самом мысу, интересующем давно нас, имеются какие-то каменные кладки. По рассказам старожила д. Большой Агардяш, С.С. Калачёва, 1945 г. рождения, на данном мысу до 30-х годов XX века находился женский скит. В ходе осмотра мыса 18 мая 2005 года разведывательному отряду под руководством автора удалось обнаружить следы скита. Скит находится на административной территории, подчиненной городу Карабаш, 4,5 км севернее северо-восточной окраины города Карабаш. Расположен в юго-восточной части мыса (в самом его окончании), вдающегося на 1,4 км в озеро. Через весь мыс (почти посередине) проходит каменная гряда, высотой 6-10 м. Сооружения скита расположены по обеим сторонам каменной гряды. Скит состоит из 2-х частей — внутренней (основной) и береговой (пещерной). Внутренняя часть скита расположена практически на горизонтальной площадке, площадью примерно 400 м2, закрытой с 3-х сторон от ветра (северной, западной и восточной) возвышенными частями каменной гряды. С южной стороны данная часть скита имеет свободный слабонаклонный выход к озеру. На данной горизонтальной площадке прямо рядом с остатками сооружений скита имеется картофельное поле (не убрано с прошлого года), на котором были обнаружены (на поверхности) несколько фрагментов керамики и предметы из камня (эпохи неолита, энеолита и бронзы). Автор считает, что данный горизонтальный участок мыса был очищен от деревьев ещё в древности. И именно на этом участке были возведены сооружения скита и размещён их огород.

На территории внутренней части скита представлены сооружения двух типов: каменные «ящики» (в виде фундаментов) без крыши; полуземлянки-кельи, основой которых является котлован, стены которого выложены камнем.

I-й тип сооружений (4-5 построек):

— в плане четырехугольник;
— стены построены из плоских камней (дикий, рваный) различных размеров, (ширина стен 0,4-0,5 м, видимая высота стен — 0,6 м), с использованием глинистого раствора, а часть — возможно, методом сухой кладки. Все сохранившиеся сооружения 1-го типа сильно поросли крапивой и, видимо, летом и осенью практически не видны.

II-й тип сооружений (3 постройки):

— в плане подчетырёхугольник;
— видимая глубина котлована до 0,6 м;
— тыльная стена и часть боковых стен врезаны в склон внутренней 2-й небольшой гряды;
— стены построены методом сухой кладки (ширина 0,3- 0,4 м, высота 0,5-0,8 м).

Все сооружения были осмотрены бегло, предварительно, т. к. требуют расчистки (сильно заросли бурьяном). На данной территории обнаружены (валяются) черепки-чугунки — 4 экз., 30-40-х гг. XX в. и фрагменты каких-то железных предметов (один из них похож на остатки кровати). Одно из сооружений, видимо, являлось часовней, а остальные кельями и хозяйственными постройками.

Вторая береговая часть скита расположена в северо-восточной части мыса на северном склоне скальной гряды, в скальных навесах скальных обнажений (до 4 м высотой) каменной гряды. Всего зафиксировано 6 гротов и скальных навесов и только в 2-х обнаружены следы пристроенных каменных стен. Видимо, именно в них были оборудованы монашеские кельи. Все скальные навесы и гроты имеют практически северную экспозицию. Возможно, все или некоторые гроты и навесы также использовались старообрядцами в тех или иных целях.

Келья (скальный навес) № 1 находится во втором скальном навесе (при осмотре по порядку с северо-запада на юго-восток), в 0,05 км от крайнего сооружения 1-го типа, в 10 м от воды. Параметры навеса: высота — 1,4-2,0 м; глубина (длина) — 2 м; ширина — 2 м. К стенам скального навеса пристроена стена (3 участка) в виде каменной кладки (сухая кладка), высотой до 0,5 м с оборудованным узким входом. Примерная площадь пола кельи — 3,5 м2.

Келья (скальный навес) № 2 находится 55 м юго-восточней кельи № 1 в 3-м скальном навесе. Данный скальный навес северо-западной экспозиции, находится в 13 м от воды, на высоте 3 м. Параметры скального навеса: ширина — 5 м, глубина — 3 м, высота — до 3 м. Зафиксированы следы искусственно сооружённых стен. Одна из стен представлена глыбой размерами 1,5×0,8×0,35 м (видимая часть), поставленной на ребро.

Примерная площадь жилища (кельи) составляет около 10м. Под скальным навесом зафиксированы следы современного костра и полусгнившие жерди от нар. В последнее десятилетие, видимо, навес используется рыбаками, как временное убежище на ночь и от непогоды. По мнению автора, стена-глыба и возможно часть, пристроенных к природным скальным навесам стен, были поставлены ещё в древности, а старообрядцы уже использовали удобные, подготовленные раньше для жилья навесы. Верхняя часть пристроенных боковых стен обеих пещерных келий, видимо, была деревянной, из жердей, поставленных почти вертикально.

Старообрядческое кладбище на мысу пока не обнаружено. Данный старообрядческий скит обнаружен впервые и требует тщательного обследования, тем более что расположен на археологическом памятнике нескольких эпох.

В нескольких десятках метров от скита зафиксировано несколько жилищных впадин от поздних рыбачьих землянок XX в. На полуострове также зафиксировано два места обжига древесины — приготовления древесного угля для железоделательных заводов. В начальной части мыса, прямо посередине имеется заболоченное озеро круглой формы, диаметром примерно 50-70 м. В средней части мыса имеется небольшая (20…50 м2) слабонаклонная в южном направлении, к реке площадка (поляна), которая, видимо, использовалась старообрядцами под огород и, возможно, также использовалась людьми ещё в древности.

Все три известных на данный день старообрядческих скита, расположены в живописных красивейших местах и являются уникальными объектами культуры и истории Челябинской области. После исследований, расчистки и реконструкции все скиты могут стать прекрасными объектами туризма Урала.

Возможно где-то в разных архивах имеются письменные источники или упоминания о истории образования и деятельности последних двух старообрядческих скитов. Поэтому требуется кропотливая исследовательская работа в архивах по поиску и изучению письменных материалов.

Обследование выявленных старообрядческих скитов и поиск новых будет продолжен автором в ближайшие годы.

Литература

1. Васина Ю.В., Григорьев С.А. Мегалитические сооружения на озере Тургояк в Южном Зауралье // Этнические взаимодействия на Южном Урале : материалы II региональной научной практической конференции. — Челябинск : Рифей, 2004.
2. Григорьев С.А., Меньшенин Н.М. Мегалитические сооружения острова Вера на озере Тургояк в Южном Зауралье // Известия Челябинского научного центра. — 2004. Вып. 1.
3. Филянский Н. Осторовъ отшельниковъ // Церковь. — 1909. — № 2.
4. Филянский Н. Осторовъ отшельниковъ // Церковь. — 1909. — № 4.
5. Юрин В.И. Материалы научной разведки на территории Каслинского района // Полевой дневник, 2004.
6. Юрин В.И. Материалы научной разведки на административной территории г. Карабаш // Полевой дневник, 2005.
 

Комментарии
Добавить новый
+/-
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
UBB-Код:
[b] [i] [u] [url] [quote] [code] [img] 
 
 
:angry::0:confused::cheer:B):evil::silly::dry::lol::kiss::D:pinch:
:(:shock::X:side::):P:unsure::woohoo::huh::whistle:;):s
:!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

 

Рекомендуем для прочтения

Юрин Владимир Иванович предлагает совершить увлекательные экскурсии по пещерам Челябинской области и принять участие в расчистке и углубления известных пещер. Свои предложения и пожелания можете можете отправить на адрес mail@toposural.ru

 

Главная Старообрядческие скиты на озёрах Челябинской области

от Парижа до Берлина по карте Челябинской области

Фото альбом


Фото галерея


Краеведческая литература

ТОРГОВО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
«ПРИВАТ-РЕЙХ»

Отдельным, эксклюзивным направлением нашей деятельности является продажа краеведческой литературы Уральского региона. А также в нашем прайс вы найдете учебники для школ и техникумов.

г. Челябинск
ул. Короленко, д. 75-Б

Заявки
т/ф. 8(351)262-31-99
E-mail: reykh@narod.ru