От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов

Города и районы Челябинской области

Челябинская область — индустриально-аграрный регион, расположенный на границе Европы и Азии, в южной части Уральских гор и прилегающей Западно Читать дальше

Гербы Челябинской области

Гербы районов и городов Челябинской области Читать дальше

Топонимия

Присмотритесь к многочисленным географическим названиям Челябинской области. Каких «имен земли» только нет! Они привлекают внимание своим многообразием Читать дальше

Озера Челябинской области

Множество загадок таит в себе топонимы — название озёр и рек нашего региона. Читать дальше
  • 1
  • 2
  • 3

Реки Южного Урала (А_)

Абаймов – ручей, левый приток ручья Солёного в Верхнеуральском районе Челябинской области, 9 км Ю-В п. Богудак-Уйский на территории Степного с-с. Иное название: Абаимч [Волгин, 2009]. Маловодный, пересыхающий, родникового типа. Это один из трёх истоков ручья Солёного. Солёный впадает справа в р. Урал к северу от п. Спасского.

Путь: Абраимов → Солёный → Урал → Каспийское море.

Арийское наследие. При раскладке: аба + им + ов, название очень легко выводится из североиранских языков. В древнейшем и консервативном языке пушту (афгани), наследнике языка саков и скифов, слово и географический термин аба / абэ означает «вода, жидкость, сок» + ~ин очень популярный суффикс относительного прилагательного + ов – «вода, влага»; «блеск» в иранских языках, «речка» – в названиях. Чередование звуков [м] ↔ [н] – обычное явление в языках арийского происхождения. Абаимов – «Пересыхающая (сочащаяся) Речка» [Поздеев, 2007]. Название могло быть вытеснено русской фамилией Абаимов.


Агар – река, правый приток р. Уй (пр. р. Тобол) в Уйском районе Челябинской области в межевой книге 1892 года.

Путь: Агар (Агыр, Агир, Айгир, Арта) → Уй → Тобол → Иртыш → Обь → залив Обская Губа → Карское море → Северный Ледовитый океан.

Длина 32 км. Исток в Башк. Стоят н. п. Кочнево, Пчела (упразднили). На новых картах Айгир (1984), Агир (1926), Арта (1900), Агыр (1742). Последний вариант североиранские языки позволяют считать вариантом названия Агар. Переход непонятного слова агар в живое башкирское слово айгыр, айгир – «жеребёнок» у нескольких названий на Южном Урале – явление обычное за последние 150 лет. У туркмен и азербайджанцев есть слово агар, акар – «течение, поток»; в других тюркских языках его нет. Этимологической базой могло послужить иранское (персидское) слово (и глагольная основа) агар со значениями: 1. «сырость, влага»; 2. «осадок»; 3. «мокрый, смоченный»; 4. «мочить, пропитывать, наполнять, переполнять; пачкать» [Поздеев, 2008].


Азям — Река, правый приток реки Большой Арши, бассейн реки Ая. Название русское, происходит от старинного русского слова азям — верхняя мужская одежда с длинными рукавами, которую носили бояре в средние века.


Азяш — Речка, левый приток реки Уфы, бассейн реки Белой. Протекает рядом с горой Азяшской. Значение гидронима до конца не определено. Возможно, гидроним образован задолго до появления на Южном Урале тюрко-язычных. Первые тюрко-язычные пришельцы появились в отрогах Южного Урала (или в степях Южного Урала) не ранее XI века. Лишь в Х — XIII веках на Южном Урале могли появится топонимы тюркского происхождения. Впрочем, исследователям данной проблемы необходимо быть очень осторожными: многие названия могут быть дотюркскими, но переозвученными или переосмысленными в тюркских говорах. К примеру, Белой Ордой (а земли Южного Урала входили в данный улус империи Чингисхана) владел, Шибан, брат Бату, внук Чингиса (Тимучина), сын Джучи. И мы все знаем имя хана Шибана, но почему-то не вспоминаем, что он был при рождении крещён матерью христианкой и наречён христианским именем Степан, которое было переозвучено в монгольских говорах в Сипан, а затем переосмыслено как Шибан.


Ай — Река, левый приток реки Уфы, бассейн реки Белой. Длиной 549 км; из них, 271 км приходится на Челябинскую область. Участок реки Ай длиной 83 км: от притока Бейда до границ Челябинской области, объявлен памятником природы. Гидрологический памятник природы Южного Урала. По одной из существующих версий, в переводе с тюркских наречий на русский язык гидроним прозвучит как «Луна», предполагая, что гидроним происходит от названия древнего тотема туземного племени. Луна для тюрко-язычных туземных племён Южноуральского края являлась божеством практически до 20-х годов ХХ века. По другой предложенной версии, возможно к происхождению гидронима причастно родоплеменное объединение айле, имевшее тамгу в виде полумесяца (тамга — родовой знак кочевников). Луна была главным языческим божеством этой туземной группы, лунопоклонников. Однако, единого мнения о происхождении топонима, всё же не существует. Возможно, гидроним относится к словарю более древних обитателей нашего края, не исключена причастность к появлению топонима и обитавших на Южном Урале древних ариев или союза племён ура, а возможно, и проходивших по нашим местам древних айнов, оставивших свои «следы» в виде топонимов. Ай — тундра, болото, мшистая поляна на лесной опушке; айкит, айкыт — «тундровое болотистое место» (эвенк.) (См. Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов. М.: Мысль, 1984.) Сопоставь: река Айкит в Якутии; р. Ай в Сахалинской обл. [Комаров, 1967].


Акбиик — Речка, левый приток реки Березяка. Разбивка: Ак + Биик. Один из вероятных переводов гидронима на русский язык — «Белая Большая». Однако можно разбить гидроним на «Акб + Иик» («Акб + Яик»).


Акидель — Река, левый приток реки Камы. Возможный дословный перевод — Белая Волга. Поскольку «Идел» — большая полноводная река; древнее имя реки Волги. В башкирском языке встречается слово изель (идел) — «большая река». Нередко употребительны и формы итил, итилъ. Но башкирский язык возник довольно поздно. В то время название реки уже существовало. Г. Е. Корнилов [1973] в этом слове видит значение «нижнее течение». В другой работе [1975] этот автор приводит чувашское название Волги — Атал и соотносит с санскритским атал — «лишённый дна», «бездонный», «очень глубокий», «глубина». Соотнесение с санскритом более уместно, поскольку река является притоком Камы, а Кама является богом любви (Камасутра). Сегодня уже доказано присутствие ариев на Урале во времена существования протогорода Аркаим. Так что, с санскритом более вероятно связать данный гидроним.


Аксарка — Речка, левый приток реки Юрюзани, впадающей в реку Уфу, бассейн реки Белой. По одной из выдвинутых версий, гидроним происходит от именования группы аборигенов племени АКСАРЫ (Белый + Жёлтый). Наименование туземному объединению дано по особенностям людей, составляющих группу. Гидроним образован в русском языке от основы «Аксар» («Ак Сар») путём прибавления суффикса «К» и окончания «А». («Ак Царь», «Белый Царь», «Христианский Государь»).


Акушаткан — Речка, правый приток реки Зюзелки, бассейн реки Течи. Протекает в Аргаяшском районе Челябинской области. Возможно, гидроним является отголоском древней трагедии — места гибели туземного племени, чьим тотемом (или тамгой) являлось изображение лебедя, поскольку на русский язык название переводится как «Место убийства [рода] лебедя». И всё же, окончательно вопрос о происхождении данного гидронима ещё не решён.


Алексеевский Родник — Родник. Источник чистой воды. Памятник природы Южного Урала, крупный источник-родник, питающий реку Ай. Речка Алексеевский Родник впадает в реку Ай с левого берега. Родник — естественный источник воды, место выклинивания грунтовых вод на дневную поверхность. Связано с род, родить.


Аллаелга — Река. Упоминается Александром Матвеевым в книге «От Пай-Хора до Мугоджар». Сравни слово «елга» и русское «река». «Га, ка, ха» — «движение» в языке суперэтноса русов.


Арвяк — Река, приток реки Рязи, впадающей в реку Белую слева. Упоминается в книге Александра Матвеева «От Пай-Хоя до Мугоджар». Существует версия разбивки гидронима на «Ар Вяк» с соотнесёнием его с дотюркскими обитателями Южного Урала.


Арчаглыаят — Речка, правый приток реки Аят, бассейн реки Тобола. Разбивка Арчаглы Аят, Ар Чаглы Аят. Однозначного решения о происхождении и значении гидронима не имеется. Версий много. Пытаются объяснить исходя из тюркского, современного казахского, угро-самодийского языков и т.д. Правда, попыток объяснить название с привлечением словаря древних ариев ещё не было. Может разгадка топонима там? Есть версия, что АРЧА — тотемическое именование туземного рода. АЯТ — считается спорным, хотя имеется версия причастности родоплеменной группы аят, из состава одной из кочевых орд киргиз-кайсаков.


Атлян — Река; левый приток реки Миасс; впадает в Поликарпов Пруд в черте города Миасса Челябинской области. Река Атлян своё начало берёт на восточном склоне хребта Уралтау, недалеко от села Архангельского. Пойма реки Атлян — памятник природы областного значения.


Атя Сухая — Речка, левый приток реки Ук, бассейн реки Сима. Гидроним гибридный. В основе первого слова гидронима лежит тюркоязычный термин кровного родства — ата — «покровитель». Термин «атя» («ата») связан с языческим культом родителей, умерших родственников — покровителей рода у тюркоязычных идолопоклонников. Впрочем, ещё не было попыток «привязки» происхождения и значения гидронима к языкам более древних народов нашего края. Второе слово гидронима русское. Сухая потому, что часть пути река бежит под землей, оставляя на поверхности почвы сухое русло.


Аша — Горная речка. Находится в Ашинском районе Челябинской области, правый приток реки Сима, бассейн реки Белой. Гидрологический памятник природы. Длина 59 км. Река Аша впадает в реку Сим, на 120-м км от устья Сима. Имеет 82 притока. Общая длина притоков составляет 180 км. Поскольку, тюркоязычные народы пришли на Южный Урал в XIII веке, то наиболее древние названия должны быть связаны с народами, обитавшими в этих краях задолго до появления здесь тюркоязычных. Учёными уже вполне обосновано доказано, что на Южном Урале обитали древние арии, написавшие, впоследствии Авесту и Ригведу. Давайте попытаемся истоки гидронима поискать в сохранившихся до наших дней понятиях и терминах народа ариев. Слово Аша — это авестийское понятие, переводится на современный язык как «Истина, «Правда». В индоиранской религии Аша — это, главным образом натурфилософское понятие: наиболее глобальный и общий закон мироздания, регулирующий восходы и заходы Солнца, смену времён года, «воскресение» и «умирание» природы и т.д. Однако в индоиранскую эпоху этот термин имел также социальное и этническое содержание. Понятие «Аша» включало существующий иерархический уклад общества, справедливость, верность договорам и др. В учении Заратуштры нравственно-этическое содержание понятия «Аша» становится главенствующим. В «Гатах» и «Младшей Авесте» Аша — персонификация приверженности зороастризму, соблюдения триады «благие мысли, благие речи, благие дела» в личностном и социальном плане. Написание «Аша» передаёт традиционное (жреческое) произношение. Западные диалекты древнеперсидского языка (близкого к древнему арийскому) передают понятие Аша в форме Арта (страна Артания у славян). В «Младшей Авесте» понятие Аша иногда персонифицируется как божество Арштата. В системе дуализма Аша противопоставляется Друджу.


Ащебутак — Речка. Находится в Верхнеуральском районе Челябинской области, левый приток реки Карабутак, бассейн реки Воровской. Разбивка: Аще + Бутак. По одной из существующих версий гидроним можно перевести на русский язык как «Солёная Протока». Впрочем, в XVIII веке на Южном Урале существовала казачья фамилия Бутаковых. Возможно, гидроним связан с казачьей фамилией.


Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования