Рохацевич Е. Б.
Сколько былей и небылиц навыдумывали о первой на Урале трансконтинентальной радиостанции на Александровской сопке близ Златоуста, пересказывать не буду. Обращусь к первоисточникам – документам Государственного архива Челябинской области, точнее – документам личного фонда Анатолия Ивановича Александрова (Ф. Р-1532), заслуженного учителя школы РСФСР, человека великого педагогического дарования. История родного края стала для него важным и любимым делом. Забираясь в дебри краеведения, Анатолий Иванович, как настоящий детектив, расследовал самые запутанные дела, выявлял «белые пятна» истории, дабы сделать их цветными и доступными для всех. В этом ему помогал и опыт журналиста – когда-то он работал корреспондентом газеты строящегося тракторного гиганта «Наш трактор».
Исследования А. И. Александрова по истории строительства трансконтинентальной радиостанции схожи со старательским трудом: он по крупицам добывал золотые песчинки фактов из груды писем и запросов в адрес различных архивов, министерств, вплоть до архива Министерства обороны СССР и далеких от Челябинска Читинского и Приморского государственных архивов и даже Министерства иностранных дел СССР.
Кропотливые краеведческие поиски А. И. Александрова по теме трансконтинентальной радиостанции на Александровской сопке начались в январе 1960 года. А. И. Александров тогда работал учителем в школе № 10 г. Челябинска, возглавлял краеведческий кружок. Как-то раз, обнаружив в литературно-краеведческом журнале «Маховик» № 3 за 1925 год (г. Златоуст) статью «Радио-кладбище у нас под боком» (автор К. Кирсанов), заинтересовался материалом.
Судя по публикации в старом журнале, в 1909 г. царское правительство решило построить на Урале мощную приемно-передаточную радиостанцию для связи с Владивостоком и Бобруйском (конечные пункты дальности). Для выбора места под радиостанцию из центра были командированы военные специалисты. Вначале предполагалось, что радиостанция должна была разместиться в черте Златоуста, на горе Косотуре или хребте Уреньга, но местные власти высказали недовольство: радио притянет к себе все тучи, дождя не будет.
Построить радиостанцию было решено в 14 верстах от Златоуста и трех верстах от разъезда Уржумки, у подножия Александровской горы. Военное ведомство, видимо, хотело надолго здесь укрепиться, ибо все постройки были хорошо сделаны. Для офицеров и солдат выстроили отдельные дома. Воздвигли три радиомачты высотой 80 метров каждая, 60 метров – железо, 20 – надставка из дерева. Металлические изделия для мачт изготовили на златоустовском заводе. В середине каждой мачты имелась железная винтовая лестница для обслуживания креплений. При ясной погоде с высоты мачт можно было видеть Екатеринбург (Свердловск) простым глазом. Постройка обошлась в миллион с лишним рублей золотом.
После недолгой работы радиостанции, говорилось в статье «Радиокладбище у нас под носом», выяснилось, что она не пригодна для операций, ибо отправляемые электромагнитные волны поглощаются Александровской сопкой, содержащей в себе залежи магнитных руд. Пришлось новенькую радиостанцию закрыть, а приборы и машины переправить на радиостанцию в Детское село под Петроград. Здесь же остались радиомачты, разобрать которые стоило дороже постройки новых. Статья заканчивалась обычными для тех лет словами: «Так до сих пор стоят эти немые свидетели самодурства и алчности слетевшего царского правительства».
Познакомившись со статьей, А. И. Александров решил, что фактов в ней недостаточно, возможно, что-то искажено по причине негативного отношения ко всему, что связано с царской Россией. К тому же доводы автора публикации необходимо было подтвердить документами.
Руководитель историко-краеведческого школьного кружка отправил запросы в архивы Бобруйска, Могилева, Омска, Ленинграда, Свердловска, Владивостока, Читы, в радиоклубы страны с просьбой найти материалы о первой в России трансконтинентальной радиостанции. Однако отовсюду получил отрицательные ответы. Тогда началось наступление на более важные и весомые ведомства: Министерство обороны СССР, Министерство иностранных дел, Центральный музей связи имени А. С. Попова, Центральный государственный военно-исторический архив, Музей истории артиллерии, инженерных войск и войск связи в г. Ленинграде. И самое интересное и неожиданное: серьезные государственные организации отвечали на запросы школьных краеведов и их учителя и помогали отыскивать новую информацию, пересылая письма ребят по другим, только им известным адресам. Так на имя школьного кружка пришло письмо из историкодипломатического управления Министерства иностранных дел СССР. В письме говорилось: «…Запрашиваемые сведения могут находиться в Центральном государственном историческом архиве СССР в г. Ленинграде. Мы направили Ваше письмо в назначенный архив с просьбой ответить непосредственно Вам».
Наконец, поиски увенчались успехом: из Центрального государственного военно-исторического архива МВД СССР пришел положительный ответ. Хочется привести его полностью:
«Заслуженному учителю РСФСР школы № 10 г. Челябинска тов. Александрову А. И.
На ваше письмо от 1 апреля 1960 г. сообщаем, что при просмотре документальных материалов Центрального государственного военноисторического архива СССР были выявлены документы, посвященные выбору места под строительство радиостанции на Урале, в г. Златоусте, машинописные копии с которых направляем Вам. Других документов по интересующей Вас теме в архиве обнаружено не было.
Приложение: машинописные копии на 5 листах.
Начальник ЦГВИА СССР полковник Н. Шляпников, начальник отдела использования и публикации документальных материалов ЦГВИА СССР Воронин».
В присланном из ЦГВИА СССР копии рапорта от 12 сентября 1908 года заведующего инженерной частью окружного инженерного управления Казанского военного округа военного инженера генерал-майора Широкова в Главное инженерное управление приводятся аргументы в пользу строительства радиостанции в районе Александровской сопки, в том числе такие: «расстояние до станции [Уржумки] не более 3-х верст, обзор громадный, сообщение относительно хорошее. Даже речкой Уржумкой отчасти можно воспользоваться для выработки энергии». И немаловажный момент для постройки радиостанции: земля близ сопки была казенная, в отличие от других мест, где она находилась в собственности населения.
Из Центрального музея связи им. А. С. Попова тоже пришел ответ с интересующими данными: «Перед войной (Первой мировой 1914 г.) Россия приняла участие в строительстве и оборудовании трансконтинентальной линии связи Париж-Науэн (Германия) – Бобруйск-Александровская сопка (около г. Златоуста) – Чита – Токио и дальше Северная Америка. На Александровской сопке и в Чите были построены станции искрового телеграфа с мощностью 35 кВт каждая. Связь по этой линии почти бездействовала, а если иногда и работала, то далеко несовершенно и с большими перебоями. Эти данные мною даны на основании воспоминания старого радиста Царскосельской радиостанции Н. Дождикова». (Для справки: Николай Романович Дождиков, почётный радист, действительный член Русского географического общества. Н. Р. Дождиков в дни Великой Октябрьской революции лично передал с Царскосельской радиостанции в эфир первые ленинские Декреты о мире и о земле. Н. Р. Дождиков в 1917 году состоял председателем комитета Царскосельской радиостанции).
А. И. Александрову удалось найти документы по строительству стратегически важной для России начала ХХ столетия военной радиостанции на Александровской сопке.
Мне захотелось продолжить краеведческое исследование о первой радиостанции на Урале, начатое в середине ХХ столетия. Хотелось своими глазами увидеть хотя бы то, что осталось от этого поистине исторического объекта.
И вот мы с известным исследователем, спелеологом, действительным членом Географического общества Семеном Михайловичем Барановым идем на радиополяну, так в народе называют место, где находилась радиостанция. Облазили радиополяну вдоль и поперек. Что мы обнаружили?
На южном склоне Александровской сопки довольно хорошо сохранившиеся фундаменты зданий радиогородка. Именно здесь в 1912 году была построена военная радиостанция, искровая по конструкции, мощностью 35 кВт. фирмы Маркони. Кирпичные кладки фундамента до сих пор намертво схвачены цементом. Видимо, строили на века. Радиогородок был большой. В городке были сооружены кирпичное здание самой радиостанции, в котором располагалось приемно-передающее оборудование и шифровальная комната (в подвале), дом для офицеров и солдатская казарма, склад топлива, машинное отделение с нефтяным двигателем, двумя генераторами и аккумуляторными батареями, склад оружия, охраннонаблюдательный пункт. Все важные объекты соединялись между собой подземным ходом. На каменно-цементных основаниях были установлены три мачты высотой 80 метров (60 м – металлические конструкции и 20 м – деревянная надставка).
Все это читается на местности по остаткам фундаментов. В сотне метров от фундамента основного корпуса мы обнаружили место, где была укреплена одна из антенн радиостанции. Нас поразила вмятина на металлической пластине, к которой крепился трос, поддерживающий антенну. Видимо, этот тросс был очень мощный.
Кстати, и металл, и кирпич, и другие строительные материалы – это вклад Урала и Златоуста в дело развития российской радиосвязи. Природа тоже внесла свою лепту. Неподалеку протекает ручей, из которого, несомненно, персонал радиогородка и солдаты, охранявшие эту станцию, брали воду.
К военному городку связистов через тайгу ведет мощенная камнем дорога. Она позволяла в любую погоду беспрепятственно проехать сюда. Дорога и сейчас исправно служит туристам.
Работала военная радиостанция всего два года, с 1912 по 1914 г. После ухода со станции военных ее переориентировали на передачу радиосвязи гражданского содержания. А в конце 1916 года ее работа была полностью прекращена.
Причины закрытия первой на Урале радиостанции до сего дня в разных публикациях трактуются так: якобы, Александровская сопка и вообще Уральские горы мешали прохождению радиоволн. Точнее, эта версия переходит из публикации в публикацию. Что же на самом деле послужило причиной закрытия и последующей ликвидации радиостанции?
С этим вопросом я обратилась к крупным специалистам в области радиотехники и радиоэлектроники Николаю Ивановичу Войтовичу, доктору технических наук, профессору ЮУрГУ и Михаилу Степановичу Воробьеву, кандидату технических наук, доценту ЮУрГУ, которые авторитетно заявили, что Уральские горы не помеха для прохождения длинных радиоволн, на которых работала радиостанция. Отнюдь не горы мешали ее деятельности. Дело было в самой конструкции. Радиостанция была искровой. Во время работы таких передатчиков между зубцами разрядника проскакивали ослепляющие искры. Появление искр сопровождалось хлопками, подобными выстрелам из винтовки. Такая «стрельба» была слышна на расстоянии более двух километров (представляю, каково было радистам да и всем остальным в радиусе двух километров!).
Искровые генераторы имели массу недостатков: искровая станция излучает затухающие колебания. В начале разряда – резкий всплеск, зарождение колебания с большой амплитудой и быстрое его затухание. К началу следующего разряда колебания уже угасли. К тому же искровая радиостанция не способна передавать человеческую речь – передача ведется только азбукой Морзе. Посылая сигналы своему корреспонденту, радиостанция мешает работе даже тех станций, которые ведут связь на другой близкой волне, она «засоряет» эфир. Не было кодировки, информацию можно было перехватить. Эти недостатки искрового радио заставили искать иные источники колебаний высокой частоты. Новый путь получения незатухающих колебаний заявил о себе только во время Первой мировой войны.
Так что искровая радиостанция на Александровской сопке, так же, как и другие искровые радиостанции, просто морально устарела и стала не нужна. Прошло всего-то 2–3 года – и появились новые технологии в радиосвязи.
Однако радиостанция близ Златоуста, на Александровской сопке как первая на Урале трансконтинентальная радиостанция, навсегда осталась в анналах истории.
Мины — коварное и жестокое оружие. Одно из самых эффективных и распространенных средств уничтожения. Наша планета буквально начинена ими. Только за годы Великой Отечест венной войны было установлено более 100 млн мин. Сколько из них осталось необез вреженными?..
В наши дни минная война стала еще более кровопролитной и непредсказуемой. Корея, Вьетнам, Египет, Ангола, Эфиопия, Афганистан, Приднестровье, Северная Осетия, Абхазия, Босния и Герцеговина, Косово, Чечня, Ирак, Сирия, Украина… Везде кровь и смерть военных и гражданских, детей и взрослых — и взрывы, взрывы, взрывы…
В декабре 1956 г. в соответствии с Постановлением Совета министров СССР на оборонном предприятии (ныне ООО «Станкомаш») было создано специальное конструкторское бюро «200». В настоящее время это специальное кон структорское бюро сухопутной специальной техники — головное подразделение по разработке средств разминирования. Вот уже 67 лет инженеры, техники, испытатели беззаветно, порой в тяжелейших условиях, служат делу создания и испытания минных тралов, призванных сохранить жизни сотням и тысячам людей. Инженеры по призванию, патриоты по мировоззрению, изобретатели по внутреннему содержанию, одни В. В. Большаков, В. В. Шальтис Побеждающие смерть. Челябинские минные тралы из лучших представителей инженерного корпуса страны — специалисты СНКБ-200 отдают себя служению Отечеству. Созданные ими минные тралы прошли тысячи километров по страшным военным и послевоенным дорогам, сохраняя жизни солдат и мирных граждан.
В этой статье мы рассказываем о создании уникальнейших образцов малоизвестного оружия — минных тралов.
Завод «200»
Решение о строительство завода было принято в далеком 1930 г. Одной из ударных строек того времени стал специальный механический завод № 78 в Челябинске, созданный в структуре снарядного треста Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР. Развитие промышленности потребовало также значительного увеличения станочного парка. Основное назначение будущего челябинского предприятия заключалось в обеспечении Красной Армии современным оружием, а также в оснащении военных заводов страны новым станочным оборудованием. Среди гражданских людей завод был известен как станкостроительный, а работники завода называли себя «станкостроителями».
Завод № 78 снарядного треста Наркомтяжпрома СССР строился и развивался как предприятие, способное функционировать самостоятельно, принимая сырье и выпуская готовые изделия. Производственная структура тылового предприятия с замкнутым технологическим циклом, дающим возможность при необходимости в самые короткие сроки освоить новые, нужные стране виды продукции, была наиболее целесообразна в случае военных действий.
В непосредственной близости от завода № 78 уже был построен специальный танковый завод — ЧТЗ. Для обеспечения продукции ЧТЗ броневой защитой в начале 1940 г. вышло по становление правительства об организации на заводе № 78 наряду с выпуском ранее запланированной снарядной и станочной продукции производства танковых бронекорпусов и бронебашен.
Через месяц после начала войны, 22 июля 1941 г., на заводе была запущена первая очередь мартеновского цеха и впервые в Челябинске выплавлена мартеновская сталь, необходимая для производства брони. В августе на завод прибыл нарком тяжелой промышленности Малышев. Он принял решение временно прекратить выпуск станков и подготовить площади для создания бронекорпусного завода.
В ноябре 1941 г. на площадях бывших станко строительных цехов завода № 78 и на базе эвакуированных заводов было развернуто бронекорпусное производство (завод транспортного машиностроения № 200) под руководством Михаила Николаевича Попова. С фронта на завод пошли танки для ремонта бронезащиты, ходовой части и электрооборудования. Началось изготовление бронированных корпусов и башен танков КВ для ЧТЗ. Для оперативной связи двух заводов, находившихся на расстоянии друг от друга не более километра, был сооружен тоннель. Эта подземная артерия соединяла корпус бронекорпусного производства завода № 200 и цех сборки танков ЧТЗ. В годы войны движение в тоннеле не останавливалось ни на один день. Заводы работали как единый слаженный организм.
Уникальные производственные мощности молодого завода и его удобное географическое расположение способствовали тому, что именно сюда, на завод № 78 (станкостроительный завод им. С. Орджоникидзе), были эвакуированы предприятия из Москвы, Ленинграда (Ижорский завод), Сталинграда (завод «Баррикады»), Харькова, Донецка, Николаева и других городов фронтовой зоны — всего 23 объекта. Практически столько же предприятий было эвакуировано на все остальные заводы Челябинска. С запада шли эшелоны с оборудованием заводов и фабрик. По направлениям от военкоматов и добровольцами ехали на трудовой фронт со всех концов страны высококвалифицированные специалисты, молодые рабочие.
Перед началом блокады Ленинграда, в конце августа 1941 г., на завод были эвакуированы более двух тысяч ленинградцев, в том числе учащиеся ремесленных училищ. Кроме того, завод принимал производственные коллективы, бригады, семьи из других прифронтовых зон, специа листов из республик Средней Азии. Более тысячи единиц промышленного оборудования и десятки тысяч человек прибыли на завод уже в первые месяцы войны.
Коллектив рабочих и ИТР бронекорпусного завода транспортного машиностроения № 200 формировался в основном из работников трех эвакуированных на Урал заводов: Ижорского, Мариупольского металлургического и Николаевского судостроительного № 200, а также из специалистов по мехобработке станкостроительного производства завода № 78.
Первоочередной задачей вновь созданного завода с первых дней его деятельности стало создание производственных мощностей по выплавке броневой стали. Для этого необходимо было в сжатые сроки произвести основные строительные работы: завершить возведение мартеновского цеха, построить ряд цехов, кислородную и пиролизную станции для снабжения газом всех огнерезных работ. К строительству завода № 200 были привлечены все местные, а также прибывшие по эвакуации рабочие и специалисты. Нарком обороны пошел также на временную приостановку строительства Челябинского металлургического завода, для того чтобы использовать мощности Челябметаллургстроя на строитель стве главных объектов оборонного значения — заводов № 78 и 200.
К концу 1941 г., в декабре, выдал первую плавку электросталелитейный цех. Во второй половине 1942 г. было отлажено производство литых башен тяжелого танка, освоена автоматическая сварка под слоем флюса. На базе кузнечно-прессового цеха организовали участок по изготовлению крупных деталей танков. Цехи работали без остановки (одиннадцать моделей корпусов и башен выдало бронекорпусное производство за годы войны). Челябинский бронекорпусной завод транспортного машиностроения № 200 был единственным заводом в СССР, который в годы Великой Отечественной войны изготавливал броневые корпуса для тяжелых танков и артиллерийских самоходных орудий из комбинированной брони. Руководили заводом в годы войны М. Н. Попов, И. И. Сочивко, С. К. Щербаков.
Вскоре после победы эвакуированные предприятия со своими коллективами вернулись в родные места. Однако некоторая часть рабочих навсегда связала свою судьбу со ставшим за годы войны родным заводом. Многие уже в Челябинске обзавелись семьями. Жизнь прочно входила в колею мирного времени. Вместе со всем советским народом работники заводов № 78 и 200 слаженно трудились на благо Родины.
Опыт работы, приобретенный в годы войны, стал крепкой базой для дальнейшего развития производства. В послевоенный период заводы № 78 и 200 сохранили статус оборонных предприятий. Для решения вопросов разработки и подготовки к серийному производству современных образцов вооружения и инженерной техники на каждом из предприятий были созданы специальные конструкторские отделы.
Конструкторский отдел — специальное кон структорское бюро (СКБ-200) — был создан в декабре 1956 г. в соответствии с Постановлением Совета министров СССР № 1553-782 от 4 декабря 1956 г. как головная организация по разработке средств разведки и преодоления полей из противопехотных и противотанковых мин танками и другими боевыми гусеничными машинами.
В конце 1950-х гг. стало очевидным, что существование двух заводов на одной территории нецелесообразно. Заводы уже в то время жили едиными целями, выполняя родственные задачи. Кроме того, в 1957 г. началась перестройка управления промышленностью страны. Постановлением № 3ПС от 9 августа 1957 г. Челябин ского совнархоза станкостроительный завод им. С. Орджоникидзе № 78 и завод транспортного машиностроения № 200 были объединены в Челябинский завод им. С. Орджоникидзе. Конструкторский отдел СКБ-200 стал составной частью нового объединенного завода, сохранив свое имя и направление работы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 1999 г. № 1545-р ОАО «Станкомаш» присвоен статус Федерального научно-производственного центра по разработке средств преодоления минных полей именно в связи с тральной тематикой СКБ-200. С этого года отдел стал носить название «Специальное научно-конструкторское бюро (СНКБ-200)» (в настоящее время Специальное конструктор ское бюро сухопутной специальной техники).
Есть заслуга отдела в том, что завод выстоял в сложнейший период перестройки и сохранил свой производственно-технический и научный потенциал.
Малоизвестное оружие
Если провести опрос на тему «Что такое трал?», большинство ответивших сообщили бы, что трал — это большой морской невод в виде мешка, который тянет за собой рыболовное судно — траулер. Меньшая часть отвечавших сказала бы, что трал — это устройство для траления морских мин, которое прицепляют к специальным военным кораблям — тральщикам. И очень немногие ответили бы, что трал — это устрой ство для траления противотанковых мин, установленных в грунт и на грунте, и навешивается он на носовую часть танка. О противоминных танковых тралах знают очень немногие. В отличие от танков, которых тралы защищают от мин и о которых все мы имеем представление благодаря в основном кино и телевидению, о тралах мало пишут, о них почти не говорят в телепередачах, и лишь в картинах, посвященных событиям в Афганистане и Чечне, иногда промелькнут кадры с танком, несущим впереди трал.
Тралящие устройства известны уже около 80 лет, но с противоминными тралами знакомы в основном их создатели и военные специалисты, эксплуатирующие их крайне редко. Первое тралящее устройство было создано в СССР в начале 1930-х гг. Это был бойковый трал, выполненный в виде барабана, закрепленного на носу танка Т-26. К барабану, шарнирно присоединенному к раме, крепились ряды проушин, а к ним — обрезки троса с коническими бойками на конце. Барабан был соединен с ходовой частью танка и при движении последнего приводился во вращение, при этом тросы бойками били по грунту, воздействуя на встречающиеся мины, приводя к их разрушению или срабатыванию перед танком. Для быстрого вращения барабана, а именно для достаточной энергии удара бойков, требовалась большая мощность. Танк Т-26 такой дополнительной мощностью не обладал, поэтому в то время бойковые тралы не получили развития.
Боевое крещение тралы получили в Великую Отечественную войну, но известно об этом стало только через 30 лет. В связи с 30-летием победы над нацистской Германией журнал «Огонек» поместил статью бывшего начальника штаба 166-го Киевского Краснознаменного отдельного инженерного танкового полка. Вот что он писал:
Вместе с этой замечательной частью я прошел от Сталинграда до Берлина. Это был первый в советской армии полк танков-тральщиков. Он предназначался для форсирования с ходу минных полей и при прорыве вражеской обороны всегда находился на острие удара. Памятен бой на подступах к Киеву. Полк действовал в составе 3-й гвардейской армии генерала Рыбалко. Наверное, и сейчас помнят недобитые гитлеровцы нашу атаку в ночь на 5 ноября. Танковые корпуса шли вперед с зажженными на всю мощь фарами, включенными сиренами, ведя сильнейший огонь из пушек и пулеметов.
<…>
Развернувшись в линию, наш полк шел впереди танковой армии прямо на минное поле. Мощные взрывы сотрясали боевые машины. Фонтаны земли обрушивались на броню, забивая смотровые щели — так густо были расставлены противотанковые мины. Но, к ужасу гитлеровцев, танки продолжали продвигаться вперед. Ошеломленный враг не выдержал натиска... Танкисты ворвались в Святошино и перерезали дорогу Киев — Житомир.
Что же за чудо-танки шли через минное поле? Обычные тридцатьчетверки! Но впереди них двигался прицеп — остроумно устроенный противоминный трал. Десять крутящихся дисков из вязкой стали вонзали в землю металлические шипы и подрывали мины. Танк шел окутанный дымом, но мины взрывались впереди машины, не причиняя ей вреда... Создал это противоминное оружие заместитель командира полка П. М. Мугалев. Сотням танкистов Великой Отечественной войны это изобретение спасло жизнь...
В 1942 г. немецкие конструкторы также пытались создать противоминный трал. Но первые образцы самоходного трала оказались утяжеленными, они не смогли даже пройти по испытательному полигону, где и были брошены. Там их нашли наши наступающие войска.
До 1958 г. в открытой печати сведения о противоминных танковых тралах не встречались. В 1958 г. в издательстве Министерства обороны СССР вышла книга М. Г. Нерсесяна и Ю. В. Каменцева «Бронетанковая техника армий США, Англии и Франции». В ней приводятся описания механических тралов — катковых, ножевых и бойковых — армий США и Англии.
В 1965 г. издательство Министерства обороны СССР выпустило «Пособие по устройству и преодолению минно-взрывных заграждений» авторов П. Г. Радевича, В. В. Журавлева, И. В. Волкова. В качестве средств преодоления минно-взрывных заграждений здесь были приведены конструкции каткового трала (американский катковый «Ларрупинг Лоу»), ножевого (американский танковый бульдозерный трал с черенковыми ножами), бойкового трала (английский «Скорпион»).
Интересно, что в книге не описан ни один отечественный трал, хотя к моменту выхода этого пособия на вооружении Советской Армии уже несколько лет находился катково-ножевой противоминный танковый трал КМТ-5. Однако ни в литературе, ни в кино о нем не упоминалось. Его характеристики никакого секрета не представляли, так как к тому времени трал поставлялся на экспорт во многие страны социалистиче ского лагеря. Более того, начиная со времени Великой Отечественной войны работа над созданием и совершенствованием противоминных танковых тралов не прекращалась.
Истории строки…
Как уже упоминалось, конструкторский отдел — специальное конструкторское бюро (СКБ200) — был создан в декабре 1956 г. в соответствии с Постановлением Совета министров СССР № 553-782 от 4 декабря 1956 г. как головная организация по разработке средств разведки и преодоления полей из противопехотных и противотанковых мин танками и другими боевыми гусеничными машинами.
Первым главным конструктором был Виктор Алексеевич Самсонов. Уже в первые годы отдел приступил к проектированию тралов. На предприятии был создан цех по производству тральной техники. Разработаны конструкции и начато серийное производство ножевых тралов КМТ-4, КМТ-4М, КМТ-6; катково-ножевых КМТ-5, КМТ-5М; установки разминирования УР-67; уширителя колейных проходов «Питон». Большую роль в становлении СКБ-200, особенно в развитии его испытательной базы, сыграл Петр Селиверстович Булыгин, заместитель начальника отдела, а с 1975 по 1977 г. — главный конструктор СКБ-200. В 1977 г. главным кон структором стал Василий Александрович Кузнецов. Под его руководством было освоено серийное изготовление катково-ножевого трала КМТ-7, ножевых тралов КМТ-8, КМТ-10, электромагнитной приставки ЭМТ, установок разминирования УР-77, УР-83, ножевых тралов КМТ-Р, КМТ-Р2 для инженерных машин разграждения ИМР-2, ИМР-2МА. В кратчайшие сроки были разработаны, изготовлены и поставлены для использования в зоне боевых действий в Республику Афганистан партии экспериментальные образцов облегченных минных тралов «Урал-3», «Урал-4», КМТ-9 для БМР-2 и доработанного БТС-4В. В рамках НИР «Корт-Б» осуществлялась разработка конструкторской документации бронированной машины разминирования БМР-3 с тралом КМТ-7. Партия этих машин была изготовлена и поставлена на вооружение для использования в зонах локальных конфликтов в Афганистане, Приднестровье, Северной Осетии, Абхазии, Боснии и Герцеговине, Косово и Чечне, позднее в Сирии и на Украине...
На передовых рубежах
С 1999 г. отдел называется «Специальное научно-конструкторское бюро (СНКБ-200)»; 50 % выпускаемой предприятием продукции составляют заказы СНКБ-200. С 2002 г. бюро возглавлял главный конструктор Владимир Петрович Зиновьев.
В СНКБ-200 входят два подразделения. Одно из них — научно-исследовательский отдел (занимается тральной техникой), возглавляет который заместитель главного конструктора кандидат технических наук Геннадий Дмитриевич Камшилов. Отдел проектирует, проводит испытания техники, готовит документацию для серийного производства. Научно-исследовательский отдел имеет в своем составе испытательную станцию в Чебаркульском районе для проведения испытаний средств инженерного вооружения.
СНКБ-200 и всему «Станкомашу» есть кем гордиться: за 67 лет с момента образования отдела выросли замечательные специалисты. Награждены правительственными наградами Министерства обороны РФ: орденами — Виктор Алексеевич Самсонов, Василий Александрович Кузнецов, Иван Ефимович Кокин, Геннадий Дмитриевич Камшилов; медалями — Владимир Петрович Зиновьев, Владимир Ильич Михайлов, Владимир Иванович Горбунов, Владимир Викторович Шальтис, Николай Алексеевич Базанов, Валерий Алексеевич Ширинкин. Распоряжением Правительства РФ от 1 апреля 2010 г. присуждена премия Правительства РФ в области науки и техники за 2009 г. — Владимиру Петровичу Зиновьеву, Геннадию Дмитриевичу Камшилову, Галихану Исмагиловичу Тимерханову и Владимиру Викторовичу Шальтису. Звание «Заслуженный изобретатель РФ» присвоено Г. Д. Камшилову и В. И. Михайлову. Победителями Всероссийского конкурса «Инженер года» признаны Н. Д. Ильвичев (2001), Н. А. Базанов (2002), В. В. Кавьяров (2003), В. А. Ширинкин (2004), В. Б. Горбунов (2005). Лауреатом Всероссийского конкурса «Инженер года — 2003» стал В. В. Шальтис.
Помимо упомянутых людей, следует назвать ветеранов отдела: Петра Селиверстовича Булыгина, Виталия Ивановича Забродина, Леонида Андреевича Сысоева, Леонида Дмитриевича Гребнева, Анатолия Михайловича Жданова, Людмилу Ивановну Андрющенко, Валерия Алексеевича Ширинкина, Владимира Кирилловича Кокорина, Галихана Исмагиловича Тимерханова, Антониду Егоровну Беляеву, Екатерину Константиновну Кулиш, Любовь Ивановну Маркову, Виталия Сергеевича Тумашева, Алексея Николаевича Кочеева, Надежду Акафимовну Герасимову, Виктора Валентиновича Большакова, Виктора Георгиевича Вернера, Светлану Ростиславовну Ушакову, Валентину Ивановну Селистров скую. Сергея Ивановича Гражданкина.
В настоящее время СКБ проводит опытноконструкторские работы, готовит тральную технику нового поколения, которая может успешно применяться в локальных войнах и для гуманитарного разминирования. Сейчас это производ ство — единственное в России. С помощью тралов можно не только обеспечить передвижение техники по минным полям, но и производить разминирование самих минных полей. Отдел участвовал во всех международных выставках вооружения в Нижнем Тагиле. Тралы КМТ-5, КМТ-6, КМТ-7, КМТ-8, установки разминирования УР-67, УР-77, электромагнитная приставка ЭМТ поставлялись на экспорт и до сих пор находятся на вооружении ряда зарубежных стран, таких как Египет, Куба, Германия, Польша, Кипр, Северная и Южная Корея, Индия, Алжир, Венесуэла и др.
Изделия ОАО «ФНПЦ Станкомаш» по своим тактико-техническим характеристикам превосходят научно-технический уровень многих зарубежных разработок, а ряд средств не имеет аналогов.
Для обеспечения Российской армии перспективными средствами разминирования были выполнены опытно-конструкторские работы и приняты на снабжение новые инженерные танковые минные тралы для проделывания колейных и сплошных проходов в минных полях, а также дорожная машина разминирования.
Впервые в мировой практике созданы новые изделия минных тралов: инженерный танковый минный трал сплошного разминирования и инженерный танковый минный трал колейный. Оба минных трала обеспечивают траление основных типов диверсионных противотанковых мин: противогусеничных, противоднищевых с контактными и неконтактными магнитными взрывателями, противобортовых мин с неконтактными сейсмооптическими взрывателями, разрушения проводных линий управления для взрыва мин, фугасов, приведения к срабатыванию мин дистанционной установки, установленных внаброс на поверхности грунта, а также с заглублением, в том числе и в горных условиях .
Средства разминирования — от проекта до производства
ОАО «Федеральный научно-производственный центр “Станкомаш”» — головной разработчик и единственный в стране производитель средств преодоления минных полей. Создание эффективных средств разминирования обусловлено необходимостью надежной противоминной защиты личного состава и техники войсковых подразделений, возрастанием масштабов применения минно-взрывных заграждений, форсированной разработкой за рубежом нового поколения мин и систем их доставки, опасно стью возникновения локальных вооруженных конфликтов, увеличением числа зон взрыво опасных ситуаций — участков местности, насыщенных невзорвавшимися боеприпасами. С учетом этого проблема разминирования территорий остается актуальной задачей современности.
В течение многих десятилетий ОАО «ФНПЦ “Станкомаш”» выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в интересах инженерных войск Вооруженных Сил РФ. Предприятие обладает уникальными возможно стями по исследованиям, проектированию, испытаниям, производству, поставке для Министер ства обороны РФ и на экспорт средств военноинженерной техники:
— индивидуальных минных тралов для танков;
— минных тралов малой массы для боевых машин пехоты;
— инженерных минных тральщиков многоцелевого назначения;
— пускового оборудования для установок взрывного разминирования;
— электромагнитных тралов;
— тралящего оборудования для инженерных машин разграждения;
— средств сплошного разминирования местности.
К настоящему времени созданными ОАО «ФНПЦ “Станкомаш”» средствами преодоления минных полей оснащена бронетанковая техника Вооруженных Сил РФ, армий стран СНГ. Они поставлены на экспорт для армий свыше 15 стран мира, успешно применялись в боевых действиях в Афганистане, Чеченской Республике, в ходе миротворческих операций в Приднестровье, Абхазии, Боснии и других районах локальных военных конфликтов.
В рамках реализации федеральных программ по развитию и укреплению оборонно-промышленного комплекса, в части создания и производства средств инженерного вооружения, предприятием в последние годы созданы средства разминирования нового поколения. По результатам выполнения ОКР «Тротуар» приказом начальника инженерных войск Вооруженных Сил РФ от 19 января 2007 г. № 6 на снабжение Вооруженных Сил РФ приняты инженерный танковый минный трал для проделывания сплошных проходов ТМТ-С, инженерный танковый минный трал колейный ТМТ-К.
В рамках выполнения контрактов ФГУП «Рособоронэкспорт» завод поставляет инозаказчикам тралы КМТ-7, ЭМТ, КМТ-8, КМТ-Р3.
Изделия СНКБ-200 по своим тактико-техническим характеристикам превосходят многие зарубежные разработки, а ряд средств не имеют мировых аналогов. Их технические решения защищены более чем 300 авторскими свидетельствами и патентами на изобретения, рядом публикаций и научных работ.
Трал ТМТ-С, созданный впервые в мировой практике, способен эффективно решать задачи сплошного разминирования, преодоления минновзрывных заграждений, сопровождения колонн в условиях возможного применения противобортовых мин. Отличается высокой взрывоустойчивостью, маневренностью и проходимостью.
Инженерный минный трал ТМТ-К позволяет приводить к срабатыванию мины, установленные диверсионным способом — с заглублением относительно грунта, в том числе в горных условиях.
Трал КМТ-10 имеет уникальную конструкцию. До настоящего времени зарубежные армии не имеют на вооружении подобного средства. Разработанный как изделие малой массы, он обеспечил выполнение задач машинами типа БМП-2 при преодолении заминированных участков, в том числе в режиме траления, пробега, преодоления препятствий и водных преград. С доработкой конструкции может применяться с боевыми машинами пехоты БМП-3 и БМП-4.
Электромагнитный трал (ЭМТ) предназначен для траления мин с неконтактными магнитными взрывателями. Применяется как индивидуальное средство защиты бронетанковой техники, а также в качестве дополнительного средства к тралам КМТ-7, КМТ-8, КМТ-Р3, ТМТ-К, ТМТ-С и к машине ДМР.
Колейный минный трал КМТ-7 служит для разведки и преодоления противотанковых минных полей, состоящих из противогусеничных, противоднищевых и противопехотных мин. Траление мин катковыми рабочими органами дублируется ножевыми секциями. Трал КМТ-7 снабжен устройством аварийной отцепки, которое обеспечивает освобождение машины от трала без выхода экипажа из машины, в зависимости от обстоятельств в ходе выполнения боевой задачи.
Колейный минный трал КМТ-8 предназначен для преодоления минных полей и заминированных участков местности танками Т-62, Т-64, Т-72, Т-80, Т-90 и их модификациями. Конструктивно скомпонован для совместной работы с катковой частью трала КМТ-7. Обеспечивает более высокие величины пределов копирования рабочим органом неровностей грунта и его угла въезда в походном положении в режиме движения системы «танк — трал». Каждый рабочий орган оснащен предохранительным узлом с целью сохранения ножевых секций от разрушения при преодолении так называемых непреодолимых препят ствий, что особенно важно при разминировании в пустынной местности и в горных условиях. Отличается высокой конкурентоспособностью, пользуется возрастающим спросом у иностранных заказчиков.
Сегодня ОАО «ФНПЦ “Станкомаш”» имеет значительный конструкторский задел по различным вариантам средств разминирования нового поколения для оснащения тонкобронных машин БТР, БМД, БМП, находящихся в стадии разработки.
Накопленный практический опыт и научнопроизводственный потенциал завода позволяют разрабатывать и изготавливать современную военно-инженерную технику в соответствии с новыми задачами оборонно-промышленного комплекса.
Хроника событий
1956 г. Постановлением Совета министров СССР № 1553-782 от 4 декабря 1956 г. на заводе транспортного машиностроения организовано специальное конструкторское бюро № 200 по созданию танковых минных тралов (СКБ-200).
1957 г. 9 августа 1957 г. Постановлением Челябинского совнархоза завод транспортного машиностроения и станкостроительный завод им. С. Орджоникидзе объединены в станкостроительный завод им. С. Орджоникидзе.
Командировка специалистов СКБ-200 в Москву на курс лекций по тралостроению в ЦНИИИ-15 и Военно-инженерную академию им. Куйбышева.
Получены тактико-технические задания на проектные работы по танковым минным тралам и минным инженерным тральщикам. Управлением начальника инженерных войск объявлен конкурс на лучшие проекты трального оборудования.
1958 г. Проекты танкового колейного трала и минного инженерного тральщика СКБ-200 заняли первые места в конкурсе. Проект минного инженерного тральщика с бойковым тралящим оборудованием на базе эвакуационного тягача БТС-2 отклонен по причине недостаточной мощности двигателя тягача.
Начаты работы по проектированию танка-тральщика. Инженерный минный тральщик сплошного траления на базе тягача особой мощности, выпускаемый Харьковским заводом им. Малышева, не выдержал государственных испытаний. Спроектирован колейный уширитель проходов для танков (КУП). Начато производство колейного трала КМТ-4.
1959 г. Начаты работы по проектированию инженерного минного тральщика на базе тяжелого танка Т-10М, изготавливаемого на Челябинском тракторном заводе.
1960 г. По указанию Министерства обороны СССР работы по проектированию инженерного минного тральщика на базе тяжелого танка Т-10М прекращены. Начаты работы по проектированию инженерного минного тральщика на базе самоходной установки ИСУ-152 (ИМР), изготавливаемой на Челябинском тракторном заводе.
1961 г. Принято решение о прекращении работ по проектированию ИМР на базе ИСУ-152, малое количество базовых машин в армии СССР.
1962 г. Приказом Министерства обороны СССР № 0235 от 12 сентября 1962 г. приняты на во оружение колейные минные тралы КМТ-4 и КМТ-5.
Продолжены работы по проектированию инженерного минного тральщика на базе танка Т-10М, изготовлен опытный образец для заводских испытаний, проведены испытания.
1963 г. Проведены проектные работы по модернизации трала КМТ-5 (КМТ-5М).
1964 г. Приказом Министерства обороны СССР № 200 от 10 июля 1964 г. принят на вооружение колейный уширитель проходов КУП.
Изготовлены опытные образцы КМТ-5М.
Изготовлены опытные образцы МИТ с двухрядным катковым тралящим оборудованием, проведены заводские испытания.
В мае освоен выпуск корпусов и башен БМП-1.
1965 г. Начаты работы по проектированию речного минного тральщика, колейного трала «Урал».
1966 г. Приказом НИВ Министерства обороны СССР № 077 от 27 декабря 1966 г. приняты на вооружение колейные минные тралы КМТ-4М и КМТ-5М.
1967 г. Приказом Министерства обороны СССР № 240 от 10 октября 1967 г. принята на вооружение установка разминирования УР-67.
Снят с вооружения КУП.
1969 г. Разработан и испытан электромагнитный трал (изделие 225) ЭМТ.
1971 г. Приказом Министерства обороны СССР № 0170 от 23 сентября 1971 г. принят на вооружение колейный минный трал КМТ-6.
1972 г. Начаты проектные работы по созданию инженерного минного тральщика ОКР «Челнок».
Освоено производство корпусов и башен для передвижного разведывательного пункта ПРП-3.
1973 г. Освоено производство башен для разведывательной радиолокационной машины.
1977 г. Приказом Министерства обороны СССР № 041 от 21 апреля 1977 г. принята на вооружение установка разминирования УР-77.
В августе изготовлены первые корпуса и башни для командно-штабной машины.
1980 г. Приказом Министерства обороны СССР № 0089 от 3 июня 1980 г. принята на вооружение ИМР-2.
1983 г. Приказом Министерства обороны СССР № 034 от 16 февраля 1983 г. приняты на вооружение колейные минные тралы КМТ-8 и КМТ-7.
Приказом Министерства обороны СССР № 0183 от 13 августа 1983 г. принят на вооружение колейный ножевой трал КМТ-10.
Начаты работы в рамках ОКР «Парнас».
1984 г. Приказом Министерства обороны СССР № 0104 от 19 мая 1984 г. принята на вооружение переносная установка разминирования УР-83П.
1985 г. Завершены работы в рамках ОКР «Парнас».
Приказом Министерства обороны СССР № 230 от 26 сентября 1985 г. принята на вооружение электромагнитная приставка ЭМТ.
1986 г. Проведены государственные испытания колейного минного трала «Парнас» в ДРА. Решением НИВ и ГБТУ Министерства обороны РФ трал рекомендован для применения с бронированной машиной разминирования БМР-2.
Начаты работы по созданию экспериментального образца НИР «Корт» с бойковым тралящим оборудованием на базе танка Т-72М (прообраз БМР-3, разработка конструкторского технологического центра ГБТУ Министерства обороны СССР, г. Киев).
1987 г. Начаты работы в рамках ОКР «Переспрос».
1989 г. Завершены работы в рамках ОКР «Переспрос».
1990 г. Проведены испытания образцов опытной партии катковых колейных минных тралов «Переспрос» в ДРА.
1993 г. Начата разработка ножевого колейного минного трала с электромагнитной приставкой КМТ-РЗ для инженерной машины разграждения (изделия 193, 196, разработка ФГУП «УКБТМ», Нижний Тагил).
1994 г. Проведение НИР «Пролог» по созданию средств разминирования для легкобронной техники.
Решением Главного командования Сухопутных войск № 72-12-94 от 31 декабря 1994 г. принята на вооружение бронированная машина разминирования БМР-3.
1995 г. Продолжение НИР «Пролог».
1996 г. Завершение НИР «Пролог».
1997 г. Завершение ОКР трала КМТ-РЗ.
Начата ОКР «Тротуар» по созданию ТМТ-К, ТМТ-С и ДМР.
Начата НИР «Подгруппа» по созданию экспериментальных образцов перспективных средств траления.
1998 г. Проведение ОКР «Тротуар» и НИР «Подгруппа». 1999 г. Приказом Министерства обороны РФ № 39 от 30 января 1999 г. трал КМТ-РЗ в составе ИМР-3 принят на вооружение.
Постановлением правительства РФ № 1545р от 2 ноября 1999 г. ОАО «Станкомаш» присвоен статус Федерального научно-производственного центра по разработке средств преодоления минных полей.
Проведение ОКР «Тротуар» и НИР «Подгруппа».
2000– 2004 гг. Проведение ОКР «Тротуар» и НИР «Подгруппа».
2005 г. Завершение НИР «Подгруппа» и ОКР «Тротуар»; образцы ТМТ-С, ТМТ-К и ДМР рекомендованы к принятию на вооружение.
2006 г. Участие в «Российской выставке вооружения, Нижний Тагил — 2006». Выставлялись тралы: КМТ-7 с бронированной машиной разминирования БМР-3М (прообраз БМР-3, НИР «Корт»); КМТ-8 с ЭМТ на танке Т-90; КМТ-10 для БМП-1, БМП-2; машина гуманитарного разминирования для населенных пунктов МГР НП (прообраз ДМР, ОКР «Тротуар»). ФГУП «Рособоронэкспорт» по результатам выставки предполагает разместить заказы по изготовлению указанных тралов и МГР НП в ОАО в интересах иностранных покупателей. Участие в ОКР «Рамка», «Совершенствование-88», ОКР «Вепрь».
2007 г. Приказом начальника инженерных войск Вооруженных сил РФ № 6 от 19 января 2007 г. приняты на снабжение Вооруженных сил РФ инженерные танковые минные тралы ТМТ-С, ТМТ-К и дорожная машина разминирования ДМР. Участие в ОКР «Рамка», «Совершкенствование-88», ОКР «Вепрь». Изготовлены и поставлены в Ливию тралы КМТ-8 и ЭМ Т, в Алжир — три партии тралов КМТ-8 и ЭМТ.
2008 г. Участие в 6-й Международной выставке «Российская выставка вооружений. Нижний Тагил — 2008». В рамках гособоронзаказа изготовлены и поставлены Министерству обороны РФ первые серийные тралы ТМТ-К и ТМТ-С. Изготовлена и отправлена в Алжир четвертая партия тралов КМТ-8 с ЭМТ.
2009 г. Участие в 7-й Международной выставке «Российская выставка вооружения. Нижний Тагил — 2009». В рамках гособоронзаказа изготовлены и поставлены Министерству обороны РФ тралы ТМТ-К и ТМТ-С.
Изготовлена и поставлена в Республику Кипр партия тралов КМТ-7.
2011 г. Участие в 8-й Международной выставке «Российская выставка вооружений. Нижний Тагил — 2011».
Поставлена в Венесуэлу партия тралов КМТ-8.
В. В. Большаков, В. В. Шальтис. Побеждающие смерть. Челябинские минные тралы