Златоустовские традиции
Златоустовский завод был основан в 1754 году тульскими промышленниками братьями Мосоловыми. Свое красивое имя завод получил в честь одного из трех святителей православной церкви, святого Иоанна Златоуста. Докладывая правительству о начале строительства, заводчики пророчили заводу славное будущее: «И на том, мною вновь обысканном на реке Аю, удобном заводском месте, оной железной завод… с Божью помощью, с крайним поспешением, строится… от которого заводу происходить будет государственная и всенародная польза». Переплавляя в доменных печах железные руды, месторождения которых окружали завод, заводчики получали чугун, служивший сырьем для получения кричного железа.
В 1769 году Мосоловы продали Златоустовский завод тульскому 1‑й гильдии купцу Лариону Лугинину. Купив у графа Строганова Саткинский завод, находившийся по соседству, а также обширные земельные участки, Лугинин задумал создать собственную горнозаводскую империю с центром в Златоусте. Из заводов, отстроенных купцом Лугининым и ставших в 1811 году государственными, в 1815 году был создан казенный Златоустовский горный округ, включавший в себя, наряду со Златоустовским, Саткинский, Кусинский, Миасский и Артинский заводы. На этих предприятиях плавили железо и медь, производили крестьянские косы, топоры и лопаты, слесарные инструменты, а также корабельные якоря.
Продукция заводов доставлялась в центр России водным путем. Поскольку река Ай была судоходна только в весеннее половодье, все произведенное в течение года складировалось в ожидании навигации. На заводских верфях строили целые флотилии речных барок. Караваны барок сплавлялись по системе рек: Ай – Уфа – Белая – Кама – Волга. Затем команда, превратившаяся в бурлаков, вела барки по системам рек, озер и каналов до Москвы или Петербурга.
В 1811 году Россия готовилась к большой войне с наполеоновской Францией. На Златоустовском заводе было заказано 120 пушечных стволов. Их отливали из бронзы (сплава меди с цинком), затем обтачивали на токарных станках и сверлили запальные отверстия. Весенним караваном барок 1812 года в армейские арсеналы были отправлены орудийные стволы, общим весом в 12 440 пудов. В их числе было: 65 легких артиллерийских стволов, 10 среднего калибра и 25 крупнокалиберных. Все это предназначалось для южных крепостей. Еще 30 стволов и почти 30 тысяч пудов железных поддонов к легким орудиям выгрузили на Лаишевской пристани. В 1812 году, в соответствии с нарядом, было изготовлено еще 120 пушечных стволов. Они поступили в арсеналы, где шла окончательная сборка орудий, летом 1813 года. Кроме пушечных стволов завод готовил все железные детали для артиллерийских орудий. За время Отечественной войны, в 1812–1814 годах, русская армия получила 398 златоустовских пушек.
Златоустовский завод, одним из первых в России, наладил промышленное производство стали. Сырцовую сталь начали плавить при заводчике Лугинине в 1770‑е годы. Ее получали, переплавляя в горне кричное железо. Этот металл имел неоднородную структуру и посторонние включения. Для клинков холодного оружия требовалась более качественная, так называемая рафинированная (очищенная) сталь. Сырцовую сталь, нагрев добела, проковывали в тонкие полосы. Их закаливали в холодной воде и сортировали. Для улучшения качества несколько полос сваривали в бруски и вновь проковывали в полосы. В зависимости от количества проковок сталь могла быть двух- или трехвыварной.
Начальник Златоустовского горного округа Павел Петрович Аносов, вошедший в историю как великий русский металлург, стремился обеспечить Россию лучшей в мире сталью. Поэтому он в 1828 году лично занялся опытами по получению литой стали. К тому времени ее производство было налажено только в Англии. Никаких сведений о новой технологии не было, и Павлу Петровичу пришлось все разрабатывать самому. Он построил плавильную печь собственной конструкции, наладил производство огнеупорных глиняных тиглей и провел несколько сот экспериментальных плавок. Тигель с обрезками железа и флюсами помещали в печь. В ходе плавки вредные примеси уходили в шлак и получалась чистая тигельная сталь. Продолжая опыты, исследователь изучил, как влияют на качество стали добавки марганца, кремния, хрома, золота, провел опыты по режимам термической обработки стали и первым в мире исследовал микроструктуру стали с помощью микроскопа, заложив всем этим основу отечественной металлургии.
Взявшись за разгадку тайны приготовления булата, инженер П.П. Аносов провел за десять лет около 200 опытов. В тигель он загружал небольшое количество чистого железа или руды, а также графита, то есть углерода. При температуре до 1200 градусов плавка продолжалась несколько часов. Затем тигель остывал вместе с печью два – три дня. Немало особенностей было в ковке и закалке полученного металла. Полученная булатная сталь обладала фантастическими свойствами. Клинок можно было согнуть в кольцо. Он легко перерубал гвозди и рассекал подброшенный в воздух тончайший шелковый платок. На поверхности булата проявлялись красивые естественные узоры. Аносовский булат ни в чем не уступал древним индийским булатам, секрет изготовления которых был утрачен еще в Средневековье. Вплоть до 1917 года Златоуст оставался единственным местом в мире, где могли варить настоящий булат и готовить из него клинки.
После отъезда Аносова из Златоуста производство литой стали было прекращено. Его возобновил через несколько лет Павел Матвеевич Обухов, еще один великий русский металлург. В середине XIX века он разработал технологию получения высококачественной тигельной стали, из которой готовили замечательные клинки и легкие пуленепробиваемые кирасы. Ружейные стволы, изготовленные из этой стали, сгибались в кольцо и выдерживали самые невероятные испытания.
30 марта 1860 года инженер П.М. Обухов отлил первую русскую стальную пушку. До того времени артиллерийские орудия делали из бронзы или чугуна. И только немецкий фабрикант Крупп мог готовить стальные пушки. Для отливки пушечного ствола требовалось сварить сталь одного состава и качества сразу в нескольких десятках тиглей и очень быстро вылить ее в одну форму. На испытаниях обуховская пушка выдержала более 4 тысяч выстрелов, ни в чем не уступив аналогичному крупповскому орудию. На Всемирной промышленной выставке в Лондоне в 1862 году П.М. Обухов был награжден за свои стальные пушки золотой медалью.
Высококачественная златоустовская сталь шла на изготовление топоров, слесарного, мерительного и медицинского инструмента. Наши литейщики, единственные в мире, отливали стальные колокола, которые звучали не хуже бронзовых.
Мастер П.Н. Швецов, хранивший секреты приготовления булата, в 1883 году, на 20 лет раньше своих западных коллег, первым в мире выплавил нержавеющую сталь.
В 1880 году в Златоусте было налажено производство мартеновской стали, которую можно было плавить в большом количестве. Эта сталь была значительно дешевле литой тигельной, но не уступала ей в качестве. Став мировым центром качественного сталеварения, город Златоуст в конце XIX – начале XX века готовил лучшую в мире сталь.
Всемирную известность Златоуст получил как центр оружейного производства. В 1815 году по указу императора Александра I была основана Златоустовская оружейная фабрика, которая специализировалась на холодном оружии. Для того чтобы наладить это производство, из оружейных центров Европы, городов Золинген и Клингенталь, были приглашены специалисты. Более сотни семей иностранцев были поселены в уютных домиках на улицах, получивших название Большая и Малая Немецкие. Для них были созданы замечательные условия. Немцы имели свой суд, церкви, школу для детей и клуб, пользовались всевозможными льготами и привилегиями. Их заработная плата в восемь раз превосходила заработок русских мастеров. Поэтому почти все семьи иностранцев остались в Златоусте после окончания срока контракта.
Совместными усилиями русских инженеров и мастеровых, а также иностранных мастеров было налажено производство качественного оружия, признанног о лучшим в мире. Это признавали даже скупые на похвалы в адрес России зарубежные авторитетные специалисты. Директор Лондонского королевского геологического музея Р. Мурчисон, посетивший Златоуст в 1841 году, писал, что Златоустовская фабрика холодного оружия «стоит на высокой степени совершенства». Его соотечественник, военный разведчик капитан Д. Аббот, утверждал: «Довольно сомнительно, найдется ли хотя одна фабрика в целом мире, которая выдержала бы состязание со Златоустовскою в выделке оружия».
Златоустовские клинки высоким качеством стали и тщательной отделкой завоевали славу лучших в мире как на выставках, так и на полях сражений. В коллекции наград, полученных Оружейной фабрикой на всемирных и российских выставках, пять золотых, семь серебряных и две бронзовых медали.
Наряду с боевым оружием для армии и флота наши оружейники готовили форменное оружие для гражданских ведомств, фехтовальное и охотничье оружие. Ежегодно в войска отправляли более 30 тысяч единиц оружия. Во время войн это количество увеличивалось в два -три раза. В 1837 году на фабрике было освоено производство защитных доспехов – кирас и касок. Большое значение придавалось изготовлению украшенного оружия.
Неслучайно златоустовская гравюра на стали ведет свой отсчет со дня открытия Оружейной фабрики. У истоков этого уникального искусства стоял легендарный мастер Иван Бушуев. Легко освоив технику травления, синения и золочения стали, с помощью которой украшали клинки иностранные мастера, он превратил это ремесло в искусство. На его оружии появились миниатюрные батальные сцены, сюжеты из античных мифов и пейзажи уральской природы.
На своих изделиях Иван Бушуев не раз изображал золотого крылатого коня – персонажа древнегреческих мифов Пегаса, верного оруженосца бога Зевса, помещенного ныне на герб города Златоуста. Уральский писатель Бажов, посвятивший Бушуеву один из своих сказов, назвал его мастером Иванко-Крылатко. Лучшим произведением мастеров златоустовской гравюры на стали являются рыцарские доспехи, хранящиеся в Златоустовском краеведческом музее. Уникальные латы были изготовлены в подарок наследнику престола цесаревичу Александру, будущему императору Александру II. Для украшения доспехов были применены все приемы художественной обработки металла, которыми владели наши оружейники. Бушуев, замысел которого воплотили три десятка лучших мастеров, лично выполнил все работы по золочению лат.
Стальную славу Златоуста – традиции качественного сталеварения, ковки клинков и превращения их в произведения искусства – хранят и приумножают современные мастера этого города.