От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов
  • Главная
  • Из опыта исследований спелеообъектов Южного Урала и Зауралья
  • • Тайны кыштымских подземелий

Тайны кыштымских подземелий

Первая спелестологическая экспедиция на Кыштымском заводе

Юрин В. И.

Из опыта исследований спелеообъектов Южного Урала и Зауралья :
сб. научных статей / В. И. Юрин [Текст].
— Челябинск : Цицеро, 2010. — 420 с.

Много различных легенд и преданий можно услышать в небольшом уральском городке Кыштыме Челябинской области от краеведов и научных сотрудников историко-революционного музея. Некоторые из них напрямую связаны, с якобы, существующими и по ныне подземными сооружениями — тайными ходами и подвалами. Вся эта устная информация и даже отдельные статьи краеведов, историков и архитекторов1 не были подтверждены исследованиями специалистов (спелестологов2 и археологов).

В ноябре 2003 г. Челябинский областной краеведческий музей совместно с Челябинским городским общественным фондом культуры организовали и провели впервые на Урале научную спелестологическую экспедицию (руководитель спелеоархеолог В.И. Юрин). Исследовательские работы проводились на территории современного предприятия «Кыштымский машиностроительный завод», бывшем Верхне-Кыштымском доменном (чугуноплавильном) и молотовом (железоделательном) заводе, основанном в 1757 г. На территории данного предприятия ранее были осмотрены и поставлены на учет 11 памятников (объектов) архитектуры и техники, представляющих научную, историческую и культурную ценность3.

Подземные же архитектурные сооружения, как на данном предприятии, так и на других старых заводах, на территории современной Челябинской области никто и никогда не исследовал. В ходе данной экспедиции была осмотрена только часть территории предприятия на предмет выявления и первичного изучения подземных объектов (сооружений). Удалось выявить и частично исследовать старые (вторая половина XVIII — начало XIX вв.) архитектурно-исторические подземные сооружения 4-х типов: скрытые (тайные) ходы сообщения, производственные коммуникации, подземный рабочий (водоотводной) канал (ларь) и подвалы. Также были осмотрены северная дозорная башня и сооружения в комплексе с ней. Во время исследований удалось пройти под землей около 300 м4.

Скрытые (тайные) подземные ходы сообщения, технологические и производственные подземные коммуникации.

Обнаружено, что практически под всей площадью завода, в старой её части (XVIII — XIX вв.) сохранились подземные сооружения в виде ходов, по которым сегодня можно перемещаться (в разных частях) во весь рост, или на корточках, или ползком. В некоторых местах зафиксировано свисание потолочных плит и заполнение ходов почти под потолок рыхлым грунтом. А кое-где бегут подземные (не природные) ручьи и стоит вода или грязь.

Выявлено, что из подвального помещения, расположенного юго-западнее северной дозорной башни, сохранился скрытый ход сообщения длинной около 70 м, ведущий до южной дозорной башни. Данный ход пройден на корточках до 58 м, далее он засыпан рыхлым грунтом. В ходу видны следы затопления (в некоторых частях хода сыро, грязь).

Одна часть, выявленной подземной системы ходов, создана в одно время (XVIII в.) и имеет одинаковое конструктивное исполнение, в виде траншеи с небольшим расширением к верху. Стены из дикого рваного камня, размером 30 — 65×15 — 30×10 — 20 см, на растворе, перекрытие — железные или чугунные плиты, размером 130×51×3 см. По длинной стороне плит имеются выступы (пазы) для плотной их подгонки друг к другу. На некоторых участках ходов данные плиты сохранились (по 1 — 2 шт.). Другая часть подземной системы, видимо, была создана уже в XIX в. и являлась производственными коммуникациями. Основная часть ходов была перекрыта железобетонными плитами, видимо, уже в советское время, а металлические плиты были сняты и сданы на металлолом.

Практически все осмотренные подземные ходы сообщения были приспособлены, возможно, еще в конце XIX в., а точнее с начала XX в. и по сей день под современные производственные и технологические коммуникации (под трубы для подвода горячей и холодной воды, канализации и электрических кабелей). Во многих ходах при прокладке труб, видимо, была проведена подсыпка грунта (ходы засыпаны наполовину и более грунтом). В некоторых местах ходов удалось вскрыть грунт на глубину — 0,5 — 0,6 м и обнажить облицовку стен хода диким камнем, увеличив при этом высоту хода до 1,5 м, что подтверждает один из выводов автора о проходимости ходов во весь рост. В некоторых ходах на стенах были оборудованы кронштейны с крюками для укладки электрических кабелей (в конце XIX начале XX вв.). Данные кронштейны сильно проржавели5.

Остаётся не выясненным до конца ряд вопросов, требующих продолжения исследований: какая часть подземных коммуникаций была построена во второй половине XVIII в., а какая из них — позднее в первой или второй половине XIX в. специально для организации технологической среды предприятия.

Рабочий (водоотводной) канал с механическим затвором.

Определено, что рабочий канал состоит из нескольких частей: открытая, широкая устьевая часть канала для забора воды; шлюзы (затвор и сток); узкая часть канала — водо-накопительный ларь.

Вода, проходящая по каналу в XVIII — XIX вв., отводилась по фронтальным (водоподводящим) трубам к колодцам, расположенным на разных фабриках (молотовой, доменной и др.) и приводила в действие колеса6. Начало канал берет от плотины, перекрывшей речку Кыштымку и послужившей основой возведения Верхне-Кыштымского завода. Внутренняя стена плотины и устьевой (открытой) части канала облицованы, видимо в начале 60-х гг. XVIII века (после пожара в 1758 г.), огромными тесанными многогранными гранитными блоками сложных геометрических форм, плотно подогнанных друг к другу.

Было обнаружено, что для плотной подгонки блоков, между ними (горизонтально и вертикально) проложены ленты из войлока. Размеры блоков различны: 110×103×53 см, 116×104×65 см, 142×49×39×36 см, 152×130×100 см, 182×100×65×36 см, 200×82×70×60 см и др.7

Перед подземной частью канала расположен механический затвор (запор) высотой 5 м. Длина подземной части канала достигает примерно 100м. Первые 20 — 25 м подземной части канала (шириной 7,5 м) облицованы (стены и свод) тёсанными гранитными блоками. Свод арочный, с замковым камнем, высотой 8 м. Последующие 70 м — ширина канала около 3 м, высота — до 2 м. Стены сложены из дикого рваного (ломанного) камня на растворе. Местами, видимо там, где на поверхности стояли стены зданий, с обеих сторон стены канала сложены из крупных гранитных блоков. Свод же перекрыт железобетонными плитами советского периода8. В начале (до пожара 1758 г.), свод был перекрыт деревянными досками9.

Несмотря на то, что недавно в устьевой части канал перегородили вертикально поставленными железобетонными плитами и дамбой из щебня, все равно по каналу течет вода глубиной до 0,5 м, в нижней части, на выходе на поверхность — до 2-х м. Проникнуть в подземную часть канала можно в 4-х местах. Входящих в канал других малых каналов и ходов, в т. ч. заложенных камнем, пока не обнаружено. Но, судя по документам10, они были. В одном месте, за разрушенной стеной канала, обнаружена кирпичная кладка, видимо, часть стены (фундамента) молотовой фабрики

XVIII — начале XIX веков11. В настоящее время, данный участок территории завода находится на одном уровне с дамбой плотины, т.к., видимо, была проведена подсыпка грунта, а в XVIII — XIX вв. был на 2 — 3 м ниже12.

Подвальные сооружения (помещения).

В первую очередь была осмотрена часть подвалов, расположенных в зданиях, окружающих северную дозорную башню. Определено, что в подвальных помещениях, где сейчас расположен склад химических веществ, находилась тайная (её нет на планах завода 1760 г. и 1815 г.) заводская тюрьма13, видимо та, которая, упоминается в разных источниках14. Определено, что тюрьма состоит из пяти помещений, в которых были произведены замеры рулеткой. В тюрьме толщина стен от 1 до 2 м, высота до потолка в камерах — 2,25 м. Потолок — арочный свод. Окна, в виде световых щелей, выходят на уровне (современном) земли, размером 18×18 см (в одиночной камере и карцере). Определено, что современный вход в подвал (тюрьму) был прорублен позднее (ширина — 1,43 м), первоначальный же вход в тюрьму был с восточной стороны здания в торцевой стенке (ширина — 1,3 м, свод арочный), который, видимо, тогда же был заложен кирпичом. В настоящее время сохранились только дверные крюки и петли, двери XVIII — XIX вв. отсутствуют. В полном объеме осмотреть помещения тюрьмы пока не удалось, т. к. они заполнены бутылями и мешками с химикатами.

Северная дозорная башня.

Было проведено первичное обследование северной башни. В результате осмотра было определено, что башня — 4-этажная, конусообразная, в плане — неправильный восьмиугольник, построена из красного большемерного кирпича XVIII в.15 Также были выполнены некоторые замеры башни: высота — около 20 м; высота 1-го этажа — 3,85 м; 2-го — 3,1 м; 3-го — 2,6 м; толщина потолочного перекрытия — по 0,45 м; толщина стены башни на 3-м этаже — 0,73 м; размеры башни в плане: на 3-м этаже — 8,3×7,3×7,6×7,6 м; на чердаке — 7,25×6,25 м.

В ходе осмотра чердака зафиксировано несколько интересных фактов. Наличие заложенных кирпичом ниш с внутренней стороны стен, видимо, для установки матричных балок (потолок 4-го этажа, видимо, должен был быть выше, чем был построен реально). Две, расположенные крест на крест, кованные железные связи в форме бруса прямоугольного сечения имеют по одному клейму, соответствующему одному из Уральских заводов Демидовых XVIII в.16 Клейма, размером 3,5 — 3,8×1,7 — 2,0 см, имеют одинаковую надпись в четыре строки. Первые две строчки составляют слово «СИБИРЬ», две другие прочесть не удалось.

В верхней части стены башни, с восточной стороны, имеется отверстие-дымоход, проходящее внутри стены снизу до верху, а на 3-м этаже зафиксировано отверстие в стене, где находилась пристенная печь. Подобные печи стояли, видимо, друг над другом на всех этажах. На полу чердака обнаружено около 10 пробных чугунных отливок круглой формы. Предварительно их можно датировать второй половиной XVIII — первой половиной XIX вв.

Попытка выявить подвальное помещение под самой башней пока не дала положительных результатов. В ходе работы с планами завода 1760 (?) и 1815 гг. было определено, что на месте, где сейчас стоит северная дозорная башня, на планах помечена каменная заводская контора. Отсюда выходит, что здание заводской конторы относится к началу 60-х гг. XVIII в., в XVIII — XIX вв. представляло собой административный комплекс объектов управления заводом — контора, дозорная башня и тюрьма. Как раз от одного из подвалов этого здания и выявлена скрытая подземная коммуникация, ведущая к южной башне.

В результате работы спелестологической экспедиции, изучения разных исторических источников были сделаны следующие выводы:

— определено, что существующий до настоящего времени подземный канал, используемый в последние десятилетия для сброса весенних вод, являлся во второй половине XVIII — первой половине XIX вв. рабочим водоотводным каналом — водо-накопительным ларем17;

— впервые на Урале на месте старого (XVIII — XIX вв.) Верхне-Кыштымского завода, выявлены (пока частично) скрытая в те времена, большая разветвленная подземная пешеходная система связи, производственные подземные коммуникации и отдельные подземные сооружения;

— определено и проанализировано конструктивное исполнение скрытых подземных ходов сообщения;

— впервые определено местоположение заводской конторы и тюрьмы, упоминаемых в научной и популярной исторической литературе, как месте содержания и пыток рабочих;

— определено, что подземные сооружения в виде ходов сообщения связывают между собой обе дозорные башни, заводскую контору, разные производственные помещения и достигают (по мнению автора) более 500 м; — перемещение по подземным ходам в XVIII — XIX вв. происходило во весь рост;

— определен и зафиксирован, видимо впервые на Урале, новый оригинальный историко-архитектурный комплекс (ансамбль), состоящий из 4-х административных объектов, входящих в одно сооружение: заводская контора, северная дозорная башня, заводская тюрьма и скрытый подземный ход, ведущий к южной дозорной башне;

— данный «узел» управления заводом и рабочим поселком (ансамбль) можно назвать «Кыштымской ратушей»;

— все выявленные и частично обследованные архитектурно-исторические подземные сооружения предварительно отнесены ко второй половине XVIII — первой половине XIX вв. и являются подземными полостями антропогенного класса конструкционного типа18;

— подземная система коммуникаций завода линейно-протяженная, горизонтальная, с отдельными наклонными участками19, в XVIII — первой половине XIX вв. использовалась скрытно (тайно), а в конце XIX — первой половине XX вв. была переоборудована и используется до сих пор как производственная и технологическая коммуникации;

— отсутствие на планах завода 1760 г. и 1815 г. разветвлённой подземной системы, заводской тюрьмы и дозорных башен, говорит о том, что хозяева умышленно скрывали от государственной власти, свои незаконные действия и произвол, творимые ими у себя на заводе;

— исследования на этом заводе и усадьбе «Белый дом» требуется обязательно продолжить. Итогом исследований должно быть составление полного плана всех старых подземных коммуникаций на территории завода, заводской усадьбе и прилегающей территории, а также проведение в некоторых местах завода архитектурно-археологических раскопок.

Автор выражает большую благодарность администрации предприятия «Кыштымский машиностроительный завод» за оказанное содействие в проведении первого этапа экспедиции и готов вместе со своей группой исследователей провести работы на территории любого старого города, завода, усадьбы, крепости, монастыря, храма на предмет выявления и обследования подземных сооружений (объектов) разных видов.


1 Слукин В.М. Тайны уральских подземелий (легенды, реальность, поиск). — Свердловск, 1988; Щербаков Г.П. Молодость старого завода. — Челябинск, 1990.
2 Спелестология — наука, изучающая искусственные подземные полости.
3 Верхне-Кыштымский чугуно-литейный и железоделательный завод. Памятник № 272 // Государственный список памятников истории и культуры Челябинской области. ГНПЦ по охране исторического и культурного наследия Челябинской области.
4 Юрин В.И. Обследование территории бывшего Верхне-Кыштымского чугуноплавильного и железоделательного завода // Отчет о работе Сикияз-Тамакской археологической экспедиции на Южном Урале в 2003 году. ИА РАН.
5 Там же.
6 Жигулин Е. План Верхне-Кыштымского завода. 1815; Материалы по истории Башкирской АССР. — Т. IV. — Ч. 2. — М., 1956. — С. 247–255; Медведевский И. План демидовского завода. 1760 (?).
7 Юрин В.И. Указ. соч.
8 Юрин В.И. Указ. соч.; Юрин. В.И. Тайны кыштымских подземелий // Вестник Челябинского областного общества краеведов. — № 6. — Челябинск, 2004. — С. 37— 42.
9 Материалы по истории Башкирской АССР.
10 Жигулин Е. Указ. соч.; Медведевский И. Указ. соч.
11 Медведевский И. Указ. соч.; Юрин В.И. Обследование территории бывшего Верхне-Кыштымского чугуноплавильного и железоделательного завода.
12 Юрин В.И. Обследование территории бывшего Верхне-Кыштымского чугуноплавильного и железоделательного завода; Юрин В.И. Тайны Кыштымских подземелий.
13 Жигулин Е. Указ. соч.; Медведевский И. Указ. соч.
14 Слукин В.М. Указ. соч.; Щербаков Г.П. Молодость старого завода. — Челябинск, 1990.
15 Комплексный метод датировки памятников архитектуры на основе натурных исследований. — М., 1992.
16 Там же.
17 Жигулин Е. Указ. соч.; Медведевский И. Указ. соч.; Юрин В.И. Обследование территории бывшего Верхне-Кыштымского чугуноплавильного и железоделательного завода; Юрин В.И. Тайны Кыштымских подземелий.
18 Дублянский В.Н., Дублянская Г.Н., Лавров И.А. Классификация, использование и охрана подземных пространств. — Екатеринбург, 2001.
19 Слукин В.М. Архитектурно-исторические подземные сооружения (типология, функция, генезис). — Свердловск, 1991.

  • Главная
  • Из опыта исследований спелеообъектов Южного Урала и Зауралья
  • • Тайны кыштымских подземелий

Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования