От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов

Голубая армия

«Голубая армия», «Особая национальная голубая армия Всероссийского Учредительного собрания», подпольная «противобольшевистская организация» и одновременно антиправительственное вооруженное формирование, действовавшее в районе станицы Еткульской Челябинского уезда (1920).

После окончания Гражданской войны и восстановления Советской власти население выражало недовольство жестокими способами проведения политики военного коммунизма: массовой подводной повинностью, лишением казачества прав и привилегий, мобилизацией мужского населения, продразвёрсткой и злоупотреблениями прод. уполномоченных. Ситуация усугублялась отсутствием реальной помощи местных властей семьям красноармейцев, засухой 1920 и надвигавшимся в связи с ней голодом.

Недовольство населения поддерживалось военными, что выражалось в массовом дезертирстве красноармейцев. В станицах складывалась напряжения обстановка: начались столкновения между бывшими белыми и красными казаками; по поселкам, заимкам и хуторам скрывалось множество дезертиров, которые вели среди населения антисоветскую агитацию.

Губчека и губкомом РКП(б) предпринимались незамедлительные репрессивные меры: многие казаки подвергались аресту, конфискации имущества, облагались штрафами по обвинениям в срыве хлебозаготовок, антикоммунистических высказываниях.

Бежавший в Челябинск из-под стражи в конце апреля 1920 казачий сотник О. И. Мировицкий начал агитацию за развертывание вооружённой. борьбы в районе станицы Еткульской. Первыми участниками заговора стали его сослуживцы Д. И. Калугин, Н. Кочнев, О. Д. Петров и священник С. Ионин; за короткий срок к ним присоединились многие единомышленники. Мировицкий тайно побывал в Челябинске, где привлек на свою сторону комвзвода рабочей роты О. Куварзина и служащего губерн. конза-паса, бывшего есаула А. М. Шундеева. Сторонники подпольной группы, получившей назв. «Голубая армия», тайно собирались в Назаровском бору. В начале июня 1920 группой было принято решение о созыве съезда дезертиров, скрывавшихся близ станицы Еткульской. В работе съезда приняли участие 15 чел. (в т. ч. из Челябинска и Троицка), решивших создать разветвленную антисововетскую организацию.

Идеологи «Голубой армии», воспринимавшие РКП(б) и Советы как единое целое, провозглашали в качестве альтернативы созыв Учредит, собрание, защиту общенародных интересов. В принятой на съезда резолюции подчеркивалось, что «Голубая армия» является орудием в руках «не какой-нибудь партии или класса, а большинства русского народа, на который она опирается и волю которого она исполняет, она борется за немедленный созыв Учредительного собрания». Делегатами съезда были намечены задачи: привлечь на свою сторону казаков ряда поселков и станиц, организовать в них воинские силы и приступить к активным действиям.

Вскоре в Назаровском бору появились первые вооружённые группы повстанцев, в состав которых вошли уклонившиеся от мобилизации Кораблев, А. Немцев, Т. Т. Уварин и др. Число «Голубой армии» быстро увеличивалась. Новые бойцы получали нарукавные повязки с буквами «Голубая армия.». Было сшито голубое знамя; создана типография, где печатались воззвания к населению с объяснением причин и целей борьбы, с призывами влиться в ряды повстанцев. Известно 6 прокламаций «Голубой армии».

К начале августа 1920 повстанцы распространили свои действия на ряд станиц Троицкого и Челябинского уездов: Дуванкульскую, Еманжелинскую, Еткульскую, Каратабанскую (отряд подхорунжего Уварина), Кичигинскую, Селезянскую, Увельскую (группа Ф. Иванова); пос. Белоусовский, Ключевский, Копытовский, Лебедевский, Назаровский, Печенкинский, Потаповский, Сухоруковский, Шеломенцевский, Шибаевский. Общее руководство «Голубой армии» осуществлял Мировицкий, находившийся в заимке Кочнева близ пос. Сухоруковского. Работой штаба «армии» руководил офицер А. Журавлев, помогал ему родной брат учитель Н. Журавлев. Духовными пастырями повстанцев были О. Ионин, священник В. Русанов, псаломщик Т. Ермолаев. В рядах «армии» были и советские служащие: председатель Еткульского сельсовета Т. Носков, лесники И. Петров и П. Иванов, военком из станицы Еманжелинской А. Грибов. По окончании основных полевых работ ряды повстанцев пополнились станичниками старшего возраста.

В военнном отношении «Голубая армия» являлась скорее тайной организацией, чем боевой единицей; число ее колебалась от 200 чел. до несколко тысяч. Основной ударной силой были мобильные отряды в 40–50 чел., совершавшие внезапные нападения и рейды. После боевых операций многие члены отрядов покидали ряды «Голубой армии»; на смену им приходили новые бойцы — дезертиры из Красной Армии и добровольцы из числа стариков и молодежи непризывного возраста.

На вооружении «Голубая армия» были винтовки, пулеметы, наганы, легкие орудия. Население оказывало помощь повстанцам продовольствием, фуражом, информ. Нередко под страхом ареста в лес уходили родственники «голубоармейцев». В рядах «Голубой армии» находились целые семьи: Печенкины, Сухоруковы, Шеломенцевы (св. 10 чел.) и др.

В связи с возросшей активностью «Голубой армии», организовавшей ряд нападений на красноармейские посты и продотряды, станица Еткульская губревкомом была объявлена на военном положении. При партийных ячейках были созданы вооружённые отряды из активистов. Летом 1920 в «Голубую армию» был внедрен тайный агент губчека А. О. Зимнох, который, приобретя заметное влияние в среде повстанцев, пытался разложить «Голубую армию» изнутри (при попытке передачи секретных данных был раскрыт и убит). Комдезом (комиссией по борьбе с дезертирством) был разработан план «похода на дезертиров и укрывателей» (авг. 1920). Отряд пехоты и кавалерии, прибывший в конце августа в станицу Еткульскую, не обнаружил мест расположения штаба и основной отрядов «Голубой армии»; не удалось это и отряду особого назначения, который попал в засаду и понес большие потери. Местные органы власти в ходе одновременной облавы в ряде населённых пунктов захватили несколько десятков человек, признанных повстанцами. На поселки были наложены штрафы, жителей за сочувствие повстанцам высланы на принудительные работы.

Повстанцы временно отказались от активных действий. Мировицкому, разработавшему план отступления на территорию Уфимской губерни, удалось скрыться. Осенью — зимой 1920/21 повстанцы понесли тяжелые потери в вооружённых столкновениях, при арестах. Дело «Голубой армии» было поручено начальнику секретного отдела губчека Н. Карташеву. На заседании коллегии губчека (25 сент. 1920) было осуждено 56 чел., 7 февр. 1921 рассмотрены дела еще 81 повстанца. Всего по делу были привлечены 143 чел., из них 60 казнены. По воспоминаниям очевидцев, многие были расстреляны на месте. Части повстанцев (в т. ч. Мировицкому) удалось избежать ареста. В октябре 1920 «за злостное укрывательство дезертиров и способствование в организации „Голубой армии“» на станицы Еткульскую, Каратабанскую, Кичигинскую была наложена денежная контрибуция. «Голубоармейцев» как наиболее опасных контрреволюционеров судили чрезвычайные комиссии. В 1991 по федеральному закону РФ большинство осужденных по делу «Голубой армии.» было реабилитировано.

В наши дни флаг повстанцев, орудовавших в окрестностях села Еткуль, можно увидеть в экспозиции центрального музея Вооруженных Сил РФ, рядом со знаменами других повстанческих «армий» периода гражданской войны.

Богоявленский мужской монастырь г. Челябинска

DSCF4328-конкурс.jpg

История

Мужское монашеское братство возникло при храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» города Челябинска в 2015 году. Возглавил его деятельность настоятель храма игумен Афанасий (Фархудинов). 4 мая 2017 года Священный Синод учредил в Челябинске Богоявленский мужской монастырь. Его настоятелем было определено быть игумену Афанасию (Фархудинову). 7 мая 2017 года он получил игуменский жезл из рук правящего архиерея, митрополита Челябинского и Миасского Никодима. Богослужение в обители совершается ежедневно. Идет строительство братского корпуса, ведется активная социальная работа с бездомными.

Монастырский вестник

Одигитриевский женский монастырь в городе Челябинске

История

22 октября 2015 года Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Кирилла принял решение об открытии Одигитриевского женского монастыря в Челябинске.

С этого момента, после векового забвения, началось возрождение Одигитриевского монастыря, который был крупнейшей, широко известной обителью на Южном Урале.

Открытие в 1862г. первого в Челябинске монастыря благотворно повлияло на развитие города, обитель стала духовным и культурным центром жизни горожан, достопримечательностью города Челябинска.

Челябинский Одигитриевский женский монастырь был расположен на окраине дореволюционного Челябинска. Сегодня же это самый центр города.

В конце 20-х – начале 30-х годов монастырь, располагавшийся в центре города, был стерт с лица земли. Там, где некогда возвышались Одигитриевский и Вознесенский храмы, ныне расположены жилые и административные здания, а в 1938г. построили гостиницу «Южный Урал». Но не ушел Одигитриевский монастырь из памяти людей.

История Челябинского Одигитриевского монастыря началась в середине XIX века. Начало ему положила община, созданная в 1849 году по инициативе крестьянской девицы Анны Полежаевой и утвержденная в феврале 1854 года. Община получила статус монастыря 3 апреля 1862 года, а ее основательница, постриженная под именем Агнии, стала первой настоятельницей.

За время существования монастыря, всего 72 года, сестрами было создано крепкое хозяйство, обитель росла с каждым годом. Перед закрытием монастырь включал в себя:

3 храма (Одигитриевский, Вознесенский, Никольский);
2 часовни с колодцами (Живоносный Источник и во имя пророка Моисея Боговидца);
келейные корпуса;
хозяйственно-административные здания;
церковно-приходскую школу (по праву считавшуюся одной из лучших в епархии);
приют для детей-сирот (на 25 человек);
мастерские: иконописная, золотошвейная, белошвейная, переплетная и др.;
более 1 000Га земли за городом (луга и пахотная земля);
молочная ферма;
скотный двор;
конный двор;
пасека;
фруктовые сады и теплицы;
у монастыря было несколько подворий.

По переписи на 1915г. в обители проживало 350 насельниц.

О духовной значимости монастыря говорят святыни, которые были в нем: в 1881 году с Афона в монастырь была перенесена копия чудотворной иконы Божией Матери «Иверская», в 1902 году митрополит Киевский и Печерский Феогност преподнес в дар обители святые мощи святителя Симеона, мученика Кукши, в 1903 году из Киево-Печерской лавры была доставлена точная копия чудотворной иконы Успения Божией Матери.

С приходом советской власти, монастырь прекратил свою деятельность. 23 марта 1921 года по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре арестовали 240 монахинь и отправили в концлагеря и тюрьмы. В 1926г. храмы закрыли, а в 1927г. с Вознесенской и с Одигитриевской церквей сняли кресты и снесли купола. Позже в 30е гг, храмы разобрали на кирпичи.

В 1997 году было передано епархии единственное, чудом уцелевшее, здание на монастырской Никольской заимке, и в его стенах вновь зазвучала живая молитва. Именно здесь, на своем историческом месте – на территории бывшей монастырской заимки Одигитриевского женского монастыря возобновилась монашеская жизнь.

25 октября 2015 года митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим возвел в сан игумении монахиню Евсевию (Лобанову), настоятельницу возрожденного Челябинского Одигитриевского женского монастыря.

С первых дней существования монашеской общины, сестры ведут работу по сбору архивных материалов и сохранению наследия Одигитриевского монастыря. Очень важно восстановить имена всех почивших и убиенных монахинь обители.

Прихожане приносят в монастырь дореволюционные богослужебные книги, иконы и вещи некогда принадлежавшие монахиням. Так начался сбор экспонатов для будущего музея Одигитриевского монастыря.

На основе найденных архивных материалов проведена государственная экспертиза бывшего монастырского сада, известного под названием «Плодушка». По результатам этой экспертизы 16 июля 2014г. Правительство Челябинской области причислило достопримечательное место «Монастырская заимка. «Плодушка» к объектам культурного наследия регионального значения. Благодаря этому удалось спасти от застройки живописную экологическую зону. По данным исследований Челябинских ученых-ботаников, на территории «Плодушки» сохранилось 64 вида редких для Южного Урала растений.

Продолжая традиции дореволюционного монастыря, сестры открыли иконописную мастерскую и занялись возрождением канонической иконописи. Иконы пишутся по древним церковным канонам и технологиям, которые использовали иконописцы школы Андрея Рублева. Для изготовления икон используются только натуральные материалы, чтобы новая икона, подобно древним образцам, прослужила несколько сот лет.

Монастырский вестник

Женский монастырь в честь праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны в селе Кизильское

История

В 1994 году в с. Кизильском был воздвигнут великолепный трехпрестольный православный храм. 9 октября 1994 г., в день памяти Ап. Иоанна Богослова, Владыка Георгий совершил чин освящения храма.

Главный придел храма был освящен в честь праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны, имя которых носил и замечательный белокаменный храм в станице Кизильской, разрушенный богоборцами в 50-х годах XX столетия. Два других придела были освящены в честь Покрова Пресвятой Богородицы и пророка Илии.

В канун празднования 2000-летия Рождества Христова, в истории Кизильского Православия совершились судьбоносные перемены. 1 апреля 1999 г., Священный Синод заседавший под председательством Патриарха Алексия II, в ответ на прошение Митрополита Челябинского и Златоустовского Иова, постановил: «Благословить открытие Свято-Покровского женского монастыря в с. Кзильском, Челябинской области».

Первой настоятельницей монастыря стала монахиня Иоанна (Смолкина), насельница Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря. Монастырь просуществовал до 24 апреля 2000 г. В 2004 г. монашеская жизнь в Свято-Покровской обители возродилась.

21 апреля по благословению Митрополита Иова исполняющей обязанности настоятельницы монастыря была назначена монахиня Феодора (Подоплелова). Приняв монашеский постриг в Уфимской епархии и несшая послушание при Свято-Троицком храме г. Белорецка мать Феодора была приведена в пределы Челябинской епархии, чтобы продолжить дело своей предшественницы, монахини Иоанны. Вместе с ней из Белорецка в Кизильский монастырь прибыли и первые послушницы, некоторые из которых впоследствии приняли здесь монашеский постриг.

17 августа 2004 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви монахиня Феодора была утверждена в должности настоятельницы монастыря, а сам монастырь переименован в праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны.

1 июля 2008 г. в день празднования иконы Боголюбской Божией Матери, в монастырском храме были произнесены первые монашеские обеты.

 

Монастырский вестник

Свято-Николаевский мужской монастырь близ села Кадымцево

История

«Мысль об основании близ города Троицка мужского монастыря принадлежала Троицкому мещанину Евсевию Васильевичу Слепых, «коим для означенной цели, при содействии Троицкого мещанина Ивана Михайловича Петрякова, было пожертвовано в 20 верстах от города Троицка по Челябинскому тракту 44 десятины земли, на принятие которых и последовало Высочайшее соизволение Государя Императора Николая II Александровича в 15 день апреля 1911 года». 18 декабря 1908 года открыт скит, наименованный по желанию жертвователя «Николаевским». Указом Святейшего Синода от 1.8.1913 за № 6128, Николаевский скит был утвержден самостоятельным мужским общежительным монастырем «с таким числом братии, какое монастырь может содержать на свои средства». Храм в честь Святителя Николая чудотворца построен в 1910 году тщанием иеромонаха Евгения и крестьян Никиты Повелко и Петра Глущенко и освящен 26 ноября 1910 года по благословению Преосвященнейшего епископа Феодосия».

Кроме храма и молитвенного дома на территории монастыря находились четыре келейных корпуса. В 1912 году был сооружен странноприимный полукаменный двухэтажный дом, а позже 3 амбара. Основу благосостояния монастыря составляли земельные угодья, жертвованные различными лицами. Монастырские угодья составляли 478,5 га. «На 1916 год в монастыре проживало: отец-настоятель, 3 иеромонаха, 17 послушников, т.е. всего 21 человек. Особенностью монастыря было то, что службы проходили по Афонскому чину, а все священнослужители и братия монастыря служили безвозмездно».

С приходом советской власти, в 1924 году, Свято-Никольский монастырь закрыли. Хотя, по некоторым данным, в 1926 в скиту еще совершался монашеский постриг. Документы о запрещении монашеской жизни в обители пока не обнаружены. Известно, что в сентябре 1929 года президиум Увельского райисполкома Челябинской области принял решение об изъятии монастырского имущества.
Осенью 2003 года, по благословению митрополита Челябинского Иова, участок, где располагался Николаевский мужской монастырь, был передан Троицкому Свято-Казанскому женскому монастырю для устройства на этом месте скита.

Возрождению монашеской жизни послужило решение о создании мужской монашеской общины, которая, по благословению правящего епископа Троицкого и Южноуральского Григория, была организована в 2014 году.

16 апреля 2016 года, решением Священного Синода Русской Православной Церкви (Журнал 31) в Троицкой Епархии открыт Свято — Николаевский мужской монастырь. Наместником обители назначен игумен Амвросий Лутовинов.
27 декабря 2016 г., Священным Синодом (журнал № 130) утвержден в должности священноархимандрита Николаевского мужского монастыря близ с. Кадымцево Троицкого р-на Челябинской области епископ Троицкий и Южноуральский (ныне митрополит Челябинский и Миасский) Григорий.

 

Монастырский вестник

Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования