Златовласая Алтынчач
Алтынчач. Это женское имя. Знаете такую?
В канун войны Муса Джалиль написал либретто оперы «Алтынчач», музыку сочинил Назиб Жиганов. Премьера состоялась 24 июня 1941 года в Казани. Позже опера несколько раз возвращалась на сцену, в том числе совсем недавно.
Сюжет для оперы дали легенды о героической защитнице своей земли, своей Булгарии, от монгольских завоевателей.
Это – одна Алтынчач, оперная.
Мне известна и другая Алтынчач –черкесская княжна, старшая дочь князя Кабарды Темрюка, о которой, златовласой, сказано, что была хороша собой, и умом не обделена. Жила она во времена Ивана Грозного и чуть позже. Алтынчач и ее муж Бек-Булат пользовались покровительством русского царя. Дело в том, что Ивану Грозному понравилась сестра Алтынчач Кученей, она стала второй женой царя, русской царицей, в новой вере – Марией Темрюковной. Сын Алтынчач
Саин-Булат стал Семеном Бикбулатовичем, и Грозный, под своим присмотром позволил ему почти год, номинально, царствовать на Руси. Но позже, уже при Годунове, их судьбы сложились по-разному, проще говоря, опально.
Такая она, вторая Алтынчач.
Вы меня спросите: к чему это я повел речь о какой-то Алтынчач, и я вам отвечу: она каким-то образом причастна к названию нашего города. В конечном итоге мой рассказ приведет к слову «Челеби».
Чтобы встретиться с третьей Алтынчач, надо «спуститься» в эпоху Золотой Орды. Точнее, к первой половине XIII века, когда монголы приступили к покорению Волжской Булгарии. Можно назвать даже точную дату – 5 ноября 1236 года.
Столица Булгарии город Биляр – в осаде. Защитники крепости ожесточенно сопротивляются, но силы не равны. Положение осажденных безнадежно. В сражении погиб, изрубленный на куски, царь Алтынбек, отец царевны Алтынчач. Ее мать
Фатима, обняв малолетнего внука, сына Алтынчач, в отчаяньи бросилась вниз с минарета «Сулейман». Город Биляр был навсегда уничтожен.
Но эмир Бачман с отрядом в 15 тысяч человек, вместе с Алтынчач, прорвали осаду и ушли в город Бандж.
Вскоре началась осада Баджа. В боях командир отряда Бачман был убит, после чего оборону Банджи возглавила Алтынчач. Она сумела выпустить из города восемь тысяч купцов, мастеров и ремесленников с их семьями. Но начался штурм Банджи, и когда защитники поняли, что город не удержать, они его подожгли. Сами какое-то время они держались в цитадели. Потом закрылись в деревянной мечети «Сабан». Монголы подожгли мечеть. Задыхаясь от дыма и огня, жители города открыли двери мечети, чтобы спастись бегством. Но среди них Алтынчач не оказалось. Ее повсюду искали, но не нашли.
По одной легенде, Алтынчач спаслась и «замуровала себя где-то в Уральских горах», откуда она вроде бы должна когда-нибудь выйти. По другой легенде, она с отрядом ушла в Башкорт, где ее следы потерялись. По третьей легенде, будто бы _ внимание!_ улугбек Иштяк укрыл Алтынчач, свою внучку, в Чилябе, где она и умерла.
На Волге сошлись два мира, схлестнулись десятки племен, горели города, лилась кровь – творилась «большая» история, а за Уральскими горами, за лесами, реками и долинами, в неведомой северной стране – Челеби… Напоминаю, это еще не 18-ый век, не 17-ый, не 16-ый, не 15-ый, не 14-ый, а только 13-ый век, и уже есть Челеби? Сколько на белом свете еще укромных мест, где могла бы укрыться Алтынчач, но почему-то ей были назначены именно Челеби. Почему?
Значит, Челеби существовали уже тогда, во времена великих завоеваний, в 13-ом веке?
Допускаю, что легенды перепутали события и даты, что через десятилетия и столетия пересказчики и переводчики изустно и в текстах исказили реальную судьбу Алтынчач. Может быть. И все-таки почему в тех пространных исторических повествованиях сохранилась именно Алтынчач, которая спаслась именно в Челеби, где и умерла?
К этому надо добавить, что это не единственный случай, когда исторические люди искали убежище именно на реке Миасс, в Челеби. Об этом я расскажу в следующий раз.
В иллюстрациях – картины Булата Гильванова об Алтынчач.