От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов

Религиозная ситуация 20—30-х гг. XX в. на примере станицы Магнитной и города Магнитогорска

1 ноября 1917 г. войсковой атаман Оренбургского казачьего войска и председатель войскового правления полковник А. И. Дутов издал приказ, в котором объявил войну советской власти. Началась Гражданская война на Южном Урале. Многие священники Верхнеуральского уезда в годы Гражданской войны были расстреляны (Михаил Громогласов, Александр Добролюбов и др.), арестованы или ушли с белыми.

В августе 1919 г. красные вошли в станицу Магнитную. Гражданская война для станичников закончилась (хотя многие их земляки еще продолжали сражаться в Сибири и на Дальнем Востоке). Но мирная жизнь была не менее бурной и трагичной. Голод, тиф, бандитизм. И на этом фоне начинается кардинальное переустройство всей жизни, рушатся многовековые устои, уничтожаются их носители. Изменения происходят не только в социальной и экономической сфере, но и в мировоззренческой. Принятый 23 января 1918 г. декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» начинает действовать и на территории Южного Урала. В 1919 г. в станице Магнитной Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии было две православных церкви (старая, ветхая 1828 г. постройки и новая, возведенная в 1910 г.), обе посвящены Святой Троице. Новый храм строили на века, но простоял он только 27 лет (причем последние 6 лет здание использовалось не для церковных служб). Судьба Свято-Троицкого храма станицы Магнитной стала отражением общей трагической судьбы православных храмов и священства в 20—30-е гг. XX в. в России. Такой трагедией стал и расстрел в Верхнеуральской тюрьме основателя и первого настоятеля храма Александра Добролюбова. Это, несомненно, был очень колоритный и достойный человек.

Александр Васильевич Добролюбов родился в 1864 г. в семье псаломщика, окончил Костромскую духовную семинарию. С 1895 г. он служил в станице Магнитной. При отце Александре был построен новый Свято-Троицкий храм. О последних годах его жизни долгое время имелись разрозненные и часто противоречивые сведения, не были известны ни обстоятельства, ни дата смерти. Однако несомненно, что обстоятельства эти трагичны, что породило несколько версий. Даже не будучи достоверными, они раскрывают перед нами характер священника — его преданность православной церкви, смелость. Магнитогорский краевед В. П. Баканов писал: «Подгулявшие красноармейцы встали на пути, когда он шел на богослужение. Диалог был коротким:

— Поп, сегодня службы не будет, и вообще перестань дурманить народ своим опиумом!
— Я не могу не служить, меня верующие ждут…

Отец Александр решительно отстранил солдата, заступившего ему дорогу, и широко зашагал к церкви. Перед входом остановился, истово перекрестился на икону Святой Троицы. В этот момент кто-то из красноармейцев выстрелил ему в спину .

Писатель В. Машковцев предлагает другую версию:

30 августа 1919 г. бойцы доблестной Красной армии выволокли на суд священника — Александра Добролюбова. Его долго били принародно рукоятями револьверов и вопрошали строго: в кого веришь? В бога или в советскую власть? В бога веришь или в Ленина? Служитель религиозного культа упрямо отвечал, что он верит в бога. Батюшку заставили замолчать четырьмя выстрелами в упор из револьвера .

Как и когда погиб отец Александр удалось выяснить в 2015 г. Благодаря помощи верхнеуральского краеведа В. Ашиткова, состоялась встреча с внучкой о. Александра — Фаиной Васильевной Смирновой, живущей в г. Верхнеуральске. В результате этого знакомства у нас появились фотографии и самого отец Александра и его семьи. И еще один счастливый случай — среди старых бумаг в верхнеуральском храме нашли тетрадь акафистов дочери о. Александра Сиры. В начале этой тетради написано посвящение: «В память покойного дорогого отца протоиерея Александра Васильевича Добролюбова, последний раз мной виденный 29 ноября 1920 г., смерть его последовала 26 марта 1921 г.». Так стала известна дата смерти священника. Фаина Васильевна со слов мамы рассказала об обстоятельствах смерти о. Александра: «Невинного человека забрали и увели в тюрьму. Посадили в общую камеру и когда на Пасху он начал службу, его вывели на тюремный двор и расстреляли» (видимо, здесь в воспоминания вкралась ошибка — Пасха в 1921 г. приходилась на 1 мая, а 26 марта была Вселенская родительская суббота).

Жительница станицы Магнитной А. М. Коробова-Ефимова (1912—2006) вспоминала:

Когда я училась в школе, то дочь священника Сира Александровна Добролюбова, работала там учительницей. Однажды, во время урока пришла почтальонша и подала Сире Александровне телеграмму. Она прочитала и сразу упала в обморок. В ней было написано: «Ваш отец скончался. Поминайте его». Дома мама сказала: это подлецы — комсомольцы просили крест у отца Александра, чтобы играть спектакль. Он им не дал, и за это его арестовали и увезли в Верхнеуральск в тюрьму. Ну вот, а теперь расстреляли .

Остается еще много неизвестного в истории последних лет жизни и гибели А. А. Добролюбова, но возможно архивы помогут восстановить правду.

В ноябре 1923 г. была образована Уральская область, делившаяся на округа. Бывшие Троицкий и Верхнеуральский уезды вошли в состав Троицкого округа, к которому относился и Магнитный район. В районе было девять сельсоветов: Магнитный, Агаповский, Среднеуральский, Черниговский, Требиатский, Наваринский, Еленинский, Янгельский, Воздвиженский. Магнитный районный исполнительный комитет подчинялся Троицкому окружному исполкому. В Магнитогорском городском архиве сохранились документы 20—30-х годов XX в., позволяющие увидеть, как изменяется отношение местных властей (несомненно, выполняющих указания вышестоящих органов) к священнослужителям и верующим, внедряется новое атеистическое мировоззрение. Контроль над жизнью религиозных общин, а также священников и отдельных верующих осуществлял районный уполномоченный Троицкого окружного отдела ОГПУ по Магнитному и Кизильскому районам. Контролировалась жизнь не только православных общин, но и представителей других конфессий (мусульман, старообрядцев, язычников). Так, например, в феврале 1924 г. окружком требовал отстранить от должности учителя аула Бисянова Янгельской станицы Набуулина Сафиулла, как действующего муллу. Документальные свидетельства позволяют увидеть, чем жила в эти годы православная церковь в Магнитном районе, как складываются ее отношения с властями. Верующие, члены церковного совета, священники сельсоветов писали заявления с просьбами разрешить шествие на воду, на поля, проведение молебна и др. Разрешения практически всегда давались, но по резолюциям и внутренней переписке разных уровней властей видно, что к верующим и их мероприятиям относились с большими подозрениями. В апреле 1924 г. районный уполномоченный ОГПУ отправил письмо председателю Магнитного райисполкома: «Сов. секретно. Председателю Магнитного РИКа. Вследствие того, что органы ОГПУ обязаны вести наблюдение за деятельностью групп верующих всех видов и оттенков в будущем прошу вас заявления групп верующих с ходатайством о разрешении съездов, собраний и т.п. направлять в секретном порядке на заключение мне. Уполокроогпу Кожевников». В свою очередь председатель Магнитного РИКа отправил секретное циркулярное письмо всем сельсоветам Магнитного района, где писал: «Дабы выявить политическую физиономию культов верующих райисполком предлагает после каждого собрания или заседания верующих затребовать копию протоколов, которую представить в РИК».

Несмотря на все сложности этого времени, Свято-Троицкий храм поселка Магнитного до 1931 г. был открыт для прихожан. В это время здесь служили священники Иван Андреев, Иоанн Тархов, Василий Васягин, Илья Леготин, Александр Седых. Церковь была тихоновской, т. е. не поддерживала обновленцев. Священники и прихожане в этот период были активны, писали заявления с просьбами о проведении молебна и других религиозных мероприятий. 20 октября на собрании в пос. Магнитном выбрали членов благочинного совета на 1925 г. Несомненно, обсуждались на собраниях и вопросы отношений с обновленцами, но информации об этом очень мало. Известно, что с октября 1925 по апрель 1926 г. в пос. Магнитном служил священник Александр Петрович Седых, известный в Оренбургской епархии борец с обновленчеством. Трудно поверить, что о. Александр не продолжал обличение обновленцев и в Магнитном районе. Тем более что, его служение здесь закончилось арестом по обвинению в возбуждении верующих против советской власти. В 1938 г. он был расстрелян.

До революции во всех поселках Магнитного района были храмы, священники служили по многу лет на одном месте. В 1920-е гг. наблюдается резкая смена священнослужителей, что за этим стоит, можем только догадываться: кто-то, возможно, ушел с Дутовым, кто-то погиб, кто-то посчитал более разумным сменить место жительства, а может быть и образ жизни.

В 1926 г. все священники и их семьи были лишены избирательных прав. В 1929 г. начинается строительство металлургического завода и Магнитогорска. Примечательно, что город строился как социалистический, в котором не могло быть культовых зданий. В книге Б. Н. Булатова, Г. П. Геккера «Магнитогорск» (1931 г.) написано:

Характерным, ярким штрихом нового города, подчеркивающим его социалистический характер, будет то, что Магнитогорск будет лишен обычного “украшения” — возвышающихся куполов церквей и других зданий культа. Это будет второй в СССР — после Мурманска — город без попов и церквей!

Однако среди сосланных и спецпереселенцев оказалось много верующих и священнослужителей. В исправительно-трудовой колонии находилась группа заключенных (30—40 чел.), состоящая из священников. Джон Скотт (иностранный рабочий на Магнитострое) вспоминал:

Однажды возвращаясь, домой с работы, я стал свидетелем любопытной сценки — передо мной была бригада, состоявшая из 40 или 50 священников православной церкви, одетых в грязные, изодранные черные рясы. У всех были длинные волосы, у некоторых даже до пояса. Они упорно работали заступами и лопатами… Большинству из них были предъявлены обвинения в поджоге зерна или в подобных, полууголовных — полуполитических преступлениях. Они все еще носят длинные волосы и ходят на работу в своих старых скуфьях и ношенной одежде. Многие по всей видимости никогда не моются.

В 1930-е гг. в городе появились первые баптисты, адвентисты Седьмого дня. Баптисты (Г. Шевчук, Салепко, Сапиок, Вогинков и др.) проводили в своих квартирах молитвенные собрания, привлекали молодежь. По некоторым данным в 1929 г. в Магнитогорск приехала семья адвентистов Артемовых. Татары, башкиры, казахи тайно исполняли мусульманские обряды. Корреспондент Чугунов в газете «Магнитогорский рабочий» 16 апреля 1933 г. писал: «В районе, где живут рабочие Коксохимстроя, ЦЭС, кирзавода, бетонитового комбината, попы создали свой “агитпроп”. “Духовные” агенты… вербуют отсталых рабочих в ряды верующих, предлагают крестить детей». На территории стройки крестили детей (в том числе и некоторые члены партии), отмечали православные праздники.

С 1929 г. происходит резкий переход от контроля к закрытию церквей, ликвидации любых религиозных объединений и агрессивной пропаганде атеистического мировоззрения. Строительство металлургического завода и г. Магнитогорска облегчило этот процесс в данном районе. Прибытие большого числа людей из разных регионов с различными традициями, насильственное переселение, тяжелые условия жизни и труда, страх перед репрессиями — все это не способствовало активной борьбе за свои убеждения. В газете «Магнитогорский рабочий» писали: «Необходимо разоблачать классовую сущность религии и действий ее приверженцев, одурманивающих массы призывами к братству и всепрощающей любви к врагам трудящихся». С этой задачей предстояло справиться Союзу воинствующих безбожников. Созданный в 1925 г. СВБ проводил свою работу под лозунгом: «Борьба с религией — борьба за социализм». В уставе этой организации определяется следующая задача: «Под знаменем воинствующего безбожия, ведет активную борьбу за полное раскрепощение трудящихся от религиозного дурмана, вскрывая социальные корни религии».

С конца 1930 г. ячейки СВБ создаются во многих коллективах Магнитостроя, во всех учебных заведениях, школах города и близлежащих сел. 25 февраля 1931 г. в заводоуправлении состоялась первая Магнитогорская районная конференция СВБ. Большое значение придавалось распространению антирелигиозной печати, вербовке в члены воинствующих безбожников. Магнитогорская организация СВБ выделялась и на Урале, и в стране. Президиум Уралоблсовета СВБ 29 ноября 1931 г. постановил: «Магнитогорскую организацию, т.т. Санникова, Соловьева, бригаду юных безбожников представить на всесоюзный конкурс, а также премировать поездкой 2-х человек по важнейшим стройкам Урала…»

25 декабря состоялся всесоюзный антирелигиозный радио-митинг как часть всесоюзной антирождественской кампании. После официальных выступлений из Москвы (Е. М. Ярославского, Д. Бедного) в прямом эфире раздались голоса с мест, в том числе и из Магнитогорска. Репортаж шел прямо с домны, речь шла об участии безбожников в строительстве металлургического завода. Наверное, они отчитались и о закрытии храмов в окрестностях стройки. Безбожники были активны и часто агрессивны. Можно представить, как сильно их раздражало, что рядом со стройкой находилось два действующих храма — Свято-Троицкий в пос. Магнитном (бывшая станица) и Казанский в пос. Среднеуральске. Несомненно, Магнитогорская организация Союза воинствующих безбожников сыграла важную роль в закрытии этих церквей в 1931 г.

О закрытии последней церкви станицы Магнитной до недавнего времени было известно немного. Имелись разрозненные и часто противоречивые воспоминания старожилов. В Государственном архиве Свердловской области удалось обнаружить неизвестные ранее материалы о том, как закрывали последнюю церковь бывшей станицы Магнитной. Ранее считалось, что храм был закрыт в 1930 г. Найденные архивные документы уточнили эту информацию и доказывают, что церковные службы в ней проходили до сентября 1931 г.

Активная работа по ее закрытию начинается в августе 1931 г. В пос. Магнитном и на Магнитострое были проведены собрания с одной повесткой дня и с одним требованием — закрыть храм. Аргументы в протоколах собраний часто повторяются, фразы заучены, часто записи велись малограмотными людьми. Вот некоторые цитаты: «Единогласно считаем, что церковь опора контрреволюции, группирующая вокруг себя контрреволюционеров, стремящихся сорвать социалистическое строительство», «В поселке Магнитном имеется церковь, которая в настоящее время является местом сбора только для старух и для свидания антисоветских элементов, которые всячески тормозят социалистическое строительство и поэтому требуем, чтобы церковь закрыли». На собрании молодежи пос. Магнитного прозвучал призыв: «Помогать вести работу по разъяснению населению о том, чтобы население само отдало без разговора (церковь)». Видимо, население не было единодушно в требовании закрыть церковь (как стремились показать магнитогорские власти).

14 августа 1931 г. на заседании президиума сельсовета пос. Магнитного принято решение о закрытии церкви, которое поддержал Магнитогорский горсовет. Окончательное решение зависело от президиума Уралоблисполкома в г. Свердловске. Сохранившаяся переписка между Магнитогорском и Свердловском не только раскрывает сам процесс закрытия храма, но и дает некоторую информацию о жизни прихода в этот период. Особенно интересно письмо 19 августа 1931 г.:

В Магнитном имеется церковь староцерковного исповедания, обслуживающая (так называемый приход) лишь одно селение Магнитное. По данным доставленным при регистрации самим религиозным обществом (список прилагается) в обществе имеется 633 человека верующих, а по данным последней кампании по перевыборам в селе Магнитном — старше 18ти-летнего возраста имеется 1793 чел. На собраниях за закрытие церкви голосовало и подписалось к протоколам о закрытии 1667 чел. Наличие согласия на закрытие церкви 93 % населения, плюс к этому отсутствие ходатайства со стороны какой бы то ни было (по течению и количеству) группы верующих об оставлении храма в их пользовании — достаточно доказывает то, что население на закрытие церкви согласно. Село Магнитное от центра Магнитогорского Гиганта металлургического комбината находится на расстоянии 4-х км, а от отдельных участков строительства (плотина, рабочий поселок Первомайский) расстояние измеряется 300—400 метров. Тысячи рабочих строительства, за отсутствием еще достаточного количества помещений для жилья проживают в с. Магнитном (в с. Магнитном до 6 000 человек населения), в котором не имеется даже клуба, что ставит в совершенно невозможное положение в смысле культурного обслуживания граждан с. Магнитного и рабочих. Коммунальным отделом гор. Совета ассигновано на переоборудование церкви под клуб 10 000 рублей. На основании вышеизложенного Президиум горсовета просит срочно санкционировать закрытие церкви с тем, чтобы сейчас же приступить к переоборудованию и закончить таковое к осени текущего года.

Почему вопрос о закрытии храма так мощно был поставлен именно осенью 1931 г.? Дело в том, что летом этого года храм во время службы всегда был полон верующими. В мае на Магнитострой привезли основную массу спецпереселенцев, сорванных со своих родных мест и проживающих теперь в ужасных условиях. Это крестьянские семьи из Белоруссии, Украины, Ивановской области, Татарстана и других районов СССР. Большинство из них были православными. Как сказала одна из первых учителей города, работавшая в школе с детьми спецпереселенцев: «Они надеялись только на Бога». Оказавшись без дома, без надежды, спецпереселенцы потянулись в близлежащую церковь пос. Магнитного. Так, в протоколе общего собрания беспартийной молодежи 12 августа 1931 г. отмечается, что «с прибытием на строительство спецкадров (спецпереселенцов) работа церкви стала видна более, чем было до этого, посетителей стало в несколько раз больше, чем было до спецкадров». О том, что спецпереселенцы постоянно ходят в храм, говорилось и на других собраниях. Это стало одним из главных аргументов для принятия решения о закрытии храма.

1 октября 1931 г. вышло постановление № 1357 президиума Уральского облисполкома «О закрытии церкви в с. Магнитном Магнитогорского района». В постановлении говорилось: Настоящее решение объявить группе верующих (под расписку), предоставив ей 15-дневный срок на обжалование постановления Облисполкома во ВЦИК… К ликвидации церкви может быть приступлено лишь только в том случае, если в указанный выше срок решение о закрытии церкви верующими не будет обжаловано. При обжаловании церковь должна оставаться в пользовании верующих до решения дело ВЦИКом.

17 октября в облисполком пришла телеграмма от церковного совета пос. Магнитного с жалобой на действия местных властей, которые 9 октября закрыли церковь и требуют описи церковного имущества. Председатель Областной комиссии по вопросам культов Назаров отправил в Магнитогорск письмо, в котором предлагалось «до решения дела президиумом ВЦИКа храм с. Магнитного оставить в пользовании верующих», а также прислать план использования здания церкви после ее закрытия и смету переустройства под клуб. В ответ заместитель председателя горсовета Завадский отправил смету и сообщил:

Для переоборудования церкви сельсоветом отпущено десять тысяч рублей. Церковь сейчас фактически не работает, попа нет. Рабочие и представители различных общественных организаций ежедневно осаждают горсовет ускорить это дело — передать бывшее здание церкви. Горсовет к ранее возбужденным ходатайствам просит ускорить с этим делом, разрешить использовать здание.

По какой-то причине (запугивание, аресты, высылка священников за черту города?) письмо во ВЦИК церковный совет так и не отправил. Поэтому 29 ноября 1931 г. областная комиссия по вопросам культов разрешила церковь закрыть. На документе имеется интересная резолюция: «Настоящее решение принять вследствие информации т. Шарина, что жалуются на закрытие не местные жители, а спецпереселенцы».

Г. И. Гончарова записала воспоминания свидетелей закрытия храма Т. И. Гущиной, В. Н. Доможирова:

Иконостас серебренный разорили, иконы сложили в кучу, облили бензином, подожгли. Люди просили отдать иконы, но власти были непреклонны. Некоторым магнитским удалось спасти их, тайком вынести под полами одежды. Два трактора-тягача зацепили за купол, дернули за тросы — купол полетел, ухнул. Женщины в голос завыли.

Старики вспоминали, как ломали церкви, снимали колокола, жгли иконы. Многие помнят имена главных вандалов, рассказывают об их незавидной судьбе, о страшной смерти, рассматривая это как наказание. Но вспоминают и слезы людей около церкви, и тех, кто выносил и прятал иконы. В Магнитогорском краеведческом музее хранятся две иконы, по преданию когда-то бывшие надвратными в Магнитской церкви. Церковь переоборудовали под клуб-кинотеатр, где демонстрировали фильмы, проводились танцы. Пожилые люди говорили тем, кто ходил в клуб: «Добры люди Богу молились, а вы…»

К концу 1931 г. прекратилась служба практически во всех ближайших к г. Магнитогорску храмах: в г. Верхнеуральске, поселках Среднеуральске, Воздвиженском, Янгельском и др. Храмы передаются под клубы, склады или просто закрываются на ключ. Имеются данные о расстрелах священников и монахов на территории Магнитостроя, о преследовании бывших священнослужителей и их детей. В 1935 г. прошли аресты среди баптистов и адвентистов, многие бывшие священники были выселены за черту города.

В 1937 г. атеисты нового города могли праздновать победу. В результате ввода в действие второй плотины (1937 г.) большая часть станицы Магнитной и полуразрушенные храмы ушли под воду. 10 октября 1937 г. в Верхнеуральской тюрьме расстрелян местоблюститель патриаршего престола митрополит Крутицкий Петр (Петр Федорович Полянский), точное место его гибели и захоронения до сих пор неизвестно. В 1937 г. была арестована и расстреляна большая группа священников и мирян Верхнеуральского района.

Закрыты церкви, многие священники арестованы или расстреляны, иконы и священные книги под запретом. Но верующие православные, мусульмане, баптисты продолжали верить, молиться и совершать обряды.

Г. И. Старикова. Религиозная ситуация 20—30-х гг. XX в. …

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования