От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов

Когда в Челябинске появились пожарные машины

qfBFpvfmfYo.jpgРис. 1. На рисунке показана «Средняя заливная труба».

Перед первой публикацией этого материала (лет 9 назад) я отдельным постом задал вопрос: «Когда в Челябинске появилась первая пожарная машина?». Те два человека, которые решили ответить на этот вопрос, так или иначе, связали появление таковой с советским временем. И понятно почему — «пожарная машина» воспринимается как «пожарный автомобиль». Но машина, на самом деле, это просто механизм. А синонимом слова «автомобиль» слово «машина» стало довольно поздно.

Так вот, первые пожарные машины, которые назывались «большая заливная труба», появились в Челябинске годах в 1760-х

Поскольку есть люди, которые уже написали текст про пожарные механизмы XVIII — начала XIX в., и разбираются в этом лучше, чем я то лучше почитать их: «Основным средством тушения пожаров являлись заливные трубы. Они не имели приспособлений для всасывания воды из естественных источников, а снабжались специальными наливными ящиками (коробами), куда вода заливалась вёдрами или из бочек. Нагнетательный механизм (насос), помещённый в жёстко закреплённый наливной ящик, подавал воду к месту пожара по рукавам. Подача воды на пожар с помощью заливных пожарных труб требовала больших затрат ручного труда для её перекачки по рукавам и непрерывного подвоза конно-бочечными ходами. Так в конце XIX в. для обслуживания одной заливной пожарной трубы назначалось около 50 чел. Из них 12 чел. в две смены качали коромысла нагнетательного механизма, 8 — обслуживали выкидные рукава и ствол, а 30 чел., выстроившись в один или два ряда, подносили к трубе воду вёдрами и ушатами. Дальность действия водяной струи составляла 12-14 аршин (8-10 м) при максимальной производительности трубы около 20 вёдер/мин (3 л/с). Заливные трубы были большими, средними и малыми, в зависимости от количества воды, подаваемой ими на пожар. При пожаре в здании малую трубу, которую могли перенести 2-3 чел., устанавливали вблизи очага горения и в наливной ящик качали воду средней или большой трубами. Большие и средние заливные трубы во всех случаях были жёстко закреплены на конной повозке, которую размещали вблизи здания. К началу XIX в. в России имелись фабрики, изготавливающие пожарные трубы, в том числе большие, дающие струю воды высотой около 10 сажень (более 20 м). Разработкой оригинальных конструкций пожарных насосов занимались русские изобретатели и умельцы Л. Собакин, М. Казаманов, И. Бондаренко, П. Зарубин, Ф. Блинов. В 1812 г. В Москве и Санкт-Петербурге были учреждены специальные мастерские — пожарные депо для «делания огнегасительного инструмента и рассылки его по всем губерниям». Это отсюда — http://cars-repaer.ru/stati/neus47.html

А сейчас немного о том, как обстояли дела этим в Челябинске. Указ 1763 г.: «из Исетской правинциалной канцелярии, от полицейских дел повелено: По 1-е 1763 году сентября дня для лутчей предосторожности от пожарных случаев иметь всегда при челябинской ратуше в готовности две бочки воды, и прислать прежде взятые с посадских и цеховых, кому с чем на пожаре быть, подписки. И поправить по расписанию колодцы, а особливо иметь от огня крайнюю осторожность».

В самом начале 1780-х годов, когда Исетская провинция расформировывалась, и Челябинск становился из города провинциального уездным, происходила передача казенного имущества от бывших структур новым. Часть таких описей сохранилась, и их в свое время нашел в Пермском архиве И.В. Дегтярев. Я прошел по его следам и откопировал в Перми некоторые документы. В числе прочего интересного в одной из описей такой фрагмент:

При доме полиции «Да для пожарных инструментов сарай в длину семи сажен в ширину четыре сажени из березоваго лесу, только обнесен с дву сторон и крыт драницей

При оной полицеи пожарных инструментов:

Больших заливных пожарных труб с прибором на дровнях и колесах 2 при оных спрысков два и шомполов — 2.
Бочек на роспусках и колесах — 2
Ручных медных труб ветхих при оной 11 при коих щурупов восемь да трех крыш нет.
Багоров пожарных с древками на одних передках — 3.
Вил з древками — 3.
Крюк з древкой — 1.
Без древков крюков з цепями железными — 2.
Бес цепей:
Багров — 2
Крюк — 1
Вил — 5
Все они без древков.
Дровней ветхих — 4».

ut_Jx9rTBMw.jpgРис. 2. Чертеж: огнегасительные инструменты и принадлежности к оным.

Большие заливные пожарные трубы — первые пожарные машины. Фактически, это помпы, укрепленные на телеге, либо на санях. К помпе крепился рукав для всасывания воды из бочки и выкидной рукав с трубой, по которому из помпы подавалась струя воды для тушения пожара. Воду везли в бочках на отдельных санях, или телеге, в зависимости от времени года.
Ручные трубы, это, скорее всего, так называемые «малые» трубы — более легкие, они не крепились жестко на телеге, или санях, их можно было переносить вручную. Возможно, что их использовали и в качестве насосов для быстрого наполнения бочек.

В 1791 году челябинский городничий секунд-майор Иван фон Швейгофер направил в Челябинскую городскую думу обращение «при коем прислана для поправления одна из состоящих при Управе благочиния пожарная заливная медная машина с прибором. Которую городовая дума споспешествуя общей безопасности старалась елико можно поправить посредством здешних городовых ремесленников. Но все предпринятые к сему способы были тщетны».

По запросу городской думы городничий выяснил, что «вышеозначенная машина с прибором, равно и прочие к пожарному случаю принадлежащие инструменты первоначально заведены были прошлаго 1754 года». Расходы на покупку и последующее содержание покрыли за счет сборов с жителей города, собрав с домовладельцев по 42 ¾ копейки с каждой печи. Впоследствии каждый год собирали с каждой печи по копейке — на ремонт машин и пожарного оборудования в целом. Городничий отметил, что на момент принятия им дел, денег, собранных на починку пожарных труб не значилось и вс те годы, пока он был городничим, таких сборов не производилось. Соответственно и денег на ремонт не было. «А посему означенная заливная машина в разсуждении давняго ея заведения пришла в совершенную верхость и, как видно, от немалого употребления гораздо измята и винты в надлежащих местах сделались слабые. Следовательно и ныне вещи должны быть переделаны или вовсе переменены, но сие зделать инако не можно, как посредством знающих таковое искусство мастеров, каковых в здешнем городе совсем нет». Дальше следовало рассуждение, что ветхую пожарную машину можно продать с аукциона и «купить новую чрез бывающих в знатных российских городах здешних купцов».

Но городская дума констатировала, что денег на покупку новой пожарной машины нет и самовольно устраивать сбор с горожан она не может, поскольку в таком случае надо собирать деньги не только с городских сословий, то есть купцов, мещан и цеховых, но со всех живущих в Челябинске. Поэтому обратились к правителю Уфимского наместничества генерал-поручику Александру Александровичу Пеутлингу, чтобы он рассудил, как же быть дальше.

Губернатор Пеутлинг предложил «ту пожарную медную заливную машину, состоящую в городе Челябе, которая пришла в совершенную ветхость и к поправлению безнадежна, а потому и ко употреблению на случай пожарной не способна, с аукционнаго торгу волно желающим продать». А дальше довольно интересно: «Что же принадлежит до збора с обще жителей города Челябы на покупку вместо сей старой, новой трубы в складку просимых думою денег, так сие зависит не от его высокопревосходительства, но от общества градскаго. И потому, буде живущие в городе Челябе разнаго звания люди добровольно на дачу к покупке сей машины денег согласны, тогда имеет градская дума, собрав потребную сумму, ту машину искупить».

Городское общество собралось 4 ноября 1792 года в общественном доме (бывшем купца Сапожникова) и постановило первым пунктом: «купить одну большую заливную трубу английскаго или российскаго лучших мастеров дела, от шести до семи сот рублей, ко оной для воды чанов или бочек четыре, роспусков или дровней по томуж числу, крюков больших и малых шесть, вил больших двои, щитов войлочных шесть, швабр толикое ж число. Для содержания заливной трубы сделать на пристойном месте посредине города с согласия Управы благочиния удобной покой, и для прочих инструментов при оном покое сарай».

Кроме этого, общий сход решил собрать на постройку «покоя» и сарая, и на «ведение» и ремонт инструмента еще до трехсот рублей, а общая сумма планируемого сбора составила девятьсот рублей. Деньги решили брать с жителей по количеству печей. Для того, чтобы сделать раскладку — сколько платы придется на каждую печь, постановили составить список дворов с указанием, в каком сколько печек насчитывается.

Попутно выяснилось, что деньги на ремонт одной машины в 1787 году все же собирали, но только с купцов и мещан, по 14 копеек с печи. На полученные деньги заказали у челябинских сапожников рукав для одной из машин и кожаные ведра.

Для обслуживания пожарной техники городничий требовал: «к заливно трубе рабочих четыре, ведерников (тех, кто подносит воду ведрами) четыре человека, и для воски трубы одну, багров одну, итого три лошади, вощиков три человека прислать к нему городничему для определения к имеющимся инструментам». Дума категорически заявила, что на содержание такого числа работников и лошадей в год надо будет не менее 500 рублей и таких денег собрать с жителей города просто не реально. Городничему предложили, согласно законам, «господин городничий может и может до состояния на здешнюю Управу благочиния штата в потребном случае, к заливной трубе, для качки оной и носки воды людей, а равно и лошадей пристойное число по основанию полицейской инструкции назначить с лутчих в городе домов, кому присвоены превосходные екипажи, и кои во всякое время в доме своем оных содержат». Конечно, вариант предложенный думой, не давал выхода из положения — звать людей из дома, в случае пожарной тревоги, означало потерять время. Но и понять выборных руководителей города тоже можно — жители и без того несли на себе все расходы, связанные с уборкой улиц, ремонтом дорог и мостов, воинский постой и т.д. Еще один денежный сбор, причем крупный, многим был просто не по силам. В действительности, пожарная техника практически во всех городах России того времени находилась в ведении полиции. А полиция как раз находилась в прямом подчинении городничего (Управа благочиния, это просто другое название полицейской управы).

Итак, уже в 1754 году в Челябинске появляется первая пожарная машина. Конечно, это не тот «вариант» к которому мы сегодня привыкли. Но надо вспомнить, что машиной изначально называли просто механизм. Экипажи с двигателем внутреннего сгорания, когда они появились, называли автомобиль, или авто. Употребление слова «машина» в качестве обозначения автомобиля — явление достаточно позднее. Ну и из цитированных документов, надеюсь, вы убедились, что современники называли большие заливные трубы пожарными машинами. Так что первая пожарная машина у нас в городе появилась 270 лет назад...

Прообразы первых пожарных машин

Гаяз Самигулов

Подземные тайны Белого дома.

Более ста лет существуют разные легенды и предания, связанные с подземельями Белого дома и Верхне-Кыштымского завода [6, 8, 10]. Даже в советские годы отдельные рабочие рассказывали, что тайком во время рабочего дня выходили в город через старый подземный ход, чтобы посетить магазин.

Много различных рассказов можно услышать и сейчас от краеведов и научных сотрудников историко-революционного музея г. Кыштыма. Некоторые из них напрямую связаны с якобы существующими и поныне подземными сооружениями — тайными ходами и подвалами. Два раза лично в середине 90-х годов я получал информацию об образовании провалов на территории усадьбы и в городе. Вся эта устная информация и даже отдельные статьи краеведов, историков и архитекторов не были подтверждены исследованиями (раскопки, вскрытие мест провалов, прохождение ходов) специалистов: спелестологов и археологов [8, 10].

На учёте в органе охраны культурного наследия Челябинской области не было и нет ни одного подземного объекта, выявленного нашими экспедициями на данной территории [1], так как подземные архитектурные сооружения на данных усадьбе и предприятии, как и на других старых заводах Челябинской области, никто и никогда не искал и не исследовал.

Первая письменная информация специалиста была выявлена автором в описании якобы существующего подземного хода на территории усадьбы в книге В. М. Слукина. Но следов этого хода до сих пор никто не обнаружил, как и информации от населения о провалах на этом участке, потому что никто не искал. При моей личной встрече и разговоре со В. М. Слукиным мне удалось выяснить, что он, будучи студентом, посетил эту усадьбу и предположил наличие подземного хода, описанного им в книге [8]. Сам лично он никогда не был в описанном им ходу. Но отрицать окончательно наличие упоминаемого В. М. Слукиным хода и устную информацию от населения о провалах и ходах пока нельзя, преждевременно.

В середине 90-х годов экспедиция ГНПЦ по охране культурно-исторического наследия Челябинской области под руководством автора и главного специалиста ГНПЦ по ОИКН Челябинской области археолога H. М. Меньшенина начала поиск следов подземного хода на территории усадьбы на основании материалов из книги В. М. Слукина [8]. Был заложен разведывательный шурф (2×2м²) под полом зала первого этажа северной части дома заводчика. Шурф был доведён до скального дна (монолита), до глубины 1,6-1,85 м. Обнаружить следы подземного хода на данном участке подполья не удалось.

В ноябре 2003 года экспедиция Челябинского областного краеведческого музея совместно с Челябинским областным общественным фондом культуры, впервые на Урале, организовали и провели научную спелестологическую экспедицию под руководством автора [11-13]. Исследовательские работы проводились на территории современного предприятия «Кыштымский машиностроительный завод», бывшем Верхне-Кыштымском доменном (чугуноплавильном) и молотовом (железоделательном) заводе, и на территории усадьбы Белый дом.

В ходе данной экспедиции была осмотрена только часть территории предприятия на предмет выявления и первичного изучения подземных объектов (сооружений). Сразу удалось выявить и частично исследовать старые (2-я половина XVIII — начало XIX в.) архитектурно-исторические подземные сооружения 4 типов: подземный рабочий (водоотводной) канал, скрытые (тайные) ходы сообщения, производственные коммуникации и подвалы [11-13]. А также были осмотрены северная сторожевая (дозорная или сторожевая) башня и сооружение в комплексе с ней. Во время исследований удалось пройти под землей около 300 м [11-13].

Краткая информация о обнаруженных и первично обследованных подземных объектах:

1. Рабочий (водоотводной) канал с механическим затвором [1, 4, 9, 11-13].

Состоит из 3 частей: открытая, широкая устьевая часть канала для забора воды из пруда; шлюзы (затвор и сток); узкая часть канала — водонакопительный ларь.

Характеристика и параметры:

длина подземной части канала достигает примерно 100 м;
первые 20-25 м подземной части канала (шириной 7,5 м) облицованы тёсаными гранитными блоками;
свод арочный, с замковым камнем, высотой 8 м;
последующие 70 м шириной около 3 м и высотой до 2 м;
стены сложены из дикого рваного камня на растворе;
свод перекрыт железобетонными плитами советского периода [11-13].

2. Скрытые (тайные) подземные ходы сообщения, технологические и производственные подземные коммуникации [2, 6, 8, 10-13].

Под всей площадью завода, в старой её части (XVIII-XIX вв.), сохранились подземные сооружения в виде коридоров и ходов, в разных частях которых сегодня можно перемещаться во весь рост, или на корточках, или ползком. Из подвального помещения, расположенного юго-западнее северной дозорной башни, сохранился скрытый ход сообщения, длиной около 70 м, ведущий до южной дозорной башни. Вся выявленная подземная система ходов, видимо, создана в одно время и имеет одинаковое конструктивное исполнение, строилась открытым способом в виде траншеи с небольшим расширением стен кверху (рис. 1). Основная часть ходов была перекрыта железобетонными плитами, видимо, уже в советское время, а старые металлические плиты были сняты и сданы на металлолом. Практически все осмотренные подземные ходы сообщения были приспособлены, возможно, еще в конце XIX века, а точнее — с начала XX века и по сей день, под современные производственные и технологические коммуникации: под трубы для подвода горячей и холодной воды, канализации и электрических кабелей.

 

 2.jpg  Рис. 1. Тайный подземный ход (разрез):
1 — грунт (подсыпка);
2 — материк;
3 — дикий рваный камень;
4 — чугунная или железная плита.

3. Подвальные сооружения (помещения) [10-13].

В первую очередь была осмотрена часть подвалов, расположенных в здании, окружающем северную дозорную башню. Определено, что в подвальных помещениях, где сейчас расположен склад химических веществ, находилась тайная (её нет на планах завода 1760 (?) и 1815 гг.) заводская тюрьма [4, 7], видимо та, которая упоминается в разных источниках [8, 10]. Тюрьма состоит из пяти помещений, в которых были произведены замеры рулеткой (рис. 2): толщина стен — от 1 до 2 м, высота до потолка во всех камерах — 2,25 м, потолок — арочный свод, окна в виде световых щелей выходят на улицу на уровне (современном) поверхности земли размером 18×18 см (в общей и одиночной камерах и карцере).

Выяснилось, что современный вход в подвал (тюрьму) был «прорублен» позднее (ширина — 1,43 м), первоначальный же вход в тюрьму был с восточной стороны здания в торцевой стенке (ширина — 1,3 м, свод арочный), видимо тогда же и был заложен кирпичом. В настоящее время при входах в камеры сохранились только дверные крюки и петли, двери отсутствуют; несмотря на то, что старшая кладовщица завода говорила о существовании в этом подвале какого-то колодца, закрытого люком, в полном объеме осмотреть помещения тюрьмы не удалось, т. к. они заполнены пустыми бутылями и рваными мешками с какими-то химикатами [11].

 

 1.jpg  Рис. 2. Заводская тюрьма (план):

1 — служебное помещение;
2 — общая камера;
3 — коридор;
4 — одиночная камера;
5 — карцер;
6 — современный вход в тюрьму (подвал);
7 — замурованный, видимо первоначальный, вход в тюрьму;
8 — стена (фундамент) северной дозорной башни.

4. Северная сторожевая (дозорная) башня [5, 11-13].

B ходе первичного обследования башни было определено, что башня 4-этажная, конусообразная, в плане
представляет собой неправильный восьмиугольник, построена из красного большемерного кирпича XVIII века [5]. Выполнены отдельные замеры башни:

высота — около 20 м;
толщина потолочного перекрытия — по 0,45 м;
толщина стены башни на 3-м этаже — 0,73 м;
размеры башни (план) на 3-м этаже — 8,3×7,3×7,6×7,6 м;
на чердаке — 7,25×6,25 м.

Обнаружено в ходе осмотра чердака башни:

1) Заложенные кирпичом с внутренней стороны стен ниши, видимо для установки матричных балок (потолок 4-го этажа, видимо, должен был быть выше, чем был построен реально).
2) Две, расположенные крест-накрест, кованые железные связи в форме бруса прямоугольного сечения имеют по одному старому заводскому клейму, соответствующему одному из уральских заводов Демидовых XVIII века [5]. Клейма размером 3,5-3,8×1,7-2,0 см имеют одинаковую надпись в четыре строки. Первые две строчки составляют слово «СИБ-ИРЬ», две другие прочесть не удалось. Подобного вида клейма нет в справочнике [5].
3) В верхней части стены башни, с восточной стороны, имеется отверстие-дымоход, проходящее внутри стены снизу доверху, а на 3-м этаже зафиксировано отверстие в стене, где находилась печь. Подобные печи стояли, видимо, на всех этажах.
4) На полу чердака обнаружено около 10 чугунных (железных) отливок в виде дисков круглой формы (пробники, которые предварительно
можно датировать 2-й пол. XVIII — 1-й пол. XIX в.). Подобных предметов нет ни в одном музее Челябинской области, и я не встречал ни в одном музее Урала [11-13].

Дальнейшие обследования северной сторожевой башни

5) Работы были продолжены экспедицией Центра историко-культурного наследия г. Челябинска под руководством автора 29 ноября 2014
года, 14-16 и 19 сентября 2015 года. В 30-см слое сухих экскрементов и разного вида мусора (в т. ч. строительного) полуразрушенного пола чердака башни и пола 4-го этажа башни было обнаружено более 100 чугунных (железных) отливок (пробников) в виде дисков круглой формы, несколько штук медных пробников и несколько десятков фрагментов (кусков) от разных изделий (пластин, полос и прутов круглого сечения и разного диаметра) из железа со следами-углублениями сверления (стружку брали на химический анализ) [12-13]. Подобных предметов нет ни в одном музее Челябинской области, и я не встречал ни в одном музее городов и районов Урала. С каких заводов, в т. ч. Кыштымского горного округа, поступали образцы (пробы) металла (чугуна и железа) на химический анализ, пока установить не удалось. Медные пробы, видимо, поступали на проведение анализа с местных заводов г. Кыштыма в конце XIX — начале XX века. [14, 15].
6) В начале апреля 2014 года Общественной организацией за сохранение исторического и культурного наследия Кыштымского городского округа «Феникс» была организована и проведена научная экспедиция под руководством краеведа, инженера-механика Сергея Викторовича Дайбова (г. Кыштым) и геофизика, историка-любителя Николая Михайловича Андреева (г. Миасс) на территории усадьбы Демидовых-Расторгуевых «Белый дом» с целью обнаружения подземных помещений и природных пустот методами биолокации и резонансно-акустического профилирования (РАП) [2]. Чётко была выделена сеть возможных подземных ходов и помещений на глубине до 5 м.

Общие выводы

В результате работы спелестологических экспедиций, изучения разных исторических источников были сделаны следующие выводы:

  1. Выявлена только часть подземных объектов, в которых необходимо продолжить исследования: провести расчистку, в первую очередь непроходимых участков ходов; выполнить все замеры и описания; начертить всю систему подземных ходов и других объектов; окончательно определить характер их первоначального использования и переиспользования в последние 100 лет; определить возможность, необходимость и перспективу использования подземных объектов в экскурсионно-туристических целях.
  2. Определено, что существующий до настоящего времени подземный канал, используемый в последние десятилетия для сброса весенних вод, являлся во 2-й пол. XVIII — 1-й пол. XIX века рабочим водоотводным каналом — водонакопительным ларем [4, 7, 11-13].
  3. Впервые на Урале на месте старого (XVIII-XIX в. в.) Верхне-Кыштымского завода выявлены (пока частично): скрытая в те времена большая разветвленная подземная пешеходная система связи, производственные подземные коммуникации и отдельные подземные сооружения.
  4. Определены: метод постройки подземных ходов и помещений [11]; конструктивное исполнение скрытых подземных ходов сообщения (рис. 1) [11] .
  5. Впервые определено местоположение заводской конторы и тюрьмы, упоминаемых в научной и популярной исторической литературе
    как месте содержания и пыток рабочих [10-13].
  6. Определено, что на территории усадьбы и старого завода подземные сооружения в виде ходов сообщения связывают между собой обе
    сторожевые башни, заводскую контору, дом заводчика, разные производственные помещения и достигают (по мнению автора) более 500 м.
    Перемещение по подземным ходам в XVIII-XIX веках происходило во весь рост [11-13].
  7. Определен и зафиксирован, видимо впервые на Урале, новый оригинальный историко-архитектурный комплекс (ансамбль), состоящий из 4 административных объектов, входящих в одно сооружение: заводская контора, северная дозорная башня, заводская тюрьма и скрытый подземный ход, ведущий к южной дозорной башне. Данный «узел» управления заводом и рабочим поселком можно назвать Кыштымской ратушей [11-13].
  8. Все выявленные и частично обследованные архитектурно-исторические подземные сооружения предварительно отнесены ко 2-й пол. XVIII — 1-й пол. XIX века и являются подземными полостями антропогенного класса конструкционного типа [2].
  9. Подземная система коммуникаций завода линейно-протяженная, горизонтальная, с отдельными наклонными участками (8), в XVIII- 1-й пол. XIX века использовалась скрытно (тайно), а в конце XIX −1-й пол. XX века была переоборудована и используется до сих пор как производственная и технологическая коммуникации.
  10. Отсутствие на планах завода 1760 (?) и 1815 годов разветвлённой подземной системы, заводской тюрьмы и дозорных башен говорит о том, что хозяева умышленно скрывали от государственной власти свои незаконные действия и произвол, творимые ими у себя на заводе [4, 7].
  11. Попытка выявить подвальное помещение под самой башней пока не дала положительных результатов [11].
  12. Впервые в Челябинской области на металлических конструкциях старых заводов обнаружены клейма XVIII века.
  13. Остается невыясненным до конца ряд вопросов, требующих продолжения исследований: все ли (какие) подземные коммуникации были построены во второй половине XVIII века, какие — в первой половине XIX в., а какая часть из них строилась во 2-й половине XIX в. специально для организации технологической среды предприятия; когда, с каких завододов, какие пробы поступали на химический анализ, на старый Кыштымский завод.
  14. Продолжить поиск и изучение ещё не выявленных подземных объектов, на которые уже получена информация в ходе проведённых исследований спелестологической экспедиции 2003 и 2014 гг., а также от других исследователей, краеведов и населения города: на местах бывших провалов; на местах, где проведена работа методом биолокации и бурения скважин; под полом первого этажа дома заводчика и северной башни; в помещении тюрьмы [2, 11-13].
  15. Продолжить сбор информации у населения Кыштымского городского округа и даже жителей области, которые могут довести какую-то новую и необходимую нам информацию (особенно у бывших инженеров и рабочих, тем более тех, кто пользовался подземным ходом для выхода в город).
  16. Исследования на этом заводе и усадьбе «Белый Дом» требуется обязательно продолжить. Итог — составление полного плана всех старых подземных коммуникаций на территории завода, заводской усадьбе и прилегающей территории, а также проведение в некоторых местах завода архитектурно-археологических раскопок.
  17. Собранную большую коллекцию проб (пробников) металлов можно назвать технологическим кладом, обнаруженным на территории Челябинской области впервые.
  18. Сама усадьба «Белый Дом» и прилегающие к ней старинные производственные помещения и подземные объекты старого завода представляют собой уникальный историко-архитектурный комплекс не только Урала, но и России. После его правильного изучения, качественной реставрации и реконструкции данный комплекс может стать местом паломничества десятков тысяч туристов России и других стран.
  19. Получается, что ещё очень много загадок и тайн на территории усадьбы бывшего Верхне-Кыштымского завода и на территории старой
    части города не разгаданы, а новые — мы ещё встретим в будущем.

Литература и источники

  1. Верхне-Кыштымский чугунолитейный и железоделательный завод. Памятник № 272 // Государственный список памятников истории и культуры Челябинской области / ГНПЦ по охране исторического и культурного наследия Челябинской области.
  2. Дайбов, С. В. Отчёт о проведении научной экспедиции в 2014 году с целью обнаружения подземных помещений на территории Усадьбы Демидовых-Расторгуевых «Белый дом» [Рукопись] / С. В. Дайбов, Н. М. Андреев. — [Б. м.: б. и.], 2014. — С. 1-5.
  3. Дублянский, В. Н. Классификация, использование и охрана подземных пространств / В. Н. Дублянский, Г. Н. Дублянская, И. А. Лавров. — Екатеринбург, 2001.
  4. Жигулин, Е. План Верхне-Кыштымского завода. 1815.
  5. Комплексный метод датировки памятников архитектуры на основе натурных исследований. — М., 1992.
  6. Материалы по истории Башкирской АССР. — М., 1956. — Т. IV, ч. 2. C. 247-255 .
  7. Медведевский, И. План демидовского завода. 1760 (?).
  8. Слукин, В. М. Тайны уральских подземелий (легенды, реальность, поиск). — Свердловск: Ср-Ур. кн. изд-во, 1988.
  9. Слукин, В. М. Архитектурно-исторические подземные сооружения (типология, функция, генезис). — Свердловск: изд-во Уральского университета, 1991.
  10. Щербаков, Г. П. Молодость старого завода. — Челябинск: ЮУКИ, 1990.
  11. Юрин, В. И. Обследование территории бывшего Верхне-Кыштымского чугуноплавильного и железоделательного завода // Отчет о работе Сикияз-Тамакской археологической экспедиции на Южном Урале в 2003 году. ИА РАН.
  12. Юрин, В. И. Тайны Кыштымских подземелий // Вестник Челябинского областного общества краеведов. — Челябинск, 2004. — № 6. — С. 37-42.
  13. Юрин, В. И. Первая спелестологическая экспедиция на Кыштымском заводе // Урал индустриальный. Бакунинские чтения : материалы VII Всеросс. науч. конф. — Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2005. — Т. II. — С. 241-245 .
  14. Юрин, В. И. Полевой дневник спелеоархеолога Юрина В. И. о проведении Сикияз-Тамакской комплексной научно-краеведческой экспедиции в 2014 году. [Рукопись]. — [Б. м.: б. и.], 2014. — С. 215 216.
  15. Юрин, В. И. Полевой дневник спелеоархеолога Юрина В. И. о проведении Сикияз-Тамакской комплексной научно-краеведческой экспедиции в 2015 году. [Рукопись]. — [Б. м.: б. и.], 2015. — С. 250-252 .

Караваны Тогузака

Река Тогузак тянется на каких-нибудь километров десять, от деревни Алексеевка до границы, но эти километры – истинная живопись, полотно за полотном. Неожиданная красота, безлюдная, безмолвная, уединенная. В мой список природных достопримечательностей внесен новый шедевр – река Тогузак.

Тогузак – итог трех своих притоков. Все они берут начало на той воображаемой линии (водораздел), на которой рельеф делит осадки на два направления: одним течь на юг и на запад, другим – на восток и север.

Средний и Верхний Тогузаки текут в ревнивой параллели, иногда приближаясь друг к другу (как у Бородиновки) очень близко, километров на четыре-пять. Затем Верхний устремляется прямиком на восток, а Нижний медленно, но верно поднимается к северу, чтобы у Алексеевки им соединиться. После Алексеевки Тогузак – уже настоящая, набравшая силу, уверенная в себе река.

Виктор Иванович Шевяков, глава поселения в Алексеевке, округу знает наизусть Мы проехали вдоль реки дальше, к другой скале. Ее конус возвышался на противоположном берегу. Местные люди говорят о ней: гора Красивая. Именно так. Почему бы и нет.

– Но это еще не все, не главное, – предупредил нас Виктор Иванович и повез дальше.

– Наверное, – предположил Виктор Иванович, _ после переправы через реку уставший караван мог бы остановиться на берегу Тогузака на отдых или на ночлег.

– Да, конечно, – согласились мы, – это логично.

И тут Юрин воскликнул: «Взгляните, там, на том берегу… Видите?»

Не сразу, но мы увидели: на пологом зеленом склоне отчетливо видны кольца, тоже зеленые, но темнее, чем весь склон. Одно кольцо, второе, третье – целый ряд. Повыше – еще ряд. И еще…

– Как в Верхнеуральске, – напомнил я Юрину.

Несколько лет назад Владимира Ивановича заинтересовали такие же кольца на таком же склоне у Верхнеуральска, недалеко от Верблюд-горы (Диёташ), у Теплого ключа, на склоне горы Веселой. Рассматривая их, он мог только в том убедиться, что на кольцах трава выше и темнее. Так, будто на этой окружности кто-то ее подкормил, чем-то удобрил. Тогда он предположил, что, может быть, там стояли юрты кочевников. Так подумать – соблазнительно, но… Когда в последний раз на этом месте могли стоять юрты? Сто лет назад? И с тех пор трава ничего «не забыла»? Вряд ли. А здесь, на берегу Тогузака – опять они же…

Мы мигом переправились через брод и оказались у тех колец. Ходили втроем вокруг них, приглядывались к траве, измеряли диаметры, возбужденно гадали, но кольца не сказали нам ничего. Не мираж они, не иллюзия, трава нас не обманывает, но разгадки нет. Она где-то тут, рядом, но нам не дается.

Как бы то ни было, но мы уже почти не сомневались, что на берегу Тогузака останавливался караван. Мы, можно сказать, видели его. По крайней мере, я попытался переместиться во времени на полтора-два столетия назад… Будто бы стою я здесь же, на вершине горы, и как бы cо стороны вижу, как караван переправляется через реку, как он занимает весь берег. Я чувствую пыль, пахнущую пустыней Кара-Кум, я слышу верблюжьи всхрапы, окрики, какие-то еще непривычные голоса и звуки. Караван оставил далеко позади расстояния, казалось бы, непреодолимые. Где-то там колодец Одун-Кудук, источник Агатма, гора Сусыз-Кара, пески Баткак, колодец Юз-Кудук, река Кувань, холм Салак, река Сыр, колодец Ураган, гора Дерман-Баши, колодец Куль-Кудук…

Позади полторы тысячи километров, на которых мало воды (земля в мозаике трещин), много соли (соленые почвы, соленые лужи, соленая трава, соленая роса), много песков (дюны, поросшие саксаулом и тамариском), много ветров, продувающих насквозь, а жизнь – только у рек, обросших колючим кустарником и зарослями тростника.

Как это представить – караван длиной двадцать верст? Он трогается в путь в середине марта, а прибывает в Троицк в начале июня. Полторы тысячи верст невыносимо трудной, опасной, изнурительной дороги. Ради чего?

Ради Великого Обмена. Две вроде бы ничем не похожие, независимые и даже враждебные цивилизации, два мира, молящихся разным богам, две культуры, две истории, два быта все-таки вошли в осторожный контакт и, прежде всего, увидели товары, которых у них нет. Обмен богатствами – первый шаг навстречу друг к другу. Караван, бредущий по пустыне, – это неисчислимые богатства, перемещающееся из края в край на верблюжьих ногах. На обратном пути он тащил не меньше ценностей, чем туда.

И что, от той грандиозной экзотики – караваны на Тогузаке – остались только зеленые круги на берегу?

 Михаил Фонотов

Люди вокруг Шихана

Учительница из Бакала Лидия Александровна Сергеева и ее ученики пытаются защитить скалу Шихан.

— А от кого вы ее защищаете?

Выясняется: вроде не от кого. Нет у скалы супостатов. А впечатление такое, что Шихан — беззащитен.

Ситуация знакомая. Врагов нет, а защитники — есть. У нас всегда так: защищая природу, мы, в конечном итоге, обнаруживаем, что защищаем ее от самих себя. Шихан-то — дело, скажем прямо, семейное. Бакальское.

История уже давняя. Кварцитовый останец Шихан с некоторых пор оказался на шатком месте между Бакалом и поселком Рудничный, в седловине гор Буландихи и Шуйды, среди карьеров и отвалов. Мало того что горы вокруг разрыты вдоль и поперек, уже и снизу подкопалась к Шихану шахта Сидеритовая. Если и под скалой будут выбраны рудные пласты, она может рухнуть и развалиться.

Горняки Бакала развалили не одну, не две — много скал, беда ли, если они разрушат еще одну? Вопрос интересный…

Надо знать, что Шихан — не «всякая» скала. Это — скала с биографией. У нее своя история. И даже судьба. Да, ее можно разрушить, но она останется. Виртуально. Если хотите, мистически. В головах. В памяти. Как ни крути, гибель Шихана будет воспринята как преступление. Как сущее «убийство».

Зайдите в Интернет, отыщите «Бакал» — что там сказано о нем? Что он — то-то и то-то, место, где копают руду. Что-то еще. И — обязательно, всякий раз — это: «в окрестностях Бакала расположена живописная скала Шихан». В сущности, он — единственная, на всю страну и более того, — достопримечательность Бакала. Он приписан и привязан к городу раз и навсегда. Если есть доля мистики в Шихане, то она в том, что он — кварцитовая скала среди кварцитовых гор и хребтов — особая ценность, не кварцитовая. Не материальная, а духовная.

Присмотримся. С Шиханом «были знакомы» многие известные люди, ученые — Д. Менделеев, А. Ферсман, П. Огарков. О нем рассказано в книгах А. Шмакова, А. Малахова, А. Флеровского, Н. Глебова. Художница О. Перовская перенесла его на холст. Местные поэты посвящают ему стихи. Не счесть фотографий, запечатлевших его, первая из которых относится к 1895 году. О нем сложены легенды. Что это, если не биография?

Я не знаю, красив ли Шихан и так ли уж живописен. Наверное, занятно, что в очертаниях его камней можно отыскать какие угодно профили, в том числе Пушкина, Бажова и даже «Титаника». Важно то, что Шихан почему-то, явно и неоспоримо, вписан в историю Бакала. Вписан не кем-то, не росчерком пера, а, не сговариваясь, но в согласии всеми, кто жил и живет рядом. Люди его одухотворили. И дали ему местечко в сердце.

При всем при том Шихан откровенно неухожен. Не отыскать ни единого следа уважения к нему. Никто ни разу не позаботился о нем. Ему все хуже и хуже. Вокруг него все утоптано и покрыто пылью. Скала тоскует о каком-то зеленом пятнышке, но зачахла и та зелень, которая некогда ее украшала…

Истина проста: Шихан нужен бакальцам, и только им. Не к кому им обращаться, не к кому взывать. Как сами решат, так и будет. Все в их руках. Но, к сожалению, пока никто из них ничего для Шихана не сделал. Да, были слова, стенания, призывы, кличи и — никаких дел. Даже никто не знает, сколько у Шихана защитников, таких, как Лидия Сергеева и ее ученики.

Шихан стар, он весь покрыт морщинами трещин. Но век его не измерен. И он останется памятником, если горняки сохранят под ним целик — как пьедестал.

Кто нас научит ценить свое?

Михаил Фонотов

Челябинская область

Карта Челябинской областиЧелябинская область — индустриально-аграрный регион, расположенный на границе Европы и Азии, в южной части Уральских гор и прилегающей Западно-Сибирской равнины. В городах и районах Челябинской области проживает 3 493 000 человек (2018 г.)

Дата образования области: 17 января 1934 г.

Область занимает площадь 88,5 тыс. кв. км (с юга на север на 490 км, с запада на восток — на 400 км). На севере Челябинская область граничит со Свердловской областью, на востоке — с Курганской областью, на юге — с Оренбургской, на западе — с Республикой Башкортостан. Юго-восточная часть границы области является государственной границей России с Казахстаном

Область известна богатыми запасами полезных ископаемых. Это руды металлов, магнезит, тальк, графит, известняк, каменный уголь и другие. В области добывается золото. Широко известны уральские самоцветы.

В Челябинской области рек длиной более 10 км — 348. Количество озер на территории области — 3170.

Область многонациональна — здесь проживают представители почти всех народов, населяющих Россию. Русские составляют 81% населения области, татары — 6%, башкиры — 4%, украинцы — 3%, немцы, белорусы, мордва и казахи — по 1%.

Население области 3681 тыс. чел. (9 место в России). Область высоко урбанизирована- 81% населения проживает в городах.

Основные отрасли промышленности — горнодобывающая, горно-обрабатывающая, металлургия, машиностроение, химическая промышленность.

Среди субъектов России Челябинская область занимает 10 место по объему промышленного производства.

Множество транспортных путей пересекается в области, что делает ее экономически привлекательной.

Челябинская область обладает уникальными природно-климатическими условиями: живописные ландшафты, озера, леса, пещеры и природные целебные источники.

Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования