От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов

Фотогалерея

В подборке вы найдёте коллекцию из фотографий, сделанных в разные годы и разные сезоны. Но, все они о природе, памятных местах и людях Челябинской области. Здесь есть и конкурсные работы и любительские снимки. Надеемся, вы получите удовольствие просматривая нашу фото-коллекцию.

Для удобства, мы распределили все снимки по рубрикам: Озера, Пещеры, Флора, Фауна.

Фотографии не представленные на сайте размещены на instagram 

Коммерческие фотографии представлены на фотостоках Abodestock и Shutterstockhutterstock

Люди вокруг Шихана

Учительница из Бакала Лидия Александровна Сергеева и ее ученики пытаются защитить скалу Шихан.

— А от кого вы ее защищаете?

Выясняется: вроде не от кого. Нет у скалы супостатов. А впечатление такое, что Шихан — беззащитен.

Ситуация знакомая. Врагов нет, а защитники — есть. У нас всегда так: защищая природу, мы, в конечном итоге, обнаруживаем, что защищаем ее от самих себя. Шихан-то — дело, скажем прямо, семейное. Бакальское.

История уже давняя. Кварцитовый останец Шихан с некоторых пор оказался на шатком месте между Бакалом и поселком Рудничный, в седловине гор Буландихи и Шуйды, среди карьеров и отвалов. Мало того что горы вокруг разрыты вдоль и поперек, уже и снизу подкопалась к Шихану шахта Сидеритовая. Если и под скалой будут выбраны рудные пласты, она может рухнуть и развалиться.

Горняки Бакала развалили не одну, не две — много скал, беда ли, если они разрушат еще одну? Вопрос интересный…

Надо знать, что Шихан — не «всякая» скала. Это — скала с биографией. У нее своя история. И даже судьба. Да, ее можно разрушить, но она останется. Виртуально. Если хотите, мистически. В головах. В памяти. Как ни крути, гибель Шихана будет воспринята как преступление. Как сущее «убийство».

Зайдите в Интернет, отыщите «Бакал» — что там сказано о нем? Что он — то-то и то-то, место, где копают руду. Что-то еще. И — обязательно, всякий раз — это: «в окрестностях Бакала расположена живописная скала Шихан». В сущности, он — единственная, на всю страну и более того, — достопримечательность Бакала. Он приписан и привязан к городу раз и навсегда. Если есть доля мистики в Шихане, то она в том, что он — кварцитовая скала среди кварцитовых гор и хребтов — особая ценность, не кварцитовая. Не материальная, а духовная.

Присмотримся. С Шиханом «были знакомы» многие известные люди, ученые — Д. Менделеев, А. Ферсман, П. Огарков. О нем рассказано в книгах А. Шмакова, А. Малахова, А. Флеровского, Н. Глебова. Художница О. Перовская перенесла его на холст. Местные поэты посвящают ему стихи. Не счесть фотографий, запечатлевших его, первая из которых относится к 1895 году. О нем сложены легенды. Что это, если не биография?

Я не знаю, красив ли Шихан и так ли уж живописен. Наверное, занятно, что в очертаниях его камней можно отыскать какие угодно профили, в том числе Пушкина, Бажова и даже «Титаника». Важно то, что Шихан почему-то, явно и неоспоримо, вписан в историю Бакала. Вписан не кем-то, не росчерком пера, а, не сговариваясь, но в согласии всеми, кто жил и живет рядом. Люди его одухотворили. И дали ему местечко в сердце.

При всем при том Шихан откровенно неухожен. Не отыскать ни единого следа уважения к нему. Никто ни разу не позаботился о нем. Ему все хуже и хуже. Вокруг него все утоптано и покрыто пылью. Скала тоскует о каком-то зеленом пятнышке, но зачахла и та зелень, которая некогда ее украшала…

Истина проста: Шихан нужен бакальцам, и только им. Не к кому им обращаться, не к кому взывать. Как сами решат, так и будет. Все в их руках. Но, к сожалению, пока никто из них ничего для Шихана не сделал. Да, были слова, стенания, призывы, кличи и — никаких дел. Даже никто не знает, сколько у Шихана защитников, таких, как Лидия Сергеева и ее ученики.

Шихан стар, он весь покрыт морщинами трещин. Но век его не измерен. И он останется памятником, если горняки сохранят под ним целик — как пьедестал.

Кто нас научит ценить свое?

Михаил Фонотов

Караваны Тогузака

Река Тогузак тянется на каких-нибудь километров десять, от деревни Алексеевка до границы, но эти километры – истинная живопись, полотно за полотном. Неожиданная красота, безлюдная, безмолвная, уединенная. В мой список природных достопримечательностей внесен новый шедевр – река Тогузак.

Тогузак – итог трех своих притоков. Все они берут начало на той воображаемой линии (водораздел), на которой рельеф делит осадки на два направления: одним течь на юг и на запад, другим – на восток и север.

Средний и Верхний Тогузаки текут в ревнивой параллели, иногда приближаясь друг к другу (как у Бородиновки) очень близко, километров на четыре-пять. Затем Верхний устремляется прямиком на восток, а Нижний медленно, но верно поднимается к северу, чтобы у Алексеевки им соединиться. После Алексеевки Тогузак – уже настоящая, набравшая силу, уверенная в себе река.

Виктор Иванович Шевяков, глава поселения в Алексеевке, округу знает наизусть Мы проехали вдоль реки дальше, к другой скале. Ее конус возвышался на противоположном берегу. Местные люди говорят о ней: гора Красивая. Именно так. Почему бы и нет.

– Но это еще не все, не главное, – предупредил нас Виктор Иванович и повез дальше.

– Наверное, – предположил Виктор Иванович, _ после переправы через реку уставший караван мог бы остановиться на берегу Тогузака на отдых или на ночлег.

– Да, конечно, – согласились мы, – это логично.

И тут Юрин воскликнул: «Взгляните, там, на том берегу… Видите?»

Не сразу, но мы увидели: на пологом зеленом склоне отчетливо видны кольца, тоже зеленые, но темнее, чем весь склон. Одно кольцо, второе, третье – целый ряд. Повыше – еще ряд. И еще…

– Как в Верхнеуральске, – напомнил я Юрину.

Несколько лет назад Владимира Ивановича заинтересовали такие же кольца на таком же склоне у Верхнеуральска, недалеко от Верблюд-горы (Диёташ), у Теплого ключа, на склоне горы Веселой. Рассматривая их, он мог только в том убедиться, что на кольцах трава выше и темнее. Так, будто на этой окружности кто-то ее подкормил, чем-то удобрил. Тогда он предположил, что, может быть, там стояли юрты кочевников. Так подумать – соблазнительно, но… Когда в последний раз на этом месте могли стоять юрты? Сто лет назад? И с тех пор трава ничего «не забыла»? Вряд ли. А здесь, на берегу Тогузака – опять они же…

Мы мигом переправились через брод и оказались у тех колец. Ходили втроем вокруг них, приглядывались к траве, измеряли диаметры, возбужденно гадали, но кольца не сказали нам ничего. Не мираж они, не иллюзия, трава нас не обманывает, но разгадки нет. Она где-то тут, рядом, но нам не дается.

Как бы то ни было, но мы уже почти не сомневались, что на берегу Тогузака останавливался караван. Мы, можно сказать, видели его. По крайней мере, я попытался переместиться во времени на полтора-два столетия назад… Будто бы стою я здесь же, на вершине горы, и как бы cо стороны вижу, как караван переправляется через реку, как он занимает весь берег. Я чувствую пыль, пахнущую пустыней Кара-Кум, я слышу верблюжьи всхрапы, окрики, какие-то еще непривычные голоса и звуки. Караван оставил далеко позади расстояния, казалось бы, непреодолимые. Где-то там колодец Одун-Кудук, источник Агатма, гора Сусыз-Кара, пески Баткак, колодец Юз-Кудук, река Кувань, холм Салак, река Сыр, колодец Ураган, гора Дерман-Баши, колодец Куль-Кудук…

Позади полторы тысячи километров, на которых мало воды (земля в мозаике трещин), много соли (соленые почвы, соленые лужи, соленая трава, соленая роса), много песков (дюны, поросшие саксаулом и тамариском), много ветров, продувающих насквозь, а жизнь – только у рек, обросших колючим кустарником и зарослями тростника.

Как это представить – караван длиной двадцать верст? Он трогается в путь в середине марта, а прибывает в Троицк в начале июня. Полторы тысячи верст невыносимо трудной, опасной, изнурительной дороги. Ради чего?

Ради Великого Обмена. Две вроде бы ничем не похожие, независимые и даже враждебные цивилизации, два мира, молящихся разным богам, две культуры, две истории, два быта все-таки вошли в осторожный контакт и, прежде всего, увидели товары, которых у них нет. Обмен богатствами – первый шаг навстречу друг к другу. Караван, бредущий по пустыне, – это неисчислимые богатства, перемещающееся из края в край на верблюжьих ногах. На обратном пути он тащил не меньше ценностей, чем туда.

И что, от той грандиозной экзотики – караваны на Тогузаке – остались только зеленые круги на берегу?

 Михаил Фонотов

Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования