От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов

Челябинская область

Карта Челябинской областиЧелябинская область — индустриально-аграрный регион, расположенный на границе Европы и Азии, в южной части Уральских гор и прилегающей Западно-Сибирской равнины. В городах и районах Челябинской области проживает 3 493 000 человек (2018 г.)

Дата образования области: 17 января 1934 г.

Область занимает площадь 88,5 тыс. кв. км (с юга на север на 490 км, с запада на восток — на 400 км). На севере Челябинская область граничит со Свердловской областью, на востоке — с Курганской областью, на юге — с Оренбургской, на западе — с Республикой Башкортостан. Юго-восточная часть границы области является государственной границей России с Казахстаном

Область известна богатыми запасами полезных ископаемых. Это руды металлов, магнезит, тальк, графит, известняк, каменный уголь и другие. В области добывается золото. Широко известны уральские самоцветы.

В Челябинской области рек длиной более 10 км — 348. Количество озер на территории области — 3170.

Область многонациональна — здесь проживают представители почти всех народов, населяющих Россию. Русские составляют 81% населения области, татары — 6%, башкиры — 4%, украинцы — 3%, немцы, белорусы, мордва и казахи — по 1%.

Население области 3681 тыс. чел. (9 место в России). Область высоко урбанизирована- 81% населения проживает в городах.

Основные отрасли промышленности — горнодобывающая, горно-обрабатывающая, металлургия, машиностроение, химическая промышленность.

Среди субъектов России Челябинская область занимает 10 место по объему промышленного производства.

Множество транспортных путей пересекается в области, что делает ее экономически привлекательной.

Челябинская область обладает уникальными природно-климатическими условиями: живописные ландшафты, озера, леса, пещеры и природные целебные источники.

Краеведение Челябинской области

Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения. Этот раздел сайта посвящен краеведению Челябинской области. 

«Я считаю, что краеведение — это база местной культурной традиции. Когда люди знают, что здесь, например, писал писатель Туркин, работал художник Русаков. Или какие-то исторические люди что-то значимое делали, тот же академик Паллас. Когда людям становится это известно, формируется местная традиция. Так можно выстроить культурную цепочку в каждом деле. Местная культурная традиция позволяет сплотить сообщество, позволяет показать, чем мы отличаемся от екатеринбуржцев и каких-то других людей. Когда я все эти годы активно занимался краеведением, энциклопедиями, смысл был такой. Мне изначально было ясно, что нужны учебники для школы и энциклопедия для взрослых. Возник у вас, как у журналиста, вопрос — открыли энциклопедию и посмотрели. Потому что времени, чтобы где-то что-то рыть, обычно нет. А запускать и транслировать мифы вместо реальных вещей, как это часто бывало, — не продуктивно, они не всегда формируют верное представление о том, что было.»

В.Боже — краевед, лауреат уральской краеведческой премии им. В. П. Бирюкова (1997)

Шувалов Николай Иванович

Шувалов Николай Иванович (родился 19.12.1920, в деревне Заварухино ныне Сосновского района Челябинской области.- дата сметри уточняется, предположительно 2010 г.), участник Великой Отечественной войны, краевед, географ, топонимист.

Родился в бедной крестьянской семье. В 30-е годы семья часто переезжала, отец и братья работали на стройках в Челябинска, Свердловска, Ярославля, Н. Новгорода, Башкирии. В середине 1930-х годов его семья переехала в Челябинск, здесь получил среднее образование, окончил в июне 1940 школу № 1.

В сентябре 1940 года был призван в армию. Велико Отечественную войну встретил в Киеве. С октября 1942 года механик-водитель танка в частях 2-го Украинского, а затем 3-го Белорусского фронтов, был ранен. 17 октября 1943 в бою за освобождение одного из белорусских городов танк был подбит, продолжал бой в рукопашной схватке. Получил тяжелое осколочное ранение. В мае 1944 года демобилизован, вернулся в Челябинск.

В детстве и юности Шувалов мечтал стать художником, занимался в изостудиях, о его рисунках хорошо отзывалась В. Челинцова; ампутация кисти прав. руки разрушила мечту. Окончил курсы кредитных инспекторов, работал в отделении Промстройбанка, окончил географический. факультет ЧГПИ.

С 1949 по 1955 работал в школах учителем географии, с 1955 – в отделе природы ЧОКМ. Музейная деятельность, много ездил по области, интерес к топонимике и ее изучение подтолкнули к переписке с краеведами, специалистами-филологами и лингвистами, работе в библиотеках Челябинска, Москвы, Уфы и других городов страны, изучению профильных монографий, топографии карт. С 1963 ассистент кафедры строительных материалов ЧПИ, старший преподаватель этой кафедры (1971). По совместительству занимался геологией со студентами в ЧГПИ, помогал школьным краеведческим. музеям челябинской школы № 1, села Еткуль в создании экспозиции. Накопленный материал по топонимике Челябинской области позволил создать обобщающий труд в виде словаря. После благожелательного отзыва доктора филологических наук, профессора Г. А. Турбина по рекомендации работников ЧОУНБ словарь был принят к изданию ЮУКИ. В 1982 году топонимический словарь был опубликован. В 1989 году вышло 2-е изд. Шувалов продолжил работу над книгой. 3-й ее вариант, переработанный и дополненный примерно 1 тыс. новых географических названий, вышел при поддержке ЦИКНЧ в виде 2-томного миниатюрного иллюстрированного подарочного изд. Словарь «От Парижа до Берлина по Челябинской области» – единственный топонимический труд такого рода и масштаба, созданный в нашей области. Шувалов награжден орденами и медалями.

 

Разгадавший язык земли

статья в газете Южноуральская панорама
29 Января 2009 


У земли-матушки есть свой собственный язык, увы, не всем понятный. Она пытается что-то сказать каждому из нас названиями городов, рек, поселков, лесов, именами неприметных ручейков, холмов, рощ. Этот язык Земли, пришедший к нам от наших пращуров через толщи веков и тысячелетий, настоящая эстафета памяти многих поколений

У земли-матушки есть свой собственный язык, увы, не всем понятный. Она пытается что-то сказать каждому из нас названиями городов, рек, поселков, лесов, именами неприметных ручейков, холмов, рощ. Этот язык Земли, пришедший к нам от наших пращуров через толщи веков и тысячелетий, настоящая эстафета памяти многих поколений. По-научному этот раздел знаний на стыках истории, филологии, географии, языкознания, древних обычаев называется топонимика: местознание. Проникшись языком Земли, человек не столько удовлетворяет собственное любопытство, сколько приобщается к бурной истории великих переселений племен и народов, происходивших когда-то на землях Южного Урала. Патриархом в Челябинской области, пожалуй, первым на серьезном научном уровне занявшимся расшифровкой множества древних загадок языка Земли, бесспорно, является челябинец Николай Иванович Шувалов. Более полувека назад люди, попавшие на Южный Урал, лишь только поражались удивительным географическим названиям нашего края, не зная им объяснений и толкований.

Для многих было тайной за семью печатями постигнуть, что же означает в действительности то или иное из великого множества географических имен. Шувалов был первым, кто приоткрыл таинственную завесу. Через пару лет Николаю Ивановичу исполнится девяносто лет, а вот о нем самом, увы, мало кто знает. При том, что все краеведы и историки с глубочайшим уважением относятся к его имени и авторитету исследователя-первопроходца. Знаменитая его книжка «От Парижа до Берлина по карте Челябинской области»! Хотя она вышла тремя изданиями — в 1982, 1989, 1999 годы, нынче найти ее можно, если только очень повезет. Она вызвала такую сенсацию, такой интерес, что даже в библиотеках давно зачитана до дыр. Не осталось ни одного экземпляра даже у самого автора. Такой вот бурный ажиотаж эта небольшая по размеру книга вызвала у всех земляков. От юного школяра до маститого ученого.

Бурлак с графской фамилией

Спросил Николая Ивановича, не имеет ли его род какое-то отношение к генеалогическому древу графа Шувалова? Уж больно фамилия на Руси громкая! А исследователь тайн топонимики наверняка должен знать и расшифровать свои собственные исторические корни.
— В какой-то мере имеет фамилия отношение к знатному графскому роду, — усмехается Николай Иванович. — Хотя на самом деле фамилия моих пращуров — Никитины.
— Как так?!
— Секрет весьма прост. Мой дед был из самых бедных крестьян Поволжья. На память, кроме фамилии, он оставил в нашей семье знаменитый окающий волжский говорок. Я и сам до сих пор в речи на букву «о» изрядно налегаю. Дед, Николай Никитин, в ватаге бурлаков, как говорится, «ходил бечевой». То есть тащили за веревки, идя по волжским берегам, баржи, груженные разным товаром. Поскольку Николай Никитин уж очень явно выделялся даже и среди бурлаков ветхостью своей одежонки, его однажды для смеха подначили: ты, Кольша, в этом рубище выглядишь, прям, как сам граф Шувалов! Вот так прозвище, «граф Шувалов», и прилепилось к моему деду. С тех пор бурлаки и судовые хозяева на Волге иначе, как Шувалов, моего деда не именовали! Видимо, настолько бедно было его одеяние.

А мои родители, Иван Николаевич и Евдокия Ивановна, когда на Волге голод разразился, с родных мест уехали в поисках куска хлеба. Работали на стройках Ярославля, Башкирии, Екатеринбурга, в конце концов свои путешествия, по вздыбленной гражданской войной России, закончили на Южном Урале. Работали на заимке в сельской артели, рядом с деревней Заварухино, что рядом с Челябинском. Потом перебрались на Градский прииск, стали подсобниками у старателей, добывавших золото. Тут и записали нас Шуваловыми, толком не разобравшись: где фамилия, а где прозвище.

Шувалов, он же «Филиппок»


Любопытно, но в беднейшей семье Шуваловых было и детей много — четыре брата и две сестры — и тяга к знаниям была превеликая. Самый меньшой в семье, герой моего повествования Коля Шувалов в точности повторил историю про Филиппка, описанную Львом Толстым. Своим ходом, еще совсем кроха, подался в школу вслед за старшими братьями. До сих пор помнит свою учительницу в Заварухинской начальной школе, Алину Александровну. Одна учительница по всем предметам на всю школу, но умудрялась каким-то чудом одновременно в одной комнате вести несколько уроков разным классам. Обязан ей за это, краем уха «зацеплял» то, что Алина Александровна втолковывала более старшим ученикам, а также за ее мудрость, что не выставила за школьный порог уж слишком юного первоклассника. Здесь пристрастился к рисованию, видимо, было что-то в душе с детства заложено. Потом без всяких проблем поступил в среднюю челябинскую, в те годы тоже элитную, школу № 1. Без всякого блата и протекции! Жить, правда, пришлось перебраться в Челябинск, в семью старшей сестры.

Вот так постигал науки юный Шувалов, был еще и главным художником-карикатуристом школьной газеты. Видел я его карикатуры, датированные еще 1939—40-м годами. Карикатуры эти сейчас хранятся в музее школы № 1, с которой Николай Иванович до сих пор связи не теряет. В 1940 году, после окончания десятилетки, вознамерился поступить в солидный вуз — Новосибирский железнодорожный, но пролетел на экзамене по математике. Все-таки вектор жизни Шувалова упорно нацеливал его на гуманитарное направление. Но время было неспокойное, предвоенное, потому угодил Шувалов, как юноша со средним образованием, в артиллерийскую полковую школу младших командиров. Военная стезя, как и техника, его никогда не привлекали, но армия есть армия. Единственной отдушиной было занятие рисованием — карикатуры для боевых листков, портреты сослуживцев. Вроде бы демобилизоваться с «кубарями» в петлицах пора, а тут — 22 июня 1941 года…

«…Киев бомбили, нам объявили, что началася война»

Точно по словам этой песни, ровно в четыре часа немцы бомбили казармы Киевского танкового училища, где в то время был и юный артиллерист Шувалов. Как знаток пушки 76-миллиметрового калибра, он угодил в батальон технического обеспечения для подготовки танкистов. Там и танк Т-34 изучил досконально, стал механиком-водителем. Особенно запомнил он бой в составе гвардейского танкового полка 17 октября 1943 года.
Надо же такому случиться, при атаке именно его танк нарвался на мощный артиллерийский заслон немцев. Лишились гусеницы, а значит, хода. Пришлось надеть каску, взять автомат и продолжать атаку уже в рядах пехоты. Снова западня — наскоро отрытый окопчик гитлеровцы стали забрасывать гранатами. Одну-то Шувалов успел из окопа выбросить назад, а вот вторая рванула у него в правой руке… Кисть оторвало напрочь, осколками еще и ногу посекло. На том и закончилась возможная карьера будущего художника, закончилась этюдами «окопного периода». И по тяжелому ранению отпущен домой в Челябинск вчистую.

«Монополист» топонимики

Намыкался, победовал Шувалов в госпиталях, а потом и в Челябинске. В мирной жизни и артиллерист, и механик-водитель танка, тем более без правой руки, найти себя может с большим трудом.
— Поначалу окончил курсы кредитных инспекторов, получил довольно хлебное место в Челябинском промбанке, — вспоминает Шувалов. — Но не лежала у меня душа к цифрам, хоть и место было завидное, относились ко мне прекрасно. — Пойду учиться на географический факультет Челябинского пединститута — так решил для себя.
— Видимо, фамильная тяга к странствиям, познанию родного края сказалась?
— Пожалуй, так. Как ни было трудно, в 1949 году институт окончил. Работал учителем географии в школе № 30, на областной детской туристической станции, затем научным сотрудником в областной краеведческий музей пригласили. Много путешествовал по Южному Уралу, как говорится, углублялся в материал. А ученики, экскурсанты ко мне относились прекрасно. Был такой, например, случай. Иду по Комсомольскому проспекту, вдруг совсем не на остановке, а рядом со мной троллейбус останавливается: «Николай Иванович, садитесь, пожалуйста, я у вас учился в тридцатой школе», — пригласил водитель, открывая дверь.
Уже тогда у Шувалова был солидный задел — разгадки многих географических названий Челябинской области. Во время всех походов и путешествий не раз задумывался о происхождении множества названий. А тут еще из редакций газет в музей Шувалову приносили чуть ли не мешками письма читателей, которым не был понятен смысл названий родных рек, гор, поселков, лесов. Пришлось дело поставить на системную основу. Работа эта в то время была во сто крат сложнее, чем у продолжателей дела Шувалова сегодня. В те далекие годы, когда он начинал, не существовало ни самой системы анализа тонкостей топонимики, никакого базиса, опыта, даже и в архив, чтобы поработать с документами, попасть было очень сложно. Практически невозможно, тем более что многое хранилось в «особых папках», к которым требовался специальный, утвержденный МГБ-КГБ допуск— пропуск.
Несколько помогло то, что в начале шестидесятых Шувалова пригласили на преподавательскую работу в ЧПИ (ЮУрГУ), где более четверти века растолковывал будущим инженерам-строителям и металлургам тонкости геологии.

Неимоверно долго лежала безо всякого движения рукопись книги Шувалова «От Парижа до Берлина по карте Челябинской области» в Южно-Уральском книжном издательстве. Чиновники не очень-то понимали всю необходимость для всех южноуральцев этого издания. Долежалась на пыльных полках офиса ЮУКИ аж до 1982 года! Очень помогла, в то время редактор ЮУКИ Любовь Петрова и великолепная рецензия профессора-слависта Геннадия Андреевича Турбина. С выходом первого издания скромной желтенькой книжки профессор Турбин так и сказал Шувалову: «Вы у нас теперь монополист топонимики Южного Урала».

Чем «Таганай» отличается от «Челябинска»?

— Сколько же ошибок в толковании этих всем известных названий бытует и поныне! — сокрушается Николай Иванович. — Кто мог только придумать, что слово «Челябинск» происходит от слова «селяба» — яма? Где вы здесь какие-то ямы видели?! Считаю, что все значительно проще и понятнее. Во многом географические названия в нашей области происходят от имен собственных, от имен тех, кто когда-то первым здесь поселился. Вполне простых и понятных названий «Жукова заимка», «Агаповка» и тому подобное. У тюркских народов, некогда населявших эти места, до сих пор в ходу имя собственное: «Челябей». Оно, кстати, до сих пор распространено в странах Востока. Следует по логике понимать, что первым здесь поселился некий неведомый нам человек по имени Челябей. То же самое и с историей названия хребта Таганай. Какая же это «подставка Луны»? У древних тюрков, когда роженица производила на свет сына, было принято называть его тем словом, которое первым произнесет счастливая мамаша. Дело, очевидно, происходило в юрте, у очага. Первое, что, вероятно, увидела мамаша после родов — был очаг с таганом. Так сына и назвали. А уж потом, от имени первопоселенца и название хребта произошло. Название реки Катав. Конечно, ни от каких-то там «котов». Здесь, что легко доказать по летописям, некогда обитало башкирское племя — род: Катай. Как и слово «Миньяр» легко объяснить тем, что здесь были давным-давно владения башкирского племени Мин. Еще один вариант объяснения других названий. Они происходят от числа, цифры, «порядкового номера» родившегося в семье сына. Сравните русское: Третьяк — фамилия, которая означает «третий сын в семье». Шестак, Шестаков — значит шестой. Кстати, ректор ЮУрГУ — Александр Шестаков, очевидно, носит свою фамилию от предка по мужской линии, родившемся шестым. Отсюда понятно название Бишкиль — от именования пятого сына. Биш — пятый. А Биргильда — от имени первого сына. Бир — первый, кильде — значит, пришел…
Николай Иванович Шувалов в чем-то в своих выводах может быть оспорен. Бесспорно одно — он в нашем крае первый, кто систематически, многие десятки лет назад начал создавать базу топонимики Южного Урала. Расшифровывать язык родной Земли.

Красная кровь на белом камне

Через 100 лет гражданская война хочет заключить мир?

ОфицерыЭпизод первый

В челябинском приложении газеты «Аргументы и факты» опубликована статья Т. Александровой «Красно-белая вражда». Речь в ней идет о двух соседних казачьих поселках Уйского района — Фомино и Воронино.

В годы гражданской войны фоминские казаки воевали за белую власть, а воронинцы за красную. И будто бы до сих пор они не очень ладят друг с другом. Будто фоминцы предпочитают жить единолично, по принципу «моя хата с краю», а воронинцы склонны к коллективной жизни.

Казаки района, стремясь к умиротворению, решили поставить на Глазуновской горе один поклонный крест для всех — для красных, белых и даже зеленых. Фоминцы, однако, через два года поставили свой крест. Тогда и воронинцы водрузили — свой.

Значит, не все забыто.

А почему?

Книга Николая Шибанова «Зеленая война» посвящена как раз событиям в Уйском районе в 1920 году. Тогда казаки Фомино, возмущенные «грабительской продразверсткой», собрали повстанческий отряд для борьбы с советской властью. Отряд возглавляли Яков Луконин, Степан Выдрин и Николай Лузин. Затаившись в лесах, фоминцы нападали на окрестные станицы, жестоко расправляясь с работниками новой власти и с теми казаками, которые ее поддерживали. Например, в октябре 1920 года луконинцы захватили станицу Уйскую и на церковной площади прилюдно казнили группу коммунистов. Николай Шибанов так описывает то, что там происходило: «Матвея Егоровича Копырина подвели к церковной ограде, около большого белого камня поставили на колени. Он склонил голову, по щекам стекали капли слез. Лузин взмахнул шашкой, Копырин инстинктивно выбросил вверх правую руку — шашка рассекла кисть и возилась в основание черепа. Из раны хлынула кровь, тело дернулось и завалилось на иссохшую осеннюю траву. Кто-то из конвойных ударил прикладом по голове, ткнул бездыханное тело штыком. Скрюченный труп остался лежать на траве, и белый камень окропился алой кровью».

Тут же был убит — пронзен штыком — М. Естин.

«Он валялся на площади и кричал:

— Я не коммунист, я седельный мастер. У меня пятеро детей.

Вскоре затих, отмаялся».

Здесь же, на площади, при людях милиционеру Фомину отрубили голову. Это был тот самый Фомин, который обнаружил у кулака Мелехина 1500 пудов спрятанного хлеба. Это ему не простилось.

В тот день было вырезано девять человек.

Автор книги завершает эпизод такими словами: «И погибли, сгинули в небытие в общем-то неплохие молодые казаки: один, Фомин, радел за власть, другой, Мелехин, шел против нее. Жить бы им в дружбе и согласии в добрые времена, да вот настало лихое время».

Но какое лихо разрубило тогда казацкое братство? С кем воевали луконинцы, с каким неприятелем? Казаки воевали с казаками. Одни — с другими. Но что разделило их на белых и красных? А то, что разделило казака Фомина, у которого не было хлеба, с казаком Мелехиным, у которого хлеба было в избытке. В этой разнице и было лихо. И оно — главное лихо гражданской войны.

Станица Фоминская стояла на большой, «екатерининской» дороге, а поселок Воронино — в сторонке. Поэтому и, наверное, не только поэтому фоминцы жили побогаче — и взяли сторону белых. И когда отряд Выдрина ночевал в Воронинском, а утром на сходе объявил запись в отряд, на призыв откликнулись 18 молодых казаков. Всего лишь.

Эпизод второй

Другая газета, «Красный уралец», свой разворот отдала описанию того, как казаки станицы Краснинской отмечали праздник «Гуляй, атаманская вольница». Праздник был приурочен к 130-летию атамана А. Дутова, и в тот день на здании сельской библиотеки, где «в течение двух весенних недель 1918 года» располагался белоказачий штаб, была открыта мемориальная доска «в память об А. Дутове».

Рассказ об этом празднике Л. Кулакова озаглавила «Все возвращается». «Воистину, — пишет она, — все возвращается на круги своя», при этом, к сожалению, не уточняя, что именно возвращается и куда именно. Кое-что проясняет другая ее фраза: «Символично, что праздник, посвященный уральскому казачеству, проходил на улице Советской». Я понял это так, что «дутовское» и «советское» сблизилось, примирилось. Прямее выразился атаман А. Егоров. Он призвал «не искать в минувшем правых и виноватых».

Известно, что краснинцы считают Дутова своим, что-то их связывало, не будем уточнять, что именно. И уже поэтому казаки станицы имеют право особо отличить атамана, которого не вычеркнуть ни из истории Краснинской, ни из истории России. А что касается того, чтобы «не искать в минувшем правых и виноватых», то это требует додумывания.

Эпизод третий

В городе Верхнеуральске до революции жил Николай Буренин. Учитель. Очень активный человек. Имел заслуги, отмечен орденами. Между прочим, статский советник. Был вхож в высший круг города, а то и принадлежал ему.

Кажется, вот уже целый век Верхнеуральск ни дня не забывал о Николае Буренине. Если сказать точнее, забыто все, кроме одного: Буренин заложил за Уралом сад. От сада мало что осталось, разве что тополиная аллея, а имя на языке и на слуху: Буренин сад.

Впрочем, не забылось еще одно — то, что в годы революции Буренин очень активно и ревностно воевал на стороне белых. Не шашкой и не винтовкой, конечно, воевал учитель, а словом. В газете «Верхнеуралец» он яростно атаковал красных. Еще, пожалуй, яростнее, чем сами городские толстосумы. С готовностью взялся он редактировать и дутовскую газету «Уральский маяк».

В последние годы с имени Н. Буренина негативный налет заметно снят. В этом своя логика: если в России свершилась контрреволюция, то усиливается интерес к контрреволюционерам. Время будто бы оправдало Буренина и даже, пусть через сто лет, подтвердило его правоту.

Стоит упомянуть о том, что дочь Николая Андреевича Ольга Томиловская — известная в Троицке учительница, заслуженный учитель России. Ее труд отмечен орденом Трудового Красного Знамени. Это, согласитесь, как-то характеризует как род Бурениных, как, впрочем, и советскую власть. А правнучка Буренина, тоже Ольга, живет в Цюрихе, доктор филологических наук.

Эпизод четвертый

Еще одно имя вернулось на страницы газеты «Красный уралец» — Петр Полосин, городской голова. «3 марта 1917 года на собрании в городской управе Петр Полосин прочел телеграмму об отречении Николая II от престола».

Это был звонок. Через год дошел черед и до Петра Полосина — от тоже лишился кресла и даже казнен.

Теперь, через годы, многое объясняют книги сына головы — Михаила Полосина. В 1918 году Михаил по своей воле вступил в Чешский легион, оказался в Праге, принял чешское гражданство, служил в чешской армии. Он вспоминает о том, как пытался собрать деньги для правительства Дутова. «Дело шло о сравнительно пустяшной цифре, тысяч в 100 только». А толстосумы принесли всего 18 тысяч. «Делать нечего: поехал убеждать их я сам. Приезжаю к одному, говорю: «Дорогой мой! Вы же понимаете, что Дутов нашу же с вами шкуру защищает! Вот на вас наложено всего пять тысяч, внесите их полностью». «С нашим удовольствием, — отвечает, — да только нет их у меня. Вот только 800 рубликов получите, это все, что у меня есть».

А когда большевики угнали Дутова и посадили этого «уважаемого» в тюрьму, его супруга внесла за мужа 200 тысяч романовскими рублями и 20 фунтов золота в слитках наложенной большевиками контрибуции. Но и это не помогло: большевики его расстреляли».

Теперь, когда появилась возможность рассматривать гражданскую войну с другой, с белой стороны, как бы побывать в стане белых, Верхнеуральск увлекся новым поиском, тем, который прежде не поощрялся. Даже заместитель главы района А. Вернигоров затеял переписку с архивами и потомками верхнеуральцев, оказавшихся за рубежом. В частности, внучка Михаила Полосина Наталья Торан из Америки пишет ему о том, как семья Полосина добиралась поездом до Владивостока, оттуда пароходом через Панаму и Атлантику, — в Прагу. Что «в 1945 году 13 мая пришли к нам в Праге НКВД арестовать Михаила Петровича», что «много чего вынесли из квартиры — охотничьи ружья, слитки золота из Вехнеуральска и, конечно, книги». Что «Ипатьевы, в доме которых убили царскую семью, тоже попали в Прагу. Полосины были с ними знакомы». «Челябинск, Екатеринбург… приходят в голову, — вздыхает Наталья. — Жили, кутили, было много знакомых, ездили на охоту, проводили время на полосинском хуторе».

Эпизод пятый

Светлана Ардашева, начальник архивного отдела Карабаша, в газете «Карабашский рабочий» пишет о белом терроре, начавшемся с 11 июня 1918 года, и о сменившем его через месяц красном терроре. О «легендарных 96 борцах революции, арестованных во время белого террора и зверски казненных под Тургояком». Она сожалеет, что имена тех, кто воевал на стороне белых, неизвестны. «А ведь все они воевали за Россию, — утверждает Ардашева, — за ее будущее». И заключает: в гражданской войне проиграла «сама Россия», «проиграли все».

Никто не виноват?

Итак, с некоторых пор все чаще звучит это: «проиграли все» и «никто не виноват». Так ли это?

С тем, что «проиграли все», я могу согласиться. Гражданская война — это, конечно, всенародная беда. Нельзя доводить страну до братоубийственной сечи. А кто довел? Те, кто имел все, или те, кому нечего было терять? Властвовавшие и подвластные?

Газета «Известия», 5 ноября 1917 года (редактор-меньшевик Федор Дан): «Они, большевики, опираются на широко разлитое недовольство». А кто его, недовольство, широко разлил?

Полковник Раймонд Робинс, глава американской миссии Красного Креста в Советской России, бизнесмен, политический деятель, прибывший в Петроград 7 августа 1917 года: «До революции 7 процентов населения России контролировали всю власть, привилегии и ресурсы страны». Не они ли, эти 7 процентов, властвовали и не они ли разлили широкое недовольство?

С июля 1919 года, как утверждал сам Уинстон Черчилль, Англия дала Деникину 250 тысяч ружей, 200 пушек, 30 танков, много другого оружия. И Деникин берет Киев, Харьков, Царицын, уже и Курск у него, и Орел пал, до Москвы рукой подать. Генерал намерен встречать Рождество в Москве, но… К новому году белые снова в Киеве, а потом — в Ростове, а потом еще дальше от Москвы. Почему?

Английский корреспондент из Новороссийска, февраль 1920 года: «Союзники и Деникин, сменивший Корнилова, и все мы допустили одну ошибку. Мы забыли ознакомиться с настроением русского народа».

Атаман А. Каледин, 29 января 1918 года, своему же войсковому правительству: «Положение наше безнадежно. Население не только нас не поддерживает, но и настроено к нам враждебно». В тот же день он застрелился. А это, заметим, еще только начало гражданской войны.

Британское правительство, март 1920 года, — ультиматум генералу А. Деникину: прекратить «неравную и безнадежную борьбу».

А. Деникин: «Разбитый нравственно, я ни одного дня не могу оставаться у власти». Его сменил П. Врангель. А Врангелю только то и оставалось, чтобы как-то вывезти из страны всю оставшуюся «белую рать».

Долгие годы властвовавшие (белые) жили в глухоте и слепоте. Они не хотели смотреть в «ту» сторону — туда, где народ, они отворачивались от него. Они затыкали уши, чтобы не слышать, что говорят «там». Они жили в уверенности, что всегда будет так, как есть.

Революция ввергла их в смятение. Они не понимали, что происходит. Глава Верхнеуральска недоумевал: в чем я виноват, почему меня на расстрел? Это казалось невероятным: не судили, не оштрафовали, не посадили в тюрьму, а сразу — высшая мера, расстрел. Почему так беспощадно?

Получилось так, что белые, к своему обескураживающему удивлению, оказались чужими в своей стране. В России для них не оказалось места. Им ничего не оставалось, как бежать — наспех, все бросив.

Это, конечно, трагедия. Но кто виноват? В сущности, те, кто был у власти, — белые, своей политикой, против себя же и спровоцировали красных, доведя их до красноты. То есть до бунта, до революции.

В ноябрьские дни 2009 года Россия смотрела по телевизору фильм о Колчаке «Адмирал». Спасибо фильму за наглядность, которая многое объясняет. Эти роскошные апартаменты, эти белые одежды, эти обеденные столы, эти, один за другим, балы, эти прогулки по аллеям с собачками… Они едят-пьют, музыцируют, танцуют, укладывают спать детей, любят друг друга — как будто ничего не происходит. А сам Колчак? Хорош собой, тем более в мундире. Спокойный, обходительный, уважительный… Прекрасно танцует. И за роялем эффектен. Тонко чувствует, говорит умно. Прекрасный, хорошо воспитанный человек.

Да, среди белых было много прекрасных людей. Что неудивительно: образование, культура, быт — все было для них. Но что с ними произошло? Почему они стали воевать с собственным народом? Со своим кормильцем?

В моем архиве сохранилось письмо челябинки Музы Касьяновой. Оно написано в 1996 году. Тогда стали поговаривать о памятнике Колчаку. Муза Александровна категорически против монумента адмиралу. Она пишет: «В моей семье от рук колчаковцев погибла бабушка Матрена Касьянова, 46 лет. Зарублена на станции Мишкино в числе других арестованных в Челябинске в июле 1919 года. Трупы были обнаружены почти через месяц пастухом в лесу. Похоронили жертв в братской могиле на станции Мишкино». К письму приложена фотография: похороны погибших — гробы в два ряда и среди них бородатый старик у гробика…

Не так и важно, кто в терроре был первым, Колчак или Блюхер. Важно, кто привел страну к революции, к крови. Привел и потерпел в ней поражение. Сколько их было, генералов, адмиралов и атаманов? А. Каледин, А. Деникин, Л. Корнилов, М. Алексеев, П. Краснов, А. Дутов, А. Колчак, К. Мамонтов, Н. Юденич, П. Врангель— все они один за другим признали себя побежденными. Я думаю, что они не смогли противостоять голодраной армии красных именно потому, что внутренне сознавали свою неправоту.

Трудный вопрос: как себя вести таким, как Колчак, и вообще людям элиты, если революция свершилась? И если она победила?

Известно, что белая эмиграция ненавидела Советскую Россию. Она вожделенно ждала, когда падет новая власть, чтобы тут же вернуться в свои имения и квартиры. Они хотели продолжения того, «как было». И за это норовили бороться против рабочих и крестьян — уже издалека.

С недавних пор ставший известным философ, в том числе православный, И. Ильин, оказавшись в эмиграции, поискал и отыскал в православии то, что хотел. Оказывается, это неверно, что христианин не должен сопротивляться злу насилием. Нет — должен, и философ задним числом благословляет белое воинство: сила против красных справедлива. Дескать, сам Бог благословляет.

Но были и другие поступки. Например, генерал А. Брусилов отказался эмигрировать. «Я подчиняюсь воле народа» — так он решил. И объяснил: «Это тяжко, конечно, но иначе поступить я не мог, хотя бы это стоило жизни».

Уже много лет я под впечатлением трагической истории княгини Екатерины Мещерской. Ее бы надо рассказывать во всех подробностях, но я вынужден сократить рассказ, опубликованный в «Новом мире», до нескольких абзацев. Княгиня была замужем за очень богатым человеком, за царским сановником, который «входил в кабинет государя без всякого доклада». Но он рано умер, в 1903 году. Дворец в их имении под Полтавой, доставшийся вдове, имел 45 комнат, а вокруг него — парк, оранжереи, зимний сад, обсерватория и так далее. В 1917 году княгиня решила остаться в России. Она и дочь, тоже Екатерина, остались без ничего, в том числе и без крова. С большим трудом княгиня нашла себе работу на Рублевском водопроводе — кухаркой. С утра до ночи она мыла посуду, чтобы как-то прокормить дочь. Но новой власти требовались грамотные люди, и княгиню «выдвинули» — заведовать столовой. А дочь стала учительницей пения в школе. «Лишь теперь я столкнулась лицом к лицу с тем народом, который прежде из-за моего происхождения был отгорожен от меня непроходимой стеной» — это слова княгини Мещерской.

Про случай о концерте в клубе водопровода я не могу читать без слез. В клуб должны были приехать артисты, но не приехали. А люди собрались. И тогда решили дать концерт своими силами. Дочь обронила, что в концерте могла бы спеть ее мать. Кто? Посудомойка? Да, она.

И вот княгиня, закончившая Московскую консерваторию, дебютировавшая в «Ла Скала», выступавшая с Леонидом Собиновым, поет романс «Вешние воды» людям, которые романсам не обучены. Но пение княгини их, сначала недоверчивых, покоряет. Они почувствовали, что это искусство- неведомое, но настоящее.

На следующий день княгиню вызвали в рабочий комитет. «Вы певица, — сказали ей, — и ваше место не в столовой».

Но и то надо сказать, что когда одна часть общества, меньшая, отгорожена от другой, большей, непроходимой стеной, без крови едва ли обходится. И судьба элиты в этом случае плачевна. А без элиты и весь народ терпит невосполнимые потери.

Скажу прямо: вина — на белых. И не столько в том их вина, что они совершили в годы гражданской войны, сколько в том, что задолго до нее вели и довели страну до такой кровавой бойни. Чтобы это доказать, мне не нужны свидетельства тех, уже далеких лет. Я вижу, как в наши дни Россию ведут к гражданской войне. Я вижу, как современная элита отгораживается от народа, как она прячется от него за глухими заборами, за шлагбаумами, за хитрыми замками, за видеокамерами и системами сигнализации, за тонированными окнами автомобилей, за спинами охранников. Она отгородилась и знать не хочет, что творится за оградами.

Да, вина — на белых. Сначала надо это признать, чтобы состоялось примирение и согласие. Мы не может сделать вид, что никто не виноват и вроде бы ничего и не было. А то, что произошло, — недоразумение. Забыть ту кровь нужно, но — с уроком на будущее. Чтобы то — не повторилось.

А что касается казаков, то они — особая статья. Казаки, они кто? Крестьяне. Когда-то, может быть, равные меж собой. Но со временем у них появились свои помещики и кулаки, а также, разумеется, бедняки. Хватит казакам метаться вроде Григория Мелехова между белыми и красными, пора возвращаться в народ.

М.С.Фонотов

 

 

 

 

 

 

Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика