От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов

Одно сражение, две памяти

Карта событейЭто может выглядеть загадкой, но после сражения при Арси-сюр-Об Наполеон оказался в Сен-Дизье на Марне, то есть не перед, а сбоку, восточнее и даже сзади союзников. Он пошел не к Парижу, а от Парижа. Казаки по этому поводу шутили: «Неприятель отступил. Но не на Париж, а на Москву».

Никакой загадки Наполеон не загадывал — это было молчаливое признание своего бессилия. Говорили, что в какой-то степени Наполеон рассчитывал на то, что союзники будут опасаться его, оказавшегося у них в тылу, и пойдут не на Париж, а за ним. Будто страшно идти на столицу, имея за спиной «великого полководца». И вообще, будто бы нет победы, если не побежден сам Наполеон.

Битва при Фер-Шемпенуаз

Наполеона уже никто не боялся. Союзники неожиданно взяли курс на столицу Франции, и Бонапарту ничего не оставалось, как только их, по своему обыкновению, похвалить за «оригинальный» ход в шахматной партии войны.

Судя по всему, Наполеон и сам не верил, что где-то у старых крепостей найдет подкрепление. В любом случае, в главном сражении — за Париж — Наполеон не участвовал. Он оказался сторонним наблюдателем. Так он «ушел» от поражения. В сущности, он предал столицу, оставив ей одно — защищаться без армии. Париж защищали парижане.

Несколько эпизодов сражения на подступах к столице. Как не раз случалось и прежде, боевые действия начались неожиданно для обеих сторон утром 25 марта 1814 года. Корпуса Мармона и Мортье ночь провели на реке Суд, в непосредственной близости от войск союзников, о чем не подозревали. И союзники не знали, что нет необходимости искать и настигать противника, он — рядом. И первое движение войск утром привело к столкновению. Армия союзников выступила из Вертю к Фер-Шампенуазу в трех колоннах. Корпуса принца Вюртембергского, Раевского и Гиулая — посредине. Кавалерия Палена — в авангарде. Силезская армия шла на Монмираль — вслед за кавалерией барона Корфа и Васильчикова.

Рано утром 25 марта авангард союзников у селения Суде-Сен-Круа столкнулся с передовыми войсками Мармона и, не зная, что перед ним значительные силы, бросился в атаку. Пехота Мармона сразу выстроилась в каре и открыла ружейный огонь. Несмотря на это, Пален продолжал наступать, а в обход послал гусар Дехтярева — с одной стороны и конницу принца Вюртембергского — с другой. Но Мармон, тоже в неведении о противнике, сохраняя полный порядок, отступил к Соммесу. Туда же он пригласил Мортье, который к 11 часам пробился к Мармону, но с огромными потерями. При переходе реку Дез-Ож он потерял много солдат, орудий, зарядных ящиков, обозный батальон. Через два часа французы на всякий случай отступили еще дальше — почти к Фер-Шампенуазу.

К полудню они выстроились на позиции, более удачной, чем предыдущая. Их левый фланг упирался в реку Сомм, а правый — в ручей Дез-Ож. Сражение здесь шло с переменным успехом.

К трем часам союзная кавалерия намеревалась вновь атаковать противника, но вдруг со стороны Шалона послышалась канонада. Французы подумали, что это Наполеон идет на выручку, и сами бросились в контратаку, которая тут же захлебнулась. Обманувшая французов канонада была с той стороны, где дивизии Пакто и Амея столкнулись с Силезской армией союзников. И здесь французы отступили, прижатые к Сен-Гондским болотам.

Один из эпизодов сражения у Фер-Шампенуаза — нахлынувшая гроза с градом и сильными порывами ветра. Французские пехотинцы не могли стрелять — у них промокли ружья. Этим воспользовались уланы и кирасиры Его Величества, они смяли испанскую конницу, прорвались в каре генерала Жалена, изрубили пехотинцев. А буря не унималась. От дождя и дыма ничего не было видно в нескольких шагах. Трудно было разобрать, что творится в гуще боя. Все закончилось тем, что французы отступили.

Ближе к вечеру в Фер-Шампенуаз приехал император Александр I. Он бросил в наступление кавалерию. Началось, по сути, добивание противника. Французы потеряли способность к сопротивлению. Кто сразу бросил оружие, кто сбежал с поля боя, а те, кто, отступая, сражался, у себя в тылу обнаружили кавалергардов союзных войск. Стало ясно, что французы окружены. Александр I послал к ним парламентариев с требованием сдачи, но Пакто отказался.

Некто В. Репин написал такие стихи:

Меж тем над Фер-Шампенуазом,
Монаршей воле вопреки,
Все небеса разверзлись разом,
Смочив ружейные замки.
Сквозь ливня мощные потоки
Скакали всадников полки,
И где-то бой кипел жестокий,
А где — от славы далеки —
Сдавались мокрые французы,
Годами битв утомлены,
Обозы бросив, как обузу,
Мечтая о конце войны…
И, кроме гордого Пакто,
Не воевал уже никто.

Ничего не оставалось, как атаковать французов со всех сторон. Началась самая настоящая резня. Разгоряченные боем кавалергарды рубили и топтали пехоту. Никто не мог их остановить. Тогда Александр I со своим конвоем въехал в каре и остановил резню. «Хочу пощадить их», — сказал он позже. И пощадил — возвратил пленным генералам их экипажи и принял участие в судьбе трех тысяч солдат и офицеров, попавших в плен у Фер-Шампенуаза.

Это было признано всеми: победа союзников при Фер-Шампенуазе добыта кавалерией и артиллерией, союзники редко обращались к ружьям пехоты. А со стороны французов, сопротивление которых было «храбрым до безумия», бились только пехота и орудия. Историк русской армии А. Керсновский писал, что при Фер-Шампенуазе «наша конница, действуя совершенно самостоятельно, без всякой поддержки пехоты, изрубила два французских корпуса и где Император Всероссийский, как простой эскадронный командир, врубился в неприятельский строй».

Мортье и Мармон были разгромлены. Они остались с семью орудиями.

Не могу удержаться от соблазна второй раз обратиться к книге Эдмона Лепеллетье «Коварство Марии-Луизы». В его версии событий при Фер-Шампенуазе есть некоторые подробности, которые дополняют картину тех дней.

У Лепеллетье возникает такой персонаж, как фермер Жан Соваж, который решил мстить за свою разрушенную ферму. «Жена Соважа с детьми убежала, старуха-мать была убита за отказ дать неприятельским солдатам вина».

«Партизаны вышли на дорогу к Парижу, единственную, которая еще была им открыта. Но где было найти корпуса Мармона и Мортье?»

«— Нам вовсе не нужен полк, друзья мои, — сказал Жан Соваж. — Поведем партизанскую войну! Где кого из врагов застанем — сейчас вилы в бок, да и ладно!»

«— Дети мои, — сказал Жан Соваж, — мы будем в Фер-Шампенуазе через сутки, но следует поторопиться. Жена, как мне сказала соседка, ждет меня там на дороге с двумя детьми».

«Сражение при Фер-Шампенуазе было одной из самых кровавых схваток, предшествовавших осаде Парижа. Это сражение явилось плодом случайности да и сопровождалось случайностями, чуть не закончившимися трагически для русского императора».

Эдмон Лепеллетье приводит письмо Наполеона жене Марии-Луизе, которое было перехвачено русским разъездом: «Мой друг! Несколько дней я не сходил с лошади. 20-го числа я взял Арси-сюр-Об, где в тот же вечер неприятели атаковали меня. Я их разбил. Они потеряли четыре тысячи человек убитыми. На следующий день неприятели потянулись к Бриенну и Бар-сюр-Об, а я, имея намерение удалить их от Парижа, пошел к Марне и хочу приблизиться к северным крепостям. Сегодня вечером буду в Сен-Дизье. Прощай, мой друг, поцелуй сына».

Будто бы Александр I, прочитав это письмо, решил не преследовать Наполеона, а идти на Париж.

Падение Парижа Лепеллетье оправдывает так. «Хотя Париж и не был укреплен как следует, но с восточной стороны, откуда именно и подошли союзные армии, местоположение было очень выгодно для защиты. Пользуясь каменными домами, церквами, стенами, садами, оврагами, каналами, представлявшими на каждом шагу естественные преграды, даже малочисленное войско могло бы держаться против больших неприятельских сил».

«Конечно, и с сорока пятью тысячами Жозеф мог бы продержаться до прихода Наполеона, который, узнав о появлении союзников под Парижем, немедленно повернул назад и понесся на выручку столицы, жены и сына. Но это стоило бы парижанам многих домов, общественных зданий, бедствий и продолжительной осады, и роялисты, пользуясь удобным предлогом такой мрачной перспективы, везде и всюду старались разжигать недовольство парижан против Наполеона».

«Между тем русский император был далек от желания причинить хоть какой-нибудь ущерб Парижу. Сколько раз Блюхер порывался каким-нибудь варварским актом отомстить французам за былые поражения, но каждый раз император Александр употреблял всю свою энергию, чтобы предотвратить это».

Как видим, Париж отличался от Москвы тем, что он сдался, чтобы сохранить свои дома, а Москва их сожгла, чтобы победить. Между прочим, точно так же «практично» Париж капитулировал перед войскам Гитлера в 1939 году.

Тезоименитство

Это — события «давно минувших дней». А что теперь, через 200 лет? Теперь вместо одного Фер-Шампенуаза — два: французский, коренной, и уральский, как его отражение. И никуда не уйти от их сравнения.

Первое, что надо сказать, оба они — и Fere-Champenoisе, и Фершампенуаз известны в мире, прежде всего, тем сражением в марте 1814 года, о котором и сами не могли забыть. Другой славы не приобрели. И масштабами не преобразились, ограничившись тремя-четырьмя тысячами жителей. А различия — они в комфортабельности. В Fere-Champenoisе комфортабельность европейская, а в Фершампенуазе — другая, может быть, сибирская или азиатская. Но и то надо учесть, что одному, уральскому, лет всего-то 170, а второй, французский, старше, страшно сказать, на 1342 года. Городок как крепость известен с V века. Тогда он назывался Фара. В 1131 году он получил название Ферия Кампаниен. С 1542 года он — Фера Кампаника. И только с 1602 года стал Fere Champenoise. Церковь Святого Тимофея построена в 1150 году.

А наш Фершампенуаз — передо мной, я смотрю на него издали, с берега Гумбейки. Но в панораме села выделяются только два золотых купола храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Все остальное — наслоения стен и крыш между тополями и кленами. Где-то там — и главная площадь, и административный центр, и парк, и школа, и больница, и спортивный «Олимп», и музей с картинной галереей и Домом творчества, и уникальный музей камня, созданный Александром Маторой.

На гербе Фершампенуаза — кроме эмблемы района на щите (колос, лучи восходящего солнца, шестеренка), меч, перевитый Георгиевскими лентами, над мечом — 1842, год рождения, а еще два молота крест-накрест, перевитых красно-бело-синей лентой. Если коротко, колос — символ сельской жизни, молот — символ труда, шестеренка — символ техники, а меч — символ воинской славы. Вся биография. И, может быть, самое главное — восходящее солнце, символ неугасимого фершампенуазского оптимизма.

По моей просьбе о Фершампенуазе рассказывает глава администрации Нагайбакского района Каирбек Сеилов.

— Каирбек Хакимович, нарисуйте, пожалуйста, портрет района, центром которого является Фершампенуаз.
— Изначально мы были чисто сельскохозяйственным районом, но в последние годы соотношения отраслей несколько изменилось. По объему реализации мы сейчас больше промышленники, чем селяне.

Известен наш Александринский горный комбинат, на котором добываются цинк, медь, а также золото, платина и прочее. А теперь приступаем к добыче никеля. У Куликовки возникнет завод по производству ферроникеля. В этом году мы возобновляем добычу золота в Балканах.

Пришла туда сильная компания, в США закуплено оборудование. Вообще-то золото мы добываем лет 150. Если помните, был такой золотопромышленник Рамеев, который развернул золотодобычу в районе Балкан еще в XIX веке. Добывали золото и после него. Но в середине ХХ века добычу приостановили. А сейчас возвращаемся на те же россыпи. По прикидкам геологов, где-то 3,5-4 тонны золота у нас в недрах лежит. Его надо добыть. Вообще не сказать, что наши недра скудны. Как известно, у нас добывали горный хрусталь и особо ценимый чистый пьезо-кварц. А недалеко от Астафьевки — крупные залежи мрамора.

Конечно, не теряем из виду и сельское хозяйство. Из девяти наших хозяйств, бывших совхозов, теперь успешно работают, под другими названиями, восемь. Пришел инвестор, очень мощная компания из Магнитогорска — «Ситно», у которой шесть хозяйств. А «Ариант» взял под свое начало Астафьевский совхоз. «Ситно» развивает мясное и молочное производства. Кроме того, в прошлом году эта фирма начала, а в этом году завершает большой проект по производству 50 тысяч тонн куриного мяса и, что важно, — по самым современным технологиям.

Одновременно с этим развернули строительство электролиний, газопроводов, дорог.

Есть задумка — восстановить на новом уровне свиноводческий комплекс на 24 тысячи голов в поселке Куропатинский и построить современную молочную ферму на 1200 коров. Это все — «Ситно».

Моя задача и моя мечта — сделать район самодостаточным. То есть жить на свои средства. Все для этого у нас есть.

Каирбек Сеилов по национальности казах, а Николай Федоров — нагайбак. Фершампенуаз — многонационален, о чем он не всегда помнит. По крайней мере, многонациональность не доставляет ему хлопот.

Николай Федоров — председатель Собрания депутатов Нагайбакского района:

— Я родился в Нагайбакском районе, в Остроленке. Учился, тринадцать лет проработал в местной школе, преподавал математику. Потом был избран главой сельского поселения, но в 1990 году решил не идти на выборы. Хотел отдохнуть, заняться своим хозяйством. Но обстоятельства сложились так, что стал главой Собрания депутатов района. И вместо своего хозяйства навалились заботы районного масштаба.

Николай Федоров:

— По национальности я нагайбак. Мы — православные. В доме отца, я помню, в углу — икона. Моя бабушка всю жизнь молилась. Нас, детей, всех крестили. В Остроленке нагайбаков процентов 90. И в прежние годы из остроленцев мало кто покидал свою деревню. А сегодня даже и те, кто уехал, возвращаются. Внутри поселка земли под строительство жилья уже нет.

Николай Федоров:

— В свое время Остроленка могла стать райцентром. Она была богаче. В Остроленке всегда были добротные дома. Некоторые из них даже перетащили в Фершампенуаз. Старики говорили, что в Остроленке жили в основном зажиточные — офицеры, казаки. Но Фершампенуаз расположен удачно, и он стал райцентром.

Николай Федоров:

— Сейчас в Фершампенуазе больше пяти тысяч жителей — вместе со всеми поселками поселения. И жизнь наша сельская все больше приближается к городской. Газ, вода уже в доме, топить тоже не надо. Появились душевые кабины, туалеты, стиральные машины—автоматы. Морозильные шкафы. Компьютеры. Телевизоры — само собой. Электричества потребляется все больше — только успеваем менять трансформаторы.

Конечно, жизнь в районном центре имеет свои плюсы, но я свою Остроленку не променял бы ни на что.

Виртуальный визит

Благодарю Интернет — он помог мне побывать в Fere-Champenoisе. Это городок в 120 километрах к востоку от Парижа. Население — 2400 человек. Я увидел здание мэрии в два этажа с мансардой и башенкой на крыше и узнал фамилию мэра — это Gerard Gorisse, Жерар Горис. Мэрия находится на площади Жоржа Клемансо. Прием граждан — с 8.30 до 12 часов и после обеда с 13.30 до 17 часов. Телефон — 032-642-4035. Адрес — contact@fere-champenoisе.fr.

Я «побывал» даже на церемонии регистрации браков в мэрии — событие недавнее, августовское. Два примера. Он — Давид, водитель автокара, она — Виржиния, фельдшер. Ему 32 года, ей — 30. Он в белом костюме, она — тоже вся в белом, фата на голове, розы в руках. Он — шатен, она — черноволосая, с завитушками. Оба, естественно, улыбаются. Еще пара — Даниэль, коммерсант 46 лет, и София, почтальон 39 лет. И эти улыбаются.

Судя по всему, Fere-Champenoisе — небольшой уютный городок вдоль речушки Пель. Дома не выше двух этажей. Южная зелень. Между прочим, среди видов города — фотография нашего Фершампенуаза, одна из его улиц. Значит, там помнят тезку. Есть монумент — ангел с двумя венками в руках — в честь погибших при Fere-Champenoisе, но не в 1814 году, а в 1914-1918 годах и в 1939-1945 годах. Кафе. Отели. Один из них — «Du Mont Aime» («У горы Эме») — среди виноградников. У подножия горы Эме. Номера — четыре звезды. Крытый бассейн. Сауна. Тренажерный зал. Тенистая терраса и сад. Парковка. (Курение — запрещено).

В окрестностях Fere-Champenoisе — атомная станция «Ножан».

М.С.Фонотов

Париж покоренный

Посёлок ПарижИтак, остатки французских войск после сражения у Фер-Шампенуаза отошли к Парижу.

Вечером 30 марта 1814 года император Александр I остановился на ночлег в замке Бонди в семи верстах от Парижа. К нему привели взятого в плен капитана Пейра. После получасовой беседы император предложил Пейру поехать к Жозефу, брату Наполеона, и объявить ему, что русский император требует сдачи Парижа, что он воюет с Наполеоном, а не с Францией.

Шатры на Елисеевских полях

Вместе с Пейром Александр отправил своего флигель-адъютанта полковника М.Ф. Орлова, наказав ему, что предпочитает не сражаться, а добиться мира, но если это не удастся, то — сражаться, потому что «волей или неволей, с бою или парадным маршем, на развалинах или во дворцах, но Европа должна нынче же ночевать в Париже».

Вечером в Париж прибыл адъютант Наполеона де Жирарден. Ему был дан приказ (устный!) взорвать пороховой склад, чтобы «в одних общих развалинах погребсти и врагов, и друзей». Однако полковник Лескур без письменного приказа отказался взрывать столицу.

В 2 часа ночи к полковнику Орлову с письмом от Нессельроде прибыл полковник Парр. Договорились так: союзники выпускают из Парижа французскую армию, но сохранив право преследовать ее в дальнейшем. Мармон согласился. Орлову достаточно было 15 минут, чтобы составить акт о капитуляции Парижа. Конкретно: французы уходят из Парижа в 7 часов утра, а союзники входят в Париж через два часа. Один из пунктов: «Город Париж передается на великодушие союзных государей».

Рано утром 31 марта полковник Орлов привел в Бонди делегацию мэров столицы во главе с префектом департамента Сены Шабролем и префектом полиции Пакье. Перед ними выступил Александр I. Он сказал: «Судьба войны привела меня сюда. Ваш император, бывший мой союзник, обманул меня трижды. Он пришел даже в недра моей державы, неся бедствия и опустошения, следы которых долго останутся неизгладимыми. Защита справедливого дела привела меня сюда, но я далек от мысли воздать французам злом за зло. Я справедлив. Я знаю, что французы в том не виновны. Я почитаю их своими друзьями и хочу доказать им, что, напротив тому, плачу за зло добром. Один лишь Наполеон мне враг. Я обещаю покровительство Парижу».

Однако вслед за тем в Бонди от Наполеона прибыл Коленкур, который от имени своего императора предложил заключить мир на его, Наполеона, условиях. Александр отказался.

Выйдя из замка во двор, Коленкур успел заметить там светло-серую лошадь по кличке Эклипс. Именно эту лошадь Коленкур, по приказу Наполеона, подарил Александру I после подписания Тильзитского мира. Так получилось: Александр I въедет, как победитель, в Париж на лошади, подаренной ему Наполеоном.

В 10 часов утра 31 марта, при прекрасной погоде, Александр выехал из Бонди в Париж — вместе с прусским королем Шварценбергом, во главе свиты в тысячу офицеров и генералов, одетых в парадные мундиры, при всех наградах. Столица встретила русского императора криками «Виват, Александр, виват, русские!». Парад союзных войск продолжался четыре часа. А после него — «высокое» совещание в доме Талейрана: решалась судьба Наполеона. И, разумеется, будущее Франции.

Монархи Европы как будто были готовы принять любое правление во Франции, даже и восстановление республики, и все-таки, в конце концов, вернули ей Бурбонов. То есть возвращение Людовика XVIII. Как ни странно, но как-то обсуждался и третий вариант — оставить трон Наполеону, но... Когда на следующий день к Александру I вновь напросился Коленкур — с вопросом, какие владения будут оставлены Наполеону, русский император ответил лаконично, двумя словами: «Остров Эльба».

Париж брали прусский фельдмаршал Блюхер, русский генерал Барклай-де-Толли, австрийский фельдмаршал Шварценберг, кронпринц Евгений Вюртембергский. Париж защищали и сдали Монсей, Мармон и Мортье. Да, тот самый Мортье, который в 1812 году был несколько недель военным губернатором Москвы.

Жизнь простая, деревенская ...

О русском Париже рассказывают русские парижане.
Иванов, Петров, Сидоров, парижане...

Георгий Петров, глава Парижской администрации.

Георгий Владимирович, что вам Париж?

Это моя малая родина. Я здесь родился, вырос, учился, женился, работаю. Живу уже шестой десяток лет.

И родители ваши...

И родители здешние, коренные. Деды, правда, оба погибли на фронте, один в 1942-м, а второй — в 1943 году. Своих дедов не знаю.

Вы закончили местную школу...

Закончил местную школу, после нее поработал молотобойцем в мастерской, потом служил в армии, после нее поступил в Троицкий техникум механизации сельского хозяйства, работал бригадиром, механиком, заведующим гаражом, еще более десяти лет — в лесном хозяйстве, лесником, и в 2010 году, в октябре, меня выбрали главой Парижского поселения.

А что Париж, как живет, имеет ли будущее? Или угасает?

Будущее, я думаю, он имеет, потому что в 2010 году мы запустили первую очередь газификации села, два участка газифицировали, это 39 домов. И подготовили проектную документацию на газификацию еще трех участков.

Георгий Владимирович, где люди работают?

Люди работают в агрофирме «Ариант». Там занято около трехсот человек. То есть около трехсот семей.

А еще какая работа есть?

Есть пельменный цех — частный предприниматель Тимеев Александр Семенович. У него тридцать с лишним работников.

А кто ест ваши пельмени?

Пельмени расходятся по Нагайбакскому району, немного берет Челябинск, а также Магнитогорск. Ассортимент у них более тридцати видов. Пельмени, фрикадельки, колбаски и так далее. А еще — торговля. Действует сеть магазинов. В прошлом году открыли парикмахерскую. Ветеринарную аптеку. Обычную аптеку.

Насколько я знаю, Париж всегда был селом аккуратным, прибранным и даже как-то украшенным.

Жители сами стараются. Это идет из поколения в поколения — подкрасить палисадники, ворота, дома.

Чем люди занимаются в свободное время?

Своим личным подсобным хозяйством. Все держат скот — коров, лошадей, овец, кур, гусей...

А молодежь?

Молодежи маловато. Она уезжает в город. Если возвращается, то — в «Ариант».

Георгий Владимирович, вы кто по национальности?

Нагайбак.

А основное население — кто?

Нагайбаки. Где-то процентов семьдесят с лишним.

А своя Эйфелева башня вам нужна?

Нужна. Это наша визитная карточка. Особенно эффектно она выглядит ночью, подсвеченная.

У вас в Париже я знаю Иванову. Вы Петров. И Сидоров есть?

Есть.

И все нагайбаки?

И все нагайбаки.

Традиции, обычаи, нравы...

Ирина Иванова, художественный руководитель Дома культуры в Париже.

Ирина, вы, конечно, местная?

Да, я родилась здесь, в Париже. Как и мои родители.

А что, какие у вас обычаи?

Обычаи? Прежде всего, у нас принято каждого входящего в дом пригласить к столу и напоить чаем. Есть у нас и другой обычай: если у соседа есть какое-то новшество, то я не хуже соседа, тоже могу сделать, как у него, а то и лучше.

Например.

Например, все, что касается благоустройства дома. Сейчас у нас водопроводный бум — подать воду в дом. Чтобы не ходить к колонке, не таскать воду в бидонах на коляске или на санях. Раньше мирились с тем, что все удобства на улице. А сейчас нужна душевая комната или кабина, ванна, туалет.

Что еще?

У нас принято почитать умерших. Отдают дань усопшим родственникам. Это выражается в том, что практически каждое воскресенье в каждом нагайбакском доме — запах печеного или, точнее, сковородки. Блинов, оладьев. Этим каждую неделю поминают усопших родственников.

Еще что?

Перед Пасхой, в среду, у нас все топят баню. Называется, «баня для мертвых». В среду до захода солнца баню надо истопить, помыться, за собой все убрать, налить воду, оставить кусочек мыла, расческу и полотенце. Чтобы души усопших могли омыться, очиститься.

Еще что?

Нагайбаки по вероисповеданию христиане, но в православные праздники вносят свои традиции. На Троицу все обязательно идут на кладбище. Берут большую чашу, она называется табак, в нее укладывают все самое вкусное. В этот день варят курицу, пекут блины или оладьи, хлеб, варят яйца. И всякие сладости. С этим идут на кладбище. С табаком надо обойти могилы всех родственников.

Что еще?

На Покров пекут пироги — варят крутую кашу на молоке, из пшеничной крупы, и используют ее как начинку для пирожков. На Рождество дети ранним утром ходят по домам, собирают деньги.

Что еще?

У нас есть обряд поминовения усопших, который называется «большие поминки». Аш беру, дословно «дают суп». Колют телочку, собирают всех родственников, которые приходят со своими поминальными чашами, хозяйка накрывает стол, варятся суп и молочная каша. Наверное, не все могли устроить «большие поминки», поэтому все приносили из дома то, чем богаты.

Все приглашенные на поминки одариваются чем-то — полотенцем, рубашкой, носками. А того, кто колол жертвенное животное, одевали полностью, как говорится, с головы до пят. Или его жену. Обычно это кто-то из близких родственников. А сам он должен к концу поминок всех пригласить к себе, где накрывается такой же стол.

Все это как-то весьма обременительно...

Обременительно, но все это до сих пор соблюдается.

Я бывал у вас на кладбище и удивился тому, какое оно, простите, богатое... Так много мрамора, белого, черного и других цветов. Такие памятники, такие высеченные на камне портреты... Такие ограды... Ведь все это требует тоже затрат.

У нас так принято. И если чья-то могилка не ухожена, это осуждается.

Я знаю, что вы замужем. Расскажите о свадьбе.

Свадьба? Обязательное сватовство. С использованием букенов и подушек. Букен — это чурка, полено. Сваху сажают на букен с подушкой. Так положено. Назначается день свадьбы. Сватовство проходит в доме невесты, затем все переходят в дом жениха. Выкуп, как обычно.

А что нагайбакские браки крепче?

Крепче.

Ирина, представьте себе, я поехал в Париж, во французский, и рассказываю о ваших обычаях. Французы, наверное, удивятся: что за дикари там живут. Да?

Как посмотреть. В наших обычаях своя культура, не дикая, а древняя. Разве плохо, если она сохранилась? Конечно, с годами обычаи соблюдаются все меньше, но какие-то элементы в любом случае соблюдаются.

Казаки как достопримечательность

Чеха Георга-Эммануэля Опица угораздило как раз накануне занятия союзниками Парижа оказаться там, стать свидетелем тех событий и нарисовать, вроде бы с натуры, 25 акварельных листов, которые теперь дают нам какое-то представление о том, как «это было».
В самом деле, как Париж встретил нежданных гостей? Сначала французам было страшно. Еще до вступления союзных войск улицы Парижа были оклеены лубочными картинками жестоких казаков, изображенных чумазыми чертями с ожерельями из человеческих ушей. Потом страх исчез, его сменило любопытство. А за любопытством явилось еще робкое высокомерие.

Таковы и акварели Опица: казаков — а они были главной достопримечательностью тогдашнего Парижа — он изображает будто бы добродушно, юморно, с подтруниванием, с подчеркиванием их необычности. Особенно часто на его листах появляется огромный казак, чуть ли не вдвое выше французов, обросший черными волосами, со всех сторон увешанный оружием, в шинели и широких шароварах. Когда он в колонне проходил мимо Триумфальной арки, французские мужчины, в треуголках и котелках, — от страха или презрительно — повернулись к нему спиной. На другом листе он, верхом, со всех сторон окружен глазеющими мужчинами, женщинами и детьми, а он то ли отдает им честь, то ли повертел пальцем у виска.

На других листах — молодые казаки и парижские барышни. Казаки нарочито высокие, бравые, в лентах и наградах, сабли у них длинные, до полу, и француженки в белых одеждах, томно принимающие их ухаживания. А вокруг — парижские мужчины, карикатурно лилипутные, никчемные.

Еще лист — французы, заискивающе глядя на воина-башкира, будто бы просят его зарезать свинью. Или, может быть, умоляют не резать ее. Не исключено, что в этом скрыта и некая издевка: молодой башкир держит в руке нож и не знает, как ему поступить. Страх пропал, но французам приходилось мириться с пребыванием войск в своей столице, с тем, что Елисейские поля стали бивуачными, с тем, как пришельцы варят пищу на кострах, как казаки купают лошадей в Сене.

Впрочем, все это картины «наружные». За торжеством победителей, за покорностью побежденных притаилась скорбь в домах, в которых не дождались тех, кого увлек за собой император, кто безвестно окоченел в русских снегах. Не дождались и тех, кто выжил в плену и волею судьбы навсегда остался в России.

М.С.Фонотов

Через много лет…

Андрей Петрович Турчанинов Российский генерал-лейтенантМы говорим: против Наполеона воевали войска союзников. И это верно. Но и за Наполеона воевали войска союзников. И так — то «за», то «против» — воевали одни и те же страны, одни и те же народы. Короче, Европа воевала против Европы. И что? Повоевали, поубивали, покалечили друг друга — и почти ничего не изменилось. Те, которые нападали, ничего не приобрели. Те, которые защищались, ничего не потеряли. За что воевали? Из всех смыслов остается один: убивать.

Войны наших предков были жестокими. Без дистанций. Тело к телу. Лицо к лицу. Ужас к ужасу. Исступление к исступлению… Саблей по плечу. Копьем — в грудь. Палашом — по голове. Чьи-то круглые глаза, беспомощные перед лезвием над ними. Чей-то последний крик за мгновение до темноты и падения в пропасть. Брызги крови, искромсанные тела, визг лошадей, мешанина рук, ног, голов, туловищ. Зияние мяса, костей, мозгов. Какой ужас… Какая бессмыслица…

Войны ХХ века стали более «гуманными». Все-таки не всегда доходило до рукопашных схваток. Стреляли издалека в неразличимые лица. А артиллеристы и вообще не знали, убивают или нет.

Войны ХХI века, говорят, будут (и уже есть) еще «гуманнее». И значит, еще убийственнее…

Новые подданные

Это — не без цинизма, но если у войн есть какой-то плюс, то — смешение кровей.

Пропорция примерно такая: в Россию — 600 тысяч солдат, из России — 60 тысяч. В десять раз меньше. Наполеон пошел на Москву во главе огромной, не знавшей поражений армии, а вернулся в Париж без солдат. По сути один. И никто почему-то его не спросил: «Сир, а где твои солдаты? Где наши отцы, мужья и братья?» И никто не сказал ему: «Господин Бонапарт, вы — величайший в мире преступник». Представьте себе: повел за собой, погубил, оставил там, вернулся — и ничего!

Статистика примерно такая. Вернулся домой каждый десятый наполеоновский солдат. Каждый четвертый — погиб. Каждый третий — попал в плен. Неизвестно, сколько из пленных выжили. Сколько-то выжили. Сколько-то через годы вернулись домой. Сколько-то остались навсегда, стали гражданами России, а то и казаками. Такое перевоплощение: был казак французу враг, а стал француз сам казак. За десятилетия и столетия все жиже разбавлялась французская кровь в разноплеменной России, бледнел и сникал в потомках французский облик, французский нрав, французский язык, но, кажется, не все растаяло, что-то осталось — какой-то плодик на родословном древе.

Оренбургская губерния была одной из тех, которым правительство предписало принимать пленных. Их принимали, на первых порах — ненавистно и злобно, потом — примирительно, потом — мирно, потом — почти по-свойски.

Впрочем, пленные были разные. Генералы — одна масть, офицеры — другая, а солдаты — третья. Историк Сергей Хомченко рассуждает так: «Те, кто был сослан в казачьи области, становились казаками. Почему? Им просто понравился образ жизни этого российского войска. К тому же казаки в то время были очень популярны в Западной Европе. Кто-то из французов шел работать на землю и становился крестьянином. Им давали землю, освобождали от налогов на десять лет. Некоторые шли работать учителями, причем не только в семьи, но и в официальные учебные заведения, в университеты, гимназии — преподавать французский язык.

Многие помещики, если была такая возможность, привлекали преподавателей за небольшие деньги. До войны нанять французского учителя было дорого, а в 1812 году выбор был широк». Тот же Хомченко приводит отрывок из мемуаров одного из пленных: «Такого содержания, как в России, во время службы на родине не получал. Зарплата в армии была ниже, чем здесь, в плену».

Так и было: тысячи погибли, а единицам выпало жить. Жан Совен на своих русских дорогах не раз встречался со смертью, не раз считал дни и минуты жизни, а судьба дала ему больше ста лет.

Почти на сто лет после войны о пленных французах (и не только французах) забыли. Но и позже никто не мог сказать уверенно, где они, сколько их, чем заняты, как внедрились в новую среду. Все эти годы появлялись только отдельные исследования, которые не давали целостной картины, а рассказывали о частных судьбах. Одним из таких авторов был оренбургский историк Павел Юдин, в конце ХIХ века опубликовавший в ряде газет и журналов очерк о казаках-французах, статью «Пленные 1812 года в Оренбургском крае». Тогда, через восемь десятилетий после войны, все-таки еще можно было рассчитывать на память внуков и правнуков тех, кого Наполеон привел в Россию, а на родину не вернул. Юдин обнаружил, что многие из наполеоновских пришельцев в оренбургских степях прижились, пустили корни, обзавелись семействами, разрослись и размножились. Так, у Ильи Ауца Юдин насчитал 40 потомков.

Уже в наше время темой «французского следа» занимался Кирилл Серебритинский («Осколки Великой армии»), уже помянутый Сергей Хомченко и другие авторы.

Так сколько же их было и стало — единицы, сотни, тысячи? К началу ХХ века в Оренбургском войске — все еще — числилось больше 200 «наполеоновских» казаков. А в феврале 1813 года (война еще продолжалась за пределами России) в Оренбургской губернии отбывали срок 2 штаб-офицера, 49 обер-офицеров, 1527 нижних чинов и даже две женщины. Всего — 1580 человек. К этой же дате умерло 325 иностранцев.

Итак, кто они? Есть ли имена? Есть.

Пожалуйста, пять имен, что ни на есть французских: Антуан Берг, Шарль Жозеф Бушен, Жан Пьер Бинемон, Антуан Виклер и Эдуард Ланглуа. Пребывая в Верхнеуральске, они в конце 1815 года подали прошение о вступлении в российское подданство. И сразу же — в казаки. Если в России — навсегда, то, никуда не деться, надо перелицовываться. Прежде всего, обрусить имена. Это — просто. Антуан легко станет Антоном, Жан — Иваном, Пьер — Петром, а Эдуард и останется Эдуардом. Потом — фамилии. Потом, само собой, — язык.

Казаком стал и Жан Жандр, обосновавшийся в станице Кизильской. Назвался Иваном Ивановичем. Женился на Евдокии, которая родила ему сына Якова и трех дочерей — Александру, Марию и Юлию. Получил 400 десятин земли. (Кто-то признал его помещиком). Дослужился до сотника. Выдал дочерей замуж. Пошли внуки. Когда глава семейства умер, жена землю продала, вырученные деньги разделила между детьми. Сын Яков, по наследству, — казак же, а «побочно» овладел искусством расписывать храмы, чем и был известен в округе.

Несколько лет назад в одном из форумов некто Максим Смагин (фамилия кизильская) возразил: будто бы в разговоре с внучкой Якова он выяснил, что у Жандров «имений не было», что в Кизильской вообще не знали каких-то казаков-помещиков, с чем можно согласиться.

А чуть позже, в форуме же, аноним заявил: «Я являюсь потомком Жандра по линии матери. Сама она из того же села, из Кизильского. Все родственники по линии матери — уральские казаки. Отыскать их родословную не составляло труда. Мне удалось раскопать свое семейное дерево именно до самого Жана Жандра».

Известно, что часть пленных, уже в 40-х годах, была переселена на Новую линию. Среди них был Илья Кондратьевич Ауц, будто бы «старый наполеоновский солдат». Женат он был на русской женщине Татьяне Харитоновой, успел обзавестись большим семейством, которое перевез на Урал. Ауц оставил много потомков: мужчин — 18, а женщин — 24, не считая вышедших замуж. С 1842 года Ауцы — жильцы поселка Арси. Через десять лет Илья принял православие и стал Василием. Еще одна веточка — Зоя Васильевна Ауц, казачка из Остроленки, в 2006 году жила в Подмосковье, в Долгопрудном. Нетрудно догадаться, что Ауцы расселились по всей России.

Жан де Мекке, офицер. Из Вятки его вывез в Оренбургскую губернию обер-форштмейстер Александр Карлович фон Фок. Вывез как учителя для своих сыновей. Но уже в 1820 году Жан в Самаре, и не Жан, а разумеется, Иван Иванович, так сказать, русский в квадрате. Следующий факт: в 1850-х годах в Троицке городничим был отставной ротмистр Александр Иванович де Мекке, сын наполеоновского офицера и уфимской дворянки. Наконец, еще одно короткое сведение: уроженец Троицка Борис Александрович де Мекке служил в Самаре чиновником по особым поручениям.

Некоторые подробности еще об одном офицере — о Дезире д'Андевиле. Апостроф в его фамилии скоро исчез, и он стал Дандевилем, с 1825 года — дворянином. Сам Дезире много воевал, и его сын Виктор, родившийся в 1826 году, с 18 лет служил в артиллерии, участвовал в походах на Арал и Каспий, где неплохо показал себя. Знаменательно, что в 1862 году Виктор Дандевиль стал атаманом Уральского казачьего войска, изъездил в седле степи, ходил в походы по Средней Азии. Он умер в 1907 году, генералом. Его сын Михаил служил в Петербурге.

Не пленные, а ссыльные

Среди пленных Оренбургской губернии попадались личности неожиданные. Например, граф Э.Т. Вальдбург-Вюрцзах. Интересно то, что это был полковник Вюртембергского конно-егерского герцога Людвига полка. Еще интереснее, что этот полк значился в войсках Наполеона. Наконец, самое интересное, что в русских войсках воевал герцог Евгений Вюртембергский — не кто-то, а генерал. Можно упомянуть и о том, что императрица Мария Федоровна, супруга Павла I, — принцесса Вюртембергская, а Евгений ей — племянник. Евгений родился и жил с родителями в Силезии. А в России ему покровительствовали Павел и его супруга. Пока Евгений рос сам, росли и его чины. В Россию он приехал в 13 лет. Уже почти генералом. Но и то надо сказать, что воевал он много и, судя по всему, успешно. В сражении под Смоленском он вел в атаку своих егерей. Он сражался под Бородино, под Малоярославцем, под Вязьмой, а потом, на последних этапах войны, — при Фер-Шампенуазе, при взятии Парижа. Считался одним из лучших пехотных командиров. Последние годы провел на родине, в Силезии.

Оренбургский историк Павел Юдин (1896 год) свою статью о ссыльных 1812 года (о ссыльных, а не о пленных) начинал очень эмоционально. Первый абзац: «Тяжелую годину переживала Россия, когда «Великая армия» Наполеона вступила в ея пределы и начала опустошать села и нивы беззащитных поселян наших. Все задрожало от варварских приемов воинственных сынов просвещенной Европы, кичившихся своей цивилизацией и гуманностью». И далее, что следует подчеркнуть: «Народ с ненавистью смотрел на комфортабельно-приютившихся у нас иностранцев, видя в каждом из них врага России, врага заклятого, басурманского. Само правительство подозрительно следило за этими людьми, так как многие из них промышляли шпионством и передавали неприятелю необходимыя сведения, продолжая в то же время состоять на Российской коронной службе и получать российское жалованье. Оказалось необходимым удалять их из столиц и разсылать по окраинам империи». И еще фраза: «Особенно много этих изгнанников пришлось на долю Оренбургского края».

О том же был манифест Александра I от 12 декабря 1812 года. Император признает, что многие «остались верными подданными», другие «вступали в налагаемые от него (Наполеона) звания и должности», а некоторые «подъемля вместе с ним (неприятелем) оружие против нас, восхотели лучше быть постыдными его рабами, нежели нашими верными подданными».

Это понятно: в России было много французов, и они, с началом войны, вели себя по-разному. Граф Вальдбург-Вюрцзах, видимо, как-то проявил свою приверженность Наполеону и по распоряжению московского генерал-губернатора Ф.В. Растопчина в августе 1812 года был выслан в Оренбургскую губернию. Уже в дороге граф мог, как многие его спутники, погибнуть от холода и голода. Голодал он и на месте, в одной из деревень. На это он пожаловался губернатору Волконскому. Он писал ему, что какое-то время крестьяне деревни их кормили в долг, но потом отказались, что рядовые могут добывать себе пищу тяжелой работой, что они «счастливее офицеров, лишенных этого способа добывать пропитание». Он просил о переводе в Оренбург. Его перевели, но и там лучше не стало. Однако его судьбой заинтересовалась принцесса Вюртембергская, вдовствующая императрица Мария Федоровна, и по ее просьбе в августе 1813 года графа с адъютантом отправили в Петербург, а оттуда, через Ригу, — на этническую родину.

В такой же роли изгнанника оказался и преподаватель Московского университета Годфруа, о котором пишет П. Юдин. Тот же Растопчин сообщал оренбургскому губернатору, что Годфруа ссылается «по высочайшему повелению и за ним необходим надзор». Губернатор Волконский направил Годфруа в Верхнеуральск под надзор коменданта Суховицкого.

Осень и зиму Годфруа провел в Верхнеуральске «на обывательской квартире под смотрением двух рядовых местного батальона». Вел себя смирно. Но в ночь на 26 апреля расположился спать не в горнице, как обычно, а в чуланчике. Когда солдаты заснули, профессор на рассвете открыл окно и по веревке спустился вниз. Его нашли в шести верстах от города, лежавшим от усталости между камнями. А уйти он намеревался в киргизскую степь. Его доставили обратно. Беглец оправдывался тем, что не хотел «терпеть мои мучения до неизвестности конца продолжительной войны» и решил пробираться в Бухарию.

Годфруа просидел на гауптвахте до 25 октября 1814 года, «изнывая в тоске», позже переведен на квартиру. Он писал письма разным должностным лицам, жаловался, просил и уверял, что «все его существо было предано России». Ниоткуда он не получил жданного ответа, тем не менее был освобожден в декабре 1815 года.

Сколько поколений сменилось за 200 лет? Сколько французской крови осталось в потомках наполеоновских солдат и офицеров? Наверное, какие-то гены сохранились, однако генная память вряд ли способна разбудить в них «тоску о родине».

Левша в Европе

Сказку о Левше знает каждый, но каждый из нас воспринимает ее именно как сказку о состязании в мастеровитости. На самом деле это не сказка, а быль, и притом — политическая, она о вечном противостоянии Запад — Восток. «Левша» начинается так: «Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». А взял он с собой не кого—то, а казачьего генерала Платова. Взял, несмотря на то, что «они совсем разных мыслей сделались». Платов не соглашался с тем, что «мы, русские, со своим значением никуда не годимся». Каждый раз, когда император восхищался чудесами европейских мастеров, Платов уверял его, что наши, если захотят, могут так же, а то и лучше.

При этом Лесков Россию нисколько не идеализирует, «дает» ее такой, какая есть, как, впрочем, и Европу.

Мы забываем о том, что противопоставление «Европа — Россия» или «Запад — Восток» возникло не сегодня и не вчера. Мы, в общем-то, хорошенько и не знаем, когда оно возникло. Оренбургский историк Павел Юдин и сто лет назад иронизировал по поводу «просвещенной Европы, кичившейся своей цивилизацией и гуманностью» — так же точно, как это делают иные из современных историков.

Это было, есть и будет. На земле так устроено: если есть один край, должен быть и другой. Если есть Запад, нужен и Восток. Запад пошел по одному пути, Восток — по другому. Так исследуются обе дороги, с их плюсами и минусами. Что в этом плохого? Плохо только то, что это противопоставление переходит в противостояние и заканчивается войной, которая оставляет все, как было.

Легенда о Покровской церкви

Отечественная война 1812 года отозвалась на Южном Урале еще одной «вечной памятью» — храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Большой Куяш на берегу озера того же имени. Церковь заложили 27 июля 1812 года — война только-только началась. А закончили ее через два года, когда уже был взят Париж. То есть храм возводился в обстановке войны, пусть и далекой, но «своей» — ее первых месяцев отступления до Бородино, до сдачи Москвы, и потом, как бы сопровождая победное шествие к западу, по Европе. Конечно, война и храм как-то связывались между собой. Но как?

Тут и там, автор за автором переписывают одну и ту же легенду о том, что помещик и заводчик Алексей Федорович Турчанинов и двое его сыновей «геройски сражались с французами в 1812 году и в память о славной победе они решили возвести чудо-храм». Как видим, эта легенда построена точно так же, как другая, — о том, как казаки воевали с Наполеоном, а после войны будто бы поехали на Урал, построили линию крепостей, которым дали имена памятных сражений.

Так кто построил Покровскую церковь в Куяше «в честь побед русского оружия»? Нет, Алексей Турчанинов и его сыновья с Наполеоном не воевали и церковь не строили. Хотя бы потому, что им надо было бы выбирать одно из двух — либо два года строить, либо два года воевать. Но Алексей Федорович воевать не мог, потому что он умер за 25 лет до начала войны. Его старший сын Алексей на Урале не жил, уехал, но не на войну. Другой сын, Петр, — да, воевал, но на Кавказе, а не с Наполеоном. А третий сын, Александр, умер рано, в 1796 году.

Правда, надо сказать, что Алексей Федорович в 1776 году выкупил у башкир землю, перевез из европейских губерний крестьян и заложил несколько деревень и, прежде всего, — Куяш. Через год он приступил к строительству своей усадьбы в Куяше — два господских дома, а между ними — три амбара, кухню, «на ограде» — два хлебных магазина, каретный сарай, людские избы, на берегу — мельницу, винокурню и много чего еще. Часть строений сохранились до наших дней. В господском доме размещалась школа, в которой училась моя жена — она родом куяшская. При Алексее Федоровиче и после него Куяш — в расцвете. Всегда было так: когда помещик и заводчик инвестирует свой капитал в деревню, она — благоденствует.

События следовали так. От первой жены у Алексея Федоровича детей не было, и после ее смерти он женился «на женщине простого происхождения» Филанцете Степановне, которая родила ему трех сыновей, о которых уже сказано, и пять дочерей. Заводы и поместье в Куяше достались жене. При ней-то и начали строить Покровскую церковь. Если быть точнее, в 1812 году дочь Анна, по мужу Зубова, выкупила Куяш у матери. Получается так, что легендарный храм в Куяше строили мать и дочь. И они же посвятили его «победе русского оружия».

У Анны Алексеевны был сын, тоже Алексей, но ему в 1812 году было всего 14 лет. Служить он начал через два года и, между прочим, вскоре познакомился — довольно накоротке — с А.С. Пушкиным. Понятно, что ни к войне с Наполеоном, ни к строительству церкви Алексей отношения не имел.

И что — Турчаниновы с Наполеоном вообще не воевали? Воевали. Воевал Павел Петрович Турчанинов, генерал, сражавшийся, помимо всего прочего, при Касселе и при взятии Парижа. Воевал его родной брат Андрей, тоже генерал, который, как и брат, дошел до столицы Франции. Кто они? Не сыновья ли Петра Алексеевича? И значит, Филанцета — их бабушка, а Анна Зубова — их тетя. Разве не прямой повод связать строительство храма со сражавшимися на войне внуками и племянниками?

М.С.Фонотов

Судьбы вождей

Атаман А.И. Дутов

Казаки России в 1917 году — целое государство. Четыре с половиной миллиона человек. Тринадцать казачьих войск. Оренбургское войско — третье по численности: 533 тысяч казаков. Из них на действительной службе находились 731 офицер и 27 тысяч нижних чинов.

В гражданской войне на стороне белых воевали 16 тысяч, а на стороне красных — 14 тысяч казаков. Еще 40 тысяч казаков ни на чьей стороне воевать не захотели.

Казак-историк Николая Шибанов называет протоирея Михаила Громогласова патриотом, неустанным радетелем просвещения: «На свои и привлеченные средства состоятельных граждан он отстроил новый учебный корпус, обеспечил классные комнаты партами, столами, учебно-наглядными пособиями, укомплектовал библиотеку книгами и подобрал высококвалифицированных учителей. В приветственной речи отец благочинный Михаил произнес: «Посмотрите на этот край, сравните его с другими местностями России, поставленными не в столь счастливые экономические условия. Здесь, с одной стороны, широко раскинулась горнозаводская промышленность, с другой стороны, здесь втуне лежат в недрах земли громадные, неразработанные несметные богатства. Здесь требуются тысячи рабочих рук и рук умелых. Поэтому здесь, в нашем крае, требуется настоятельное развитие науки, от которой ждут улучшений по всем сторонам жизни — государственной, семейной и общественной».

Прекрасно сказал в своей речи отец Михаил Громогласов: плодородные земли, богатые недра, несметные богатства края. Жить бы, жить да добра наживать.

И вдруг — 25 марта 1918 года на квартиру М.Д.Громогласова явились восемь красногвардейцев, арестовали и под конвоем отвели священника в кутузку. Его обвинили в содействии и служению Войсковому казачьему правительству: устроил при въезде А.И.Дутова колокольный перезвон, отслужил молебен на дарование победы казачьему воинству. «Недовольство было столь сильным, что один из охранявших казаков обнажил клинок и ударил отца Михаила по спине, а стоявшего рядом учителя Белобородова — по голове». Ударить священника клинком по спине... Откуда оно, «столь сильное недовольство»? Не вдруг же оно проявилось? Чем его объяснить? Или не объяснять?

Смерть священника ужасна. Дикая расправа. Ничем не объяснимая жестокость. Но были и другие смерти.

Девять «красных» братьев Шкаевых и одна их сестра. Старший брат Петр погиб на «той» войне в 1915 году. Николай, один из самых активных участников мятежа против Дутова, попал в руки белых и был расстрелян в 1918 году. Никита — фронтовик, после ранения вернулся в Верхнеуральск в том же 1918 году. Его назначили комендантом города. Участник рейда по тылам врага. После гражданской войны — чекист. Председатель уездного исполкома. Арест в 1937 году и смерть в тюрьме. Григорий — участник гражданской войны, умер в 1954 году. Артемий _ комсомольский вожак, боец ЧОНа. Погиб на фронте в 1943 году. Как и Василий. Федор — тоже фронтовик, после ранения умер в 1944 году. От ран умер и Константин. Воевал и Александр, но после войны ему пришлось скрываться от репрессий, и он умер где-то на Кубани. Отец братьев Шкаевых кузнец Ксенофонт Шкаев был расстрелян белыми в июне 1918 года.

А Александр Дутов? О нем, кажется, известно все. Ненавидел большевиков, воевал с ними, но не очень верил в победу. Был побежден и изгнан. В 1921 году киргиз подал вышедшему на крыльцо Дутову «секретный пакет» и тут же расстрелял его наповал. За что он воевал и за что погиб? Что он доказал своей жизнью? Праведность или неправедность?

Четыре брата Кашириных. О них тоже известно все. Они-то кто? Вроде победители. Победители? Но какие они победители? 1938 год. Командарм Николай Каширин. Арест. Приговор. Расстрел. А что доказал своей жизнью Николай Каширин? Погибли и его братья — Иван, Петр и Алексей.

Петр Полосин. Наверное, легкая тревога коснулась его, когда он, городской голова, в марте 1917 года прочитал телеграмму об отречении Николая II от престола. Дальше события развивались все круче, но Петр Семенович отказался уехать из города, головой которого был. Он считал, что «ничего плохого людям не делал», и не опасается за свою жизнь, но «люди» думали иначе и, долго не раздумывая, увезли его подальше от Верхнеуральска и расстреляли. Расстреляли и, наверное, нисколько не сомневались в своей правоте. И что? Знал ли Полосин своих людей или не знал?

Ужасна смерть Петра Полосина. Глупа смерть его сына в Тургайском походе. Только второй сын уехал с чехами, оказался далеко от родных мест, прожил на чужбине до 87 лет. И почти целый век скитался по белому свету самовар Полосиных...

Еще одно имя — Василий Блюхер. Тоже будто бы победитель. Но победители так не умирают: Блюхер был «невероятно сильно избит. Все лицо у него представляло сплошной синяк, и было распухшим». У него к тому же вытек один глаз. Представьте-ка теперь его, Василия Блюхера... Вы видите, как он стоит, едва держась на ногах, перед своими палачами... Бесстрашный командир, победивший всех, кто хотел его победить... И здесь, в застенках, при наркоме Берии, он через минуту упадет. Будет побежден! Официально, он умер из-за закупорки легочной артерии. А по другой версии — набросился на Берию, и был расстрелян.

А кто из вождей, белых или красных, здесь, на Урале, мог бы сказать себе, что он прожил не праведную, но хотя бы правильную жизнь? Кто? Иван Акулинин, умерший в Париже? Аристарх Зуев, похороненный в Харбине? Михаил Ханжин, после скитаний нашедший упокой в Джамбуле? Атаман Борис Анненков, который на границе с Китаем расстреливал своих же казаков? Иван Зайцев, после всех приключений и побегов закончивший самоубийством? Кто? А если вожди заблудились в жизни, то куда они могли привести тех, кто за ними пошел?

Среди всех, кто пылал красной или белой ненавистью, был один наивный человек, казак и землемер из Спасского поселка — Тимофей Седельников, который не хотел крови. Может быть, он был настолько мудр, что предвидел, что кровь будет напрасной. Он умолял своих казаков — «чтобы только предотвратить братоубийственный раскол в казачестве и ужасы гражданской войны». И однажды он увидел себя стоящим между ними — между белыми и красными. И те, и другие не опасались кровопролития. Поэтому свои же казаки лишили Седельникова казачьего звания. Красные присматривались к нему, но не признавали своим. Так никто его и не услышал. Отчаянный крик одного не мог остановить надвигающийся вал гражданской войны.

М.С.Фонотов

 

 

 

 

 

 

Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика