Багаряк православный
Багаряк Храм-Вознесения-Господня
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА!!!
Багаряк — старинное русское село на Урале. По древней рукописи ХVІІ-го в. «Память» оно старше Екатеринбурга, Челябинска, Каслей.
В ноябре 1687 г. в Тобольске в приказной палате боярину Головину была подана челобитная. С ней обратились драгуны (казаки) Шадринской слободы Иван Кузнец с сыном Данилом, да Катайского острога крестьянский сын Панкратий Жданов. Челобитчики просили разрешить постройку слободы на р. Багаряк в пространстве до озера Шаблиш и по р. Синара до уральской дороги.
Прошение челобитчиков у властей встретило поддержку и через десять дней в Катайский острог поступило распоряжение Головина. 31 октября (10 ноября) 1688 г. в Тобольской приказной палате была составлена указная память об основании Багарякской слободы. И вот на реке Багаряк застучали топоры.
Строилась слобода на левом берегу реки. Поблизости в древности тут были городища первобытных людей. Место было выбрано удачное. Плодородные почвы, дикий лес с обилием промыслового зверя, масса озер изобилует рыбой.
Поскольку Багарякская слобода находилась в зоне военных набегов, она, как и другие, была укреплена. Такие укрепленные пункты тогда назывались острогами, и среди острогов на 1696 г. значится Багарякский. Деревянная крепость длительное время была неотъемлемым признаком слободы. Она была укреплена деревянным оплотом с двумя башнями и снабжена двумя пушками.
Такие укрепления были необходимы в виду соседства Багарякской слободы с башкирами, которые большую часть земель слободы считали своей. В лихое время здесь, в крепости, спасались жители самой слободы и примыкавших к ней деревень.
Время было переломное. Тяготы населения возрастут в связи с Северной войной. Крестьян Багарякской слободы привлекали для строительства Каменского завода. Пуск его состоялся в 1701 г., но работа для крестьян не кончилась, их приписали к заводу. Каменский завод выпускал пушки для армии, в победах которой была доля труда багарякских приписных. Это было тяжелой повинностью, которая отрывала их от своих повседневных сельских забот.
В каком году образовался Багарякский приход, и каким был его первоначальный состав — не известно. Старожилы не помнят, а церковный архив сгорел в 1817 г. вместе с церковью.
Но на основании рукописи («Память») нужно считать его одним из первых, старейших из всех окружающих его приходов и по объему одним из обширных и людных.
Из Багарякского прихода впоследствии выделились в 1767 г. Боевский приход, в 1852 г. — Зотинский с деревней Королево, в 1865 г. Кабанский и Полдневский и в 1898 г. — Гаевский.
В 1902 г. Багарякский приход состоял из: села Багаряк (568 душ м. п. и 623 душ ж. п.), деревень Жуковой и Чертовой (256 м. п. и 299 ж. п.), Скориновой (196 м. п. и 299 ж. п.), Заречье (631 м. п. и 692 ж. п.), деревня Рябково (414 м. п. и 439 ж. п.), Говорухина (Терешата) (102 м. п. и 107 ж. п.), Брюханова с Чупровой (183 м. п. и 185 ж. п.). Всего число прихожан обоего пола — более 5000 душ, все православные, без исключения.
Приходский храм — в честь Вознесения Господня устроен на юго-западной стороне села, на высоком берегу реки Багаряк. По народному преданию, до существующего трех — престольного храма, в селе Багаряк было два деревянных храма, из которых первый сломан был в 1797 г. за ветхостью, а второй сгорел 24 декабря 1817 г. Вместе с храмом сгорели и многие ценные вещи, и церковный архив, уцелели лишь приходорасходные книги с 1818 г.
Настоящий храм заложен был в 1818 г. 21 сентября, по благословению Преосвященного Иустина, епископа Пермского и Екатеринбургского, Двух — престольный холодный — во имя Вознесения Господня, а придельный теплый — во имя святой великомученицы Екатерины. К теплому храму примыкает колокольня в три яруса. С 11 октября 1819 г., со дня его освящения, началось совершение богослужения в нем. Иконостас для сего храма приобретен был покупкой за 300 руб. ассигнациями в Екатеринбургском Екатерининском Соборе. В 1848 г. этот иконостас был заменен новым трех ярусным, с серебряными ризами на местных иконах, стоимостью 1643 рубля серебром.
Главный же храм с установкой нового и ценного иконостаса окончен был постройкой 29 мая 1834 году. Храм построен в архаичных формах, со вспарушенным сводом. Он интересен как образец запоздалого перехода от барокко к классицизму.
Освящение его было совершено Преосвященным Евлампием, епископом Екатеринбургским. Кроме внутренней отделки храма на постройку его с колокольней израсходовано 36 000 руб. ассигнациями. Иконостас в главном храме стоит 12 767 руб. ассигнациями. В 1874 г. был упразднен придельный храм, а вместо него начаты постройкой с северной и южной стороны теплого храма два придела: северный — во имя святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, а южный — во имя святой великой Екатерины. Одновременно с приделами строились по ту и другую сторону паперти две обширных комнаты — под ризничную и сторожевскую. Южный придел был окончен постройкой в 1879 г. и того же года 23 ноября освящен благочинным священником А. Парышевым. Северный же придел окончательно устроен был и освящен лишь в 1899 г.
Иконостас в этом приделе, устроенный в готическом стиле с золотой резьбой по алюминиевому фону, стоит 2000 рублей. Он устроен был исключительно на ассигнованные обществом с базарной площади деньги.
Церкви принадлежали: два деревянных дома, жилье для двух священников, деревянный дом-квартира для просвирни, деревянное здание церковно-приходской школы. В селе две школы: земская смешанная и церковно-приходская, женская, существующая с 1900 г.
Общее число прихожан в 1903 г. более 4000 человек. Все прихожане православные, иноверцев нет. Главное занятие прихожан — земледелие. Находящаяся в пользовании крестьян земля была поделена по душам, но владение землей общинное. Некоторые из прихожан занимались ремеслом и торговлей, выделкой кирпича, работали на рудниках и заводах.
Несмотря на благоприятные условия ведения сельского хозяйства, экономическое благополучие прихода незавидное. В глаза бросается бедность и нужда, чем довольство и достаток. Много домохозяев, имеющих из рабочего домашнего скота одну лошадь и корову. Немало и таких, у которых кроме жилья, кое-как сколоченного, за душой нет ничего. Грамотных в приходе немного из-за недостатка мест в школах.
Религиозность и стремление к нравственно-доброй христианской жизни прихожан в те годы заметно усилилась. Вероятно, этот подъем совершился под влиянием пережитого народом бедствия: неурожаев и голодовок в течение нескольких лет кряду. Храм божий посещается усердно, посты соблюдаются свято, религиозные праздники чтятся. В Пасху, в храмовые и двунадесятые праздники храм бывает переполнен. Проведение храмовых праздников у прихожан имеет свои особенности. В эти дни к прихожанам приезжает много родственников, знакомых. Обычай проводить праздники в кругу родных, сам по себе ничего плохого не заключающий, с другой стороны, заслуживает порицания, тем более, что угощение водкой не всегда бывает в меру. Бывает, что любители выпить кончают праздник полнейшим разгулом. Впрочем, в последнее время такое нехристианское поведение наблюдается все реже, а подавать водку гостям в некоторых домах перестали. С некоторыми праздниками у прихожан связаны особые представления, сложившиеся на почве народных традиций. Так, в Духов день, следующий после Троицы, землю считали «именинницей», копать ее в этот день — великий грех. В день святых мучеников Флора и Лавра — праздник скота, не работают на лошадях.
Религиозность прихожан особенно проявляется в общественных молитвах во время крестовых ходов, которые обязательно проводятся на полях по окончании сева или отсутствия дождей, в Рождество Христово, Пасху, Троицу, Вознесение Успенье Богородицы. Почти в каждом доме проводятся молебны с чтением акафистов святым. На 3-й, 9-й, 40-й дни и в годину после смерти устраивались поминальные обеды, раздавались милостыни. С большим усердием проводилась вселенская родительская суббота — Радуница. При похоронах сохранился обычай причитать в голос над телом умершего. Относительно самоубийц придерживаются вполне христианских обычаев, что они не достойны христианского погребения. При всеобщей религиозности, однако, большинство прихожан все еще продолжает оставаться со скудными знаниями и святой вере и Богослужении.
Ввиду доброго урожая 1893 г. и, особенно 1894 г., у церковно-приходских попечителей появились собственные средства. В эти годы ими было собрано разного хлеба 380 пудов и деньгами кружечного сбора и пожертвований — 126 рублей. В эти годы была выстроена новая железная ограда церкви взамен старой и сделан порядочный ремонт снаружи храма: побелка, окраска храма и церковной ограды. С 1894 по 1899 гг. было совершено переустройство главного холодного храма по проекту Козлова и Дютеля: боковые ходы из теплых приделов были заложены, а вместо них в капитальной стене устроена широкая арка. При этом, холодный храм был обращен в теплый через устройство калорифера, вторых рам и дверей.
Багарякский приход имел причти (штат служителей): 2-х священников, дьякона, псаломщика. Из прихожан избирался церковный староста и церковный совет. Церковнослужители храма осуществляли духовное и нравственное воспитание людей, содействовали сохранению и соблюдению нравственной веры. Церковь была не только местом для отправления обрядов, но также политическим и общественным центром.
С переходом страны к капитализму священнослужители стали включаться в коммерческую деятельность. По инициативе причта Багарякской церкви в селе был организован рынок. Доходы от торговли на рыночной площади и в лавках Багаряка поступали в пользу храма. Многие из церковнослужителей за служение Богу и людям заслужили награды. Багарякский священник, настоятель церкви Вознесения Господня Архангельский П.И. в 1915 г. удостоен почетной награды православных священников — «камилавки» (высокий цилиндрический с расширением кверху головной убор), и награжден Орденом Анны 3-й степени. Заслуженным авторитетом и уважением у Багарякских прихожан пользовались диаконы Мухин Николай Васильевич и Ляпустин Василий Иванович. Прихожане заботились о содержании как храмов, так и их служителей. Они делали добровольные приношения при богослужении и за требоисправления. В Багаряке в 1890-е гг. платили: за крещение и отпевание младенца 30-40 коп., за отпевание взрослого 0,5-2 руб., за поминовение на литургии, за литию 2-20 коп., за панихиду 30-50 коп., заупокойные литургии 1-1,5 руб., за венчание 3-5 руб., за свидетельства метрические о рождении, смерти и предбрачные 0,5-4 руб., за молебны в церкви 2-5 коп. и на дому 0,2-1 руб., за исповедь 1-5 коп. За службу неплохое содержание получали церковнослужители прихода. Жалование с 1884 г. в храме с. Багаряк составляло в год: первому священнику 141 руб. 12 коп., второму священнику 94 руб. 08 коп., псаломщику (их тогда было два) по 47 руб. 04 коп.; всего 329 руб. 28 коп. Законоучителям- священникам платили в год от 60 до 100 руб., учителям, исполняющим обязанности законоучителя 480 руб., прочим учителям 240-410 руб., помощникам учителей 180 руб.
С приходом советской власти в 1918 г. вышел декрет «Об отделении церкви от государства». Вся земля, в т. ч. и монастырская, национализировались. Начались гонения на храмы и их служителей. Но прихожане продолжали верить в Бога, придерживаться устоявшихся традиций. Служба в Багарякском храме исправно осуществлялась до 30-х годов прошлого столетия. В 1918 г. колчаковцами были расстреляны священники багарякского прихода Беляев П.В. и Миропольский А.С. Вступление отрядов Красной армии в Багаряк произошло в день Казанской Божьей Матери, 4 ноября 1919 г. и сопровождалось настоящим боем. Белые в нескольких местах в Багаряке поставили пушки для отстреливания наступающих красных, которые тоже обстреливали Багаряк. Но особого вреда эта перестрелка не принесла, кроме того, что от выстрелов поставленной рядом с церковью пушки, в храме сотрясались стены, соскочила штукатурка и выбиты стекла. Белые вынуждены были отступить, отряды красных заняли Багаряк и утвердились в нем.
С приходом Советской власти церковная служба в Багарякском приходе продолжалась. По воспоминаниям ветерана — учительницы Багарякской школы Исаевой Зинаиды Семеновны, церковь была закрыта только в 1932 г. В ней открыли тогда клуб и библиотеку. По высоте здание было перекрыто на два этажа, т.к. топить высокое здание было трудно. В годы ВОВ на втором этаже две комнаты были отданы под классы средней школы.
В начале 30-х гг. в Багарякском районе началась насильственная коллективизация. В 1930-1933 гг. только из одного Багарякского района было выселено 1304 крестьянских семей. Если считать, что в среднем в каждой семье по тем временам было 5-6 человек, то высланных за пределы района было около 7000 человек. С этого же времени начинается повсеместное закрытие и разрушение храмов и гонения на верующих православных крестьян.
ПЕРВАЯ ЛИТУРГИЯ ЗА 80 ЛЕТ!!!!!
Впервые за 80 лет в старинном храме села Багаряк состоялась Божественная Литургия
28 августа 2013 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, в восстанавливаемом Вознесенском храме села Багаряк была совершена первая за восемьдесят лет Божественная Литургия. Для селян это стало настоящим подарком к двунадесятому празднику, ведь благословение они получили от митрополита Челябинского и Златоустовского Феофана.
Свой храм жители Багаряка только начали восстанавливать: убрали горы мусора, выровняли пол, поставили временные двери и затянули окна пленкой, чтобы можно было проводить богослужения. На днях в село приезжал митрополит Феофан, чтобы осмотреть ход работ и поддержать селян духовно.
Впереди у них еще много забот. В этом году, до наступления холодов, приходской совет надеется отремонтировать крышу над алтарной частью, сделать крепкие кованные двери и, конечно, надёжные оконные рамы. Правда, денег насобирали пока всего на три окна, а поставить нужно восемнадцать — столько оконных проемов в центральной части храма.
Но жители не унывают. С возрождением храма в своем селе они связывают самые светлые надежды:
— В сердце ангелы поют, потому что раньше здесь было крайнее запустение, — рассказывает прихожанка Вознесенского храма Юлия Немытова. — Это милость Божия, что Он позволил нам прикоснуться к восстановлению храма. Хочется, чтобы он стал таким же благолепным как и в конце XIX века. Мне кажется, что с началом первых богослужений в этом храме поселится благодать, которая будет распространяться на всё село Багаряк с его красивейшими местами. Дай Господи, чтобы люди почувствовали эту благодать скорее и вразуми всех людей в этом поселке, чтобы они поняли, что здесь происходит, и к чему мы сегодня будем приступать — я имею в виду важное для каждого христианина Таинство Причастия.
К первой Литургии прихожане заботливо украсили свой храм свежими цветами. Возглавил богослужение клирик челябинского кафедрального собора иерей Олег Чиянов. С собой он привез всю необходимую для богослужения церковную утварь, поставил походный престол. В руках у собравшихся горели свечи. В храме было немного холодно, но трепетное пламя свечей согревало ладони, а общая молитва — сердце.
За богослужением молилось человек тридцать, больше половины из них стали причастниками Святых Христовых Тайн. Отец Олег поблагодарил всех за совместную молитву и дал им один совет — чтобы реконструкция храма продвигалась еще успешнее, нужно чаще собираться на молитву в стенах храма. Прихожане поддержали это предложение и решили каждую субботу собираться в храме для чтения акафистов.
Первый молебен в полуразрушенном храме села Багаряк
Дорогие друзья, челябинцы и не только! Мы приглашаем всех внести свою лепту в восстановление Храма и всем вместе пережить радость момента, когда он предстанет после восстановления во всем своем благолепии!
Реквизиты : Приход храма Вознесения Господня с. Багаряк ИНН 7402990110 КПП 740201001, расчетный счет 40703810107330001485 БИК БАНКА 047501711, к/с 30101810400000000711 ОАО «Челиндбанк» г. Челябинск.