Простите, я о том же. Никак не могу отвязаться от этого слова – Челеби. Откуда оно здесь?
Известно, что первыми с юга на север, к Уральским горам, поднимались, пробирались и пробивались персы. После них – арабы. Тому _ много доказательств. Шли они торговать и проповедовать. А башкиры, на долгом своем пути с востока на запад перемешались со многими племенами, с теми же персами и арабами. Если у башкира имя Зайнулла ибн Хабибулы, то как не предположить его причастность к Средней Азии или Аравии? Значит, можно предположить, что некий Челеби оказался на реке Миасс, где внезапно умер или погиб, оставив бору свое имя.
Можно и не гадать, а съездить к горе Аушташ, которую обратили в ислам пришельцы оттуда, с юга, из Средней Азии.
Аушташ – Исламская Гора
Спрошу сам себя: когда юноша Зайнулла Расули поднимался на вершину Аушташа, – куда он смотрел? В какую сторону направлял он свой пытливый взор? И сам себе отвечу: он смотрел на юг. Заглядывал далеко-далеко за горизонт. Туда, где за степями и пустынями, стоял вожделенный город Бухара. И однажды Зайнулла примкнет к каравану, чтобы отправиться в Бухару.
Да, я знаю, что надо объяснить, кто такой Зайнулла Расули. И я это сделаю. Но прежде того скажу, что здесь, у горы Аушташ и озера Аушкуль, соприкоснулись две веры. Ислам шел с юга, стремясь как можно дальше проникнуть на север. А христианство шло навстречу, в ту же Бухару, в тот же Самарканд.
Конечно, можно наивно спросить их, тех и этих: что же вам не сиделось на месте? Что вас заставляло с риском для жизни появляться в чужих землях, среди чужих людей, заводить опасные речи, приманивать, приваживать, привораживать? Зачем?
Но нет смысла спрашивать их об этом. Людские племена очень рано поняли эту истину: не пойдешь ты туда со своей верой, – придут к тебе оттуда со своей верой.
Желание – какое? Узнать бы, как давно ислам проник на Урал. И как это произошло. И кто те бесстрашные проповедники, которые принесли и оставили здесь свою веру.
Спросить не у кого. Разве что у Зайнуллы Расули.
Теперь представлю его как положено. Его настоящее имя – Зайнулла ибн Хабибулы бин Расуль аш-Шарифи ат-Троиски ан Накшбанди аль Муджаджади аль Халиди. Он – имам, ишан, шейх, суфий, целитель, пророк, «духовный король своего народа», просветитель, ректор медресе. «Шарифи» – это деревня, в которой Зайнулла родился в 1833 году. Теперь деревня называется Шарипово. Не так давно на ее окраине был поставлен обелиск в честь Зайнуллы Расулева, земляка. Колонка обращена к Аушташу. Гора совсем рядом – рукой подать. Дальше. «Троиски» – это не что иное, как город Троицк, где Зайнулла учился и куда вернется через годы, через аресты, тюрьмы, ссылки и непонимание. Еще дальше. «Накшбанди» – это суфийское братство, одна из ветвей ислама, которая в России преобладала. Зайнулла был членом этого братства, суфием.
Известно, что на вершине Аушташа в кругу камней выделяется плита с надписью на арабском языке. Есть сведения, вроде бы достоверные, что эту плиту установил Зайнулла Расулев – взамен старой, раздробленной. К сожалению, и новая плита уже расколота пополам, что не позволяет теперь восстановить полный текст. Старожилы утверждают, что надпись высек Зайнулла, скопировав, надо полагать, прежнюю.
Есть несколько переводов надписи. Хочу привести их одно за другим.
Первый текст: «Это проповедник веры шейх Мухаммет Мигнан Алуса – 651 год во времена Берке-хана – государство Берке-хана».
Второй текст: «Рамазан Аулия пришел из города Ош. Его самого, жену и дитя убили в 651 году».
Третий текст: «Могила шейха Мухаммеда Рамадана Алюши – 651 год в эпоху Барки-хана Бани сарай».
Четвертый текст: «Это усыпальница Шейха … Муххаммад Рамазан аль-Ауш … 651 года хиджры … строителя (города) Сарай».
При всем разночтении тексты в чем-то сходятся. В них повторяется один и тот же 651 год – 1237 год по нашему летоисчислению. В них – без сомнений – речь идет о проповеднике, о первопроходце, едва ли не о самом первом миссионере ислама, который прибыл к Уральским горам, к Аушташу из Средней Азии. Один перевод называет город Ош. Наконец, надписи едины в том, что проповедник погиб.
Но как его имя? Из всех имен предпочтение отдано одному: Рамазан Аулия (Святой).
Легенды Аушташа тоже сводятся к тому, что здесь местные жители убили пришельца-проповедника. По незнанию. Люди, как говорится, не знали, что творят. У людей так издавна – чтобы узнать, что человек святой, надо его убить. Убили Рамазана и – ужаснулись. Еще бы не ужаснуться! По одной из легенд, Рамазану отрубили голову, а он после этого взял ее, свою голову, в свои руки и сам пошел с ней к вершине горы. А над ним летали белые ангелы. После этого чужестранца с почестями похоронили на вершине Аушташа. И сразу после этого на склоне горы забил источник – развеяв последние сомнения в святости Рамазана.
Что касается самого Расулева, то свою известность он закрепил тем, что в 1904 году в Троицке построил медресе, подобных которому в наших краях не видывали. Сравниться с ним – его назвали «Расулия» – могли только медресе «Мухаммадия» в Казани и «Хусаиния» в Оренбурге, к которым Зайнулла тоже имел отношение.
Ученые допускают, что Аушташ почитался людьми и задолго до мусульман.
Михаил Фонотов
Если искать Челеби, то – в Турции. О турецком путешественнике Эвлии Челеби я уже упоминал. Он, пожалуй, самый известный среди турок, удостоенных этого титула. Были и другие. Турецкий изобретатель Хезарфен Ахмет Челеби прославился тем, что на жестких крыльях перелетел через пролив Босфор. Его называли турецким Икаром. Иса Челеби, Муса Челеби, Мехмет Челеби, Мустафа Челеби – это те, кто жил в XIV и XV веках.
Другие Челеби, не люди. В Крыму есть гора Челеби-Яурн-Бели высотой 657 метров. В той же Турции есть село Челеби, как и в Иране. В Карабахе есть деревня, в которой ткали очень дорогие ковры под названием «Челеби».
А теперь – главное, о шежере. Шежере – это описание своего рода, перечисление предков «от и до». Народная генеалогия.
Конкретно: «Шежере башкир племени Айле». Автор – некто «ничтожный и немощный, порочный и грешный раб Божий» Тадж-ад-дин сын Ялсыгула. Этот человек дает нам знать, что он «с большим старанием изучил исторические книги, почерпнул из них сведения о происхождении своего рода».
Он называет семь книг, которыми пользовался, я выберу только две из них:
3) «Таварих-и Хирмиз имама ал-Челеби».
7) «Таварих-и ал-Челеби» имаме ал-Баави, автора книги «Масабих». (Таварих – это хроника событий, история).
Вы поняли: при упоминании об имаме ал-Челеби у меня гулко-гулко забилось сердце. Вспыхнула надежда.
Далее Тадж-ад-дин начинает перечислять своих предков «до появления Чингиз-хана».
Первый из них – Абд ал-Харис, «основа рода человеческого, сотворен из глины, он – Адам, избранник Аллаха».
От Адама родился Шейс, от Шейса – Ануш и так далее. Всех я, разумеется, перечислять не буду, задержусь только на некоторых.
32. Бякатут был очень обидчивым человеком. Бросив родные места, он отправился в северные страны и пришел к реке Миас. Обосновавшись там, он прожил 90 лет. У него было много сыновей. Старший сын Айле, младше его , Юрми, младше его – Байки, младше его – Ирякта, младше его – Салджут. Все они, сделавшись царями, распространились по сторонам света. От них произошли нынешние народы. Бякатун был в христианской вере. Айле остался на исконной родине своего отца. Царствуя 50 лет, он прожил на реке Миас 99 лет и там умер.
71. Сайдяш стал смелым и жестоким богатырем. Прихватив дочь Каракалпакского хана, бежал к реке Миас. У истока реки Ай есть холм, там был юрт Сайдаш-хана.
80. У Кутлу-Булата два сына: Джианчура и Джиангул. Им не было равных в богатстве и уме. Они обитали в долине Ая.
81. От Джианчуры родился Янтимер. Он обитал в долине реки Ай по течению реки Арша.
От Маметкула родился Ялсыгул-мулла. (Это уже отец автора). Он жил в междуречье рек Ая и Арши в деревне Курмаш-йылга. «На склоне лет он совершил хадж со мной, сыном его Тадж ад-дином». Жили в Астраханском крае. Оттуда направились в Дагестан. Затем в Диарбекир. «В то время мне было 13 лет». Потом сын с отцом расстались. Сын ждал отца 14 лет. Встретились в Стамбуле. Потом они много ездили. Хаджи-Тархан. С караваном пришли в Москву. Потом город Макарья (Нижний Новгород). Потом – Казань. Оттуда – в Троицк, «наняв за сорок рублей ямщиков». В дороге отец умер. Это случилось 26 мая 1200 года хиджры, в год овцы.
Такое шежере. Конечно, «приятно», что в нем упомянуты такие «наши» топонимы, как реки Миас, Ай и Арша. Можно подумать, что в те времена это были такие северные места, куда башкиры уходили, чтобы скрыться и потеряться. Скорей всего, это бассейн Ая. Кстати, в свое время, когда я «путешествовал» по Аршинскому заповеднику, нам попался приточек Арши названием Мисаелга. Нет, не Миаселга. Но, что удивительно, в том же краю обнаружилась гора Миасс, и не одна, а две, Большая и Малая.
К сожалению, сведения об имаме ал-Челеби, на которого ссылается автор шежере, очень скупые. Собственно, только то и сказано, что о нем почти ничего не известно. Правда, попалась короткая справка о судье и писателе Али Челеби, но, наверное, это разные личности.
Людей, отмеченных титулом Челеби – много. Может быть, кто-то их них каким-то образом и оказался у бора Карагай, но у нас мало шансов узнать, кто именно. Предположу, что знаток нашего края известный историк Гаяз Самигулов знает о рассказанном мною шежере, и не только о нем, и потому отказался искать неведомого Челеби в мусульманском мире. Не упоминает о нем и выдающийся башкирский историк Р.Г.Кузеев.
Тем не менее, я, если даст Бог, напишу отдельный очерк о нашем городском боре, который, и в самом деле Челеби.
Михаил Фонотов