Одигитриевский женский монастырь в городе Челябинске
История
22 октября 2015 года Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Кирилла принял решение об открытии Одигитриевского женского монастыря в Челябинске.
С этого момента, после векового забвения, началось возрождение Одигитриевского монастыря, который был крупнейшей, широко известной обителью на Южном Урале.
Открытие в 1862г. первого в Челябинске монастыря благотворно повлияло на развитие города, обитель стала духовным и культурным центром жизни горожан, достопримечательностью города Челябинска.
Челябинский Одигитриевский женский монастырь был расположен на окраине дореволюционного Челябинска. Сегодня же это самый центр города.
В конце 20-х – начале 30-х годов монастырь, располагавшийся в центре города, был стерт с лица земли. Там, где некогда возвышались Одигитриевский и Вознесенский храмы, ныне расположены жилые и административные здания, а в 1938г. построили гостиницу «Южный Урал». Но не ушел Одигитриевский монастырь из памяти людей.
История Челябинского Одигитриевского монастыря началась в середине XIX века. Начало ему положила община, созданная в 1849 году по инициативе крестьянской девицы Анны Полежаевой и утвержденная в феврале 1854 года. Община получила статус монастыря 3 апреля 1862 года, а ее основательница, постриженная под именем Агнии, стала первой настоятельницей.
За время существования монастыря, всего 72 года, сестрами было создано крепкое хозяйство, обитель росла с каждым годом. Перед закрытием монастырь включал в себя:
3 храма (Одигитриевский, Вознесенский, Никольский);
2 часовни с колодцами (Живоносный Источник и во имя пророка Моисея Боговидца);
келейные корпуса;
хозяйственно-административные здания;
церковно-приходскую школу (по праву считавшуюся одной из лучших в епархии);
приют для детей-сирот (на 25 человек);
мастерские: иконописная, золотошвейная, белошвейная, переплетная и др.;
более 1 000Га земли за городом (луга и пахотная земля);
молочная ферма;
скотный двор;
конный двор;
пасека;
фруктовые сады и теплицы;
у монастыря было несколько подворий.
По переписи на 1915г. в обители проживало 350 насельниц.
О духовной значимости монастыря говорят святыни, которые были в нем: в 1881 году с Афона в монастырь была перенесена копия чудотворной иконы Божией Матери «Иверская», в 1902 году митрополит Киевский и Печерский Феогност преподнес в дар обители святые мощи святителя Симеона, мученика Кукши, в 1903 году из Киево-Печерской лавры была доставлена точная копия чудотворной иконы Успения Божией Матери.
С приходом советской власти, монастырь прекратил свою деятельность. 23 марта 1921 года по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре арестовали 240 монахинь и отправили в концлагеря и тюрьмы. В 1926г. храмы закрыли, а в 1927г. с Вознесенской и с Одигитриевской церквей сняли кресты и снесли купола. Позже в 30е гг, храмы разобрали на кирпичи.
В 1997 году было передано епархии единственное, чудом уцелевшее, здание на монастырской Никольской заимке, и в его стенах вновь зазвучала живая молитва. Именно здесь, на своем историческом месте – на территории бывшей монастырской заимки Одигитриевского женского монастыря возобновилась монашеская жизнь.
25 октября 2015 года митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим возвел в сан игумении монахиню Евсевию (Лобанову), настоятельницу возрожденного Челябинского Одигитриевского женского монастыря.
С первых дней существования монашеской общины, сестры ведут работу по сбору архивных материалов и сохранению наследия Одигитриевского монастыря. Очень важно восстановить имена всех почивших и убиенных монахинь обители.
Прихожане приносят в монастырь дореволюционные богослужебные книги, иконы и вещи некогда принадлежавшие монахиням. Так начался сбор экспонатов для будущего музея Одигитриевского монастыря.
На основе найденных архивных материалов проведена государственная экспертиза бывшего монастырского сада, известного под названием «Плодушка». По результатам этой экспертизы 16 июля 2014г. Правительство Челябинской области причислило достопримечательное место «Монастырская заимка. «Плодушка» к объектам культурного наследия регионального значения. Благодаря этому удалось спасти от застройки живописную экологическую зону. По данным исследований Челябинских ученых-ботаников, на территории «Плодушки» сохранилось 64 вида редких для Южного Урала растений.
Продолжая традиции дореволюционного монастыря, сестры открыли иконописную мастерскую и занялись возрождением канонической иконописи. Иконы пишутся по древним церковным канонам и технологиям, которые использовали иконописцы школы Андрея Рублева. Для изготовления икон используются только натуральные материалы, чтобы новая икона, подобно древним образцам, прослужила несколько сот лет.