От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов

Последний хранитель рисунков

Честно говоря, я — небольшой любитель фантастики. Но история эта показалась мне небезынтересной, и потому я решил вам её рассказать.

В одном из городов Челябинской области, что на Южном Урале, живет самый обыкновенный мальчик. Назовем его — Вова. Учится он в обычной средней школе. И этот Вова не особо любил делать уроки, точнее — совсем не любил, из-за этого довольно часто получал низкие отметки. Но случилось так, что в новом учебном году мальчика точно подменили. Он стал отличником! Родители и преподаватели не могли нарадоваться. В чём же была причина всех этих изменений? А вот в чём...

В сентябре месяце на Южном Урале тепло, и нередко сталкиваешься с тем, что люди продолжают ходить в походы, в том числе в горы. А кто не слышал об Уральских горах? Думаю, все слышали. Вот и родители Вовы вместе со своими друзьями решили в выходные поглядеть на местные красоты с вершин гор в районе озера Зюраткуль. Предстоящий поход Вову только обрадовал. Делать уроки ни в субботу, ни в воскресение ему не хотелось. Поэтому в пятницу, после уроков, придя домой, Вова спрятал подальше под стол свой школьный портфель с учебниками, чтобы никто не вспомнил о не выученных уроках. И о них никто не вспомнил.

Утро и день как-то быстро пролетели в дороге, подъёме на гору и установке палаток в лесу. Вроде, даже и вспомнить особо нечего... Скоро уже и темнеть начнет. И Вове захотелось сходить к ручью, который протекал в каких-то ста шагах от их лагеря.

— Мама, можно я за водой схожу?
— У нас она ещё есть.
— Ма-а-а-ло.
— Ну, ладно. Только быстро. Скоро спать.

Мальчик схватил полупустую бутыль для воды и направился в сторону ручья. На лесной тропинке Вова столкнулся с каким-то человеком невысокого роста. Тот был одет в защитный костюм, едва отличимый от оттенков леса. Но лицо... Оно было бледно-серого цвета, а глаза — большие, черные, и без зрачков.

— Здравствуй, — сказал незнакомец, даже не открывая своего маленького рта.

От неожиданности мальчик потерял дар речи.

— Тебе страшно, Вова?
— Вы кто? Откуда знаете, как меня зовут? — пришёл в себя тот.
— Кто я? Да, я не человек. Мы с тобой только внешне немного схожи. А о тебе я всё знаю.
— Вы — инопланетянин?
— Да, хоть почти всю жизнь провел на Земле.
— А что Вы тут делаете?
— Работаю, уже почти десять тысяч лет.
— Сколько? — не поверил Вова.
— Ты удивлён? Мы живем значительно дольше, нежели люди. Для нас 100 лет — что для вас год.
— А кем Вы работаете?
— Кем? Когда я был молод, работал Художником. Потом стал Реставратором. Теперь я лишь Хранитель рисунков, последний Хранитель.
— У Вас есть имя?
— Последнее имя, которое мне дали люди, — Кувазор.
— Как называется Ваша планета?
— Этого я тебе не могу сказать.
— Почему? Это тайна?
— Нет. Просто в языках землян отсутствуют такие звуки.

Хранитель рисунков внимательно посмотрел в глаза мальчику и продолжил:

— Знаю, ты хотел увидеть «Каменного Лося»* с высоты.
— Да, хотел. Но как?
— Могу тебе в этом помочь. Пойдём.

Они вышли на небольшую поляну. Здесь Кувазор остановился и перед собой рукой описал окружность. И, точно в сказке, перед ним появился большой прозрачный пузырь, похожий на перевернутый сферообразный аквариум. Хранитель рисунков надавил на его поверхность, и тот раза в три увеличился в размере. Затем Кувазор знаком пригласил Вову следовать за ним. Пересечение поверхности пузыря оставило впечатление соприкосновения с водой, но тело и одежда при этом остались сухими.

— Будь готов, — предупредил Кувазор, — сейчас исчезнет сила тяжести, и мы взлетим.

Воздушный корабль медленно оторвался от земли и поднялся над лесом. Не успел Вова опомниться, как аппарат уже был над «Каменным Лосем».

— Вот этот геоглиф*, — сказал Хранитель рисунков.
— Где?
— Под нами. Только зарос.
— Плохо видно, лишь ряды камней.
— Да, люди не отличаются хорошим зрением. Нужно учиться сосредотачиваться на объекте, а не бегать по нему глазами. Сейчас я тебе помогу.

Кувазор вытянул руку и из его кисти в сторону геоглифа ударил зелёный луч света. «Каменный Лось» засветился.

— Здорово! — восхитился Вова.
— Хочешь посмотреть другие рисунки?
— А разве ещё есть?
— Если памятник не найден, то это не значит, что его нет. Геоглифов очень много и здесь, и по всей Земле. Их размеры порой огромны.
— Можно посмотреть?
— Хорошо. Сейчас мы поднимемся вон над тем горным хребтом. Он называется Малый Москаль.

Корабль мгновенно туда переместился.

— Что видишь?
— Какой-то серый контур, — пожал плечами Вова.
— Сконцентрируй на нем своё внимание.
— Толи кошка, толи ... Волк!
— Правильно. Теперь взгляни на его лапу.
— Ничего.

Кувазор вновь вытянул вперед руку и лучом поочередно осветил в теле «Волка» несколько более мелких рисунков.

— Вот это да!
— Теперь немного увеличим высоту. Ещё есть?
— Вижу! На «Волка» смотрит большая кобра, а её голова похожа на птицу.
— Всё?
— Нет! Огромная гадюка поднялась за коброй. Только цвет рисунка бледно-зелёный, размытый.
— Что поделаешь..., — вздохнул Кувазор. — Рисунки очень старые. Со временем под внешним воздействием стихий они разрушаются.
— Неужели человек мог создать такие огромные изображения?
— Нет. Это работа моих коллег. Существует огромное количество рисунков во много раз больших размеров, нежели эти. Один слой рисунков накладывается на другой, а тот — на следующий. Для нас не составляет труда различать совмещенные изображения. У человека же зрение устроено иначе.

Кувазор показал мальчику много рисунков. На них были изображены динозавры, киты, акулы, черепахи, змеи, невиданные рыбы и птицы. Порой у одной особи изо рта выглядывала голова другой, а изо рта этой — голова третьей, и так далее. Так изображались пищевые цепочки.

— А зачем Вы рисуете на Земле? — поинтересовался Вова.
— Так мы записываем историю жизни на вашей планете, впрочем, так же как и на других планетах. Поверхность Земли имеет искусственное происхождение. Даже горы — это не нагромождение камней. Это рисунки. Их рассмотреть можно только из космоса. Например, в цепи гор может быть заложена информация о последовательности развития крокодила или кобры от яйца до взрослой особи.

— А крокодилы здесь водились?
— Не веришь? Летим. Их изображения сильно повреждены, но рассмотреть их можно.

Корабль повис близ небольшого города.

— Это Сатка, — пояснил Кувазор. — Но нас интересует не она, а те два близлежащих поселка: Магнитский и Мраморный. Посмотри внимательно: Мраморный стоит на хвосте, а Магнитский — на левом плече рептилии.
— Ага, вижу. Бледно-зеленого цвета. Но это же не крокодил, а варан-многоножка какой-то.
— Да, такие животные водились на Земле ещё каких-то тысячу лет назад. А крокодилы — они рядом, просто рисунки хуже сохранились.

И Хранитель рисунков лучом подсветил изображения рептилий. Когда мальчик всё рассмотрел, Кувазор ему сказал:

— На Большом Нургуше древний художник пытался запечатлеть мой образ в камне. Если хочешь, можем посмотреть.
— Конечно, хочу.

Корабль подлетел к вершине горы и завис.

— Смотри, вот она, «голова Кувазора».

Среди больших бесформенных камней один был значительно крупнее других и напоминал куб. На его ближайшей стороне темнели две глазные впадины и рот, а в центре едва выделялся плоский нос.

— Похож? — спросил Хранитель рисунков.
— Не очень. Какая-то квадратная...
— Но автор старался. Да и инструменты у него были самые примитивные.

Аппарат вновь набрал высоту.

— Что это за параллельные полоски между хребтами гор?
— Это заросшие лесом взлётные полосы. Их ширина около 100 метров, а длина — несколько километров. Когда-то здесь был космодром, — ответил Кувазор. — Ориентирами пилотам космических кораблей служили светящиеся рисунки.
— Ничего себе, космодром!
— Был, — уточнил Хранитель рисунков.
— Мы уже летали в космос?!
— Нет. Это наши постройки. Давай я покажу тебе людей, которые жили на Южном Урале, когда я ещё был молод. Рисунок чуть севернее.

Кувазор изменил курс корабля.

— Вот он. Здесь изображен обряд погребения умершего. Слева — головы богов. Вверху — бог жизни. Его голова напоминает человеческую, лицо — темное, глаза и губы выделены светлым цветом. На голове золотой шлем в виде трёх свисающих в сторону ушей и носа кобр. Внизу — бог смерти. Голова похожа на человеческую, но лицевая часть — светлая, сильно вытянута вперед в районе носа и рта. Её венчает чашеобразная золотая корона. В правой части нарисована лодка, обтянутая расписанным ритуальными рисунками саваном. В верхней части савана сделано отверстие в виде профиля головы человека, украшенной перьями птиц, с длинной курительной трубкой во рту. Через это отверстие видно лицо покойного.
— Это кто, индеец? — широко раскрыл глаза Вова.
— Ты удивлен?
— Не ожидал... А это что за строения с рисунками вокруг и внутри?
— Это древние кладбища с защищающими их изображениями. Прочитать рисунки можно так: «Расхититель, проходи мимо, либо ждёт тебя здесь гибель!»
— Ясно, — кивнул мальчик.
— Тебе знакома картина «Георгий-Победоносец убивает дракона»?
— Да, она даже на монетах чеканится.
— Мы можем взглянуть на похожий рисунок, но куда более древний. Он находится в Южной Америке, в Эквадоре.
— Летим.

Не успел Вова досчитать до пяти, как они уже были на месте.

— Вот это — бухта Сан-Франциско. Этот город называется Муйсне, а тот, вдалеке, — Эль-Сальто. Приглядись: изображение — между городами. Видишь?
— Да, что-то прорисовывается... Какой-то мужик горизонтально держит длинное копьё.
— Посмотри туда, где оно заканчивается.
— А... В пасти у крылатого дракона! Голова у него то ли собачья, то ли мышиная, а тело — как у гусеницы...
— Теперь взгляни выше середины копья.
— Женщина. А на голове у неё круглый кувшин.
— Молодец. Ты делаешь успехи, — похвалил Вову Кувазор. — Здесь, недалеко, в Перу, можно посмотреть трехмерные рисунки — голограммы. Они находятся в пустыне Наска.

Мальчик улыбнулся и кивнул в ответ. Хранитель рисунков направил воздушный корабль в сторону Перу. И вот их глазам предстали пески. Множество блистающих на поверхности пустыни точек, отражая лучи света, формировало над землёй силуэты различных существ. Один силуэт напоминал голову динозавра, другой походил на корову или антилопу, третий — на летучую мышь, четвертый — на какую-то рыбку...

— Что это за звездочки? — спросил Вова.
— Это специальные рисунки, которые позволяют получить трехмерные голограммы.
— А почему не всё четко прорисовывается?
— Угол падения солнечных лучей нарушен.
— Как это «нарушен»? — не понял мальчик.
— Время от времени на Земле происходят катастрофы, приводящие к гибели основной массы живых существ. Одна из катастроф — смещение оси вращения планеты, что напоминает движение останавливающейся юлы. Эти рисунки были сделаны до последнего смещения оси. Кстати, люди принимают такие голограммы за миражи и привидения.
— Значит, Арктика находилась в другом месте?
— Да. Давай посмотрим.

Аппарат поднялся выше и через несколько мгновений завис над Северным полюсом.

— Раньше здесь была саванна, было жарко, водилось много животных. А теперь это царство льда и снегов, — сказал Кувазор.
— А рисунки?
— Рисунки? А ты приглядись. Видишь, там из-под снега, проступает темный силуэт?
— Да. Похоже на бегущего леопарда.
— Нет. Это — гепард. Он отличается длинными ногами, небольшой головой и будто бы горбом за плечами.
— А скоро снова будет катастрофа?
— Твоему и ближайшим поколениям это не грозит. Но потом ..., — Хранитель рисунков покачал головой. — Наши учёные ошибались в своих прогнозах. Люди уже лет на пятьсот отстают в своём развитии. Это может привести к исчезновению их как вида. Я вижу лишь два выхода. Либо люди выравнивают ось вращения Земли, что сложнее. Или нужно осваивать другие планеты. В обоих случаях человек должен хорошо знать своё дело и видеть перспективы его развития, иначе — гибель будущих поколений.

— А как же Вы?
— Я? Сигнал, которого я так долго ждал, и на этот раз не пришёл. Надеяться мне больше не на что. Подходит к концу мой срок на этом свете. Если я не передам людям историю Земли, то работа всей моей жизни, жизни моих предков и коллег может кануть в бездну вселенной, — Кувазор замолчал и задумался. — Передать... Это сделать будет не легко. Для этого мне нужны ученики. Я выбрал тебя. Надеюсь, не ошибся.

— Не сомневайтесь. Я всем расскажу!
— Несмышленыш, — усмехнулся Кувазор, — кто же поверит в твои сказки? Учись. Придет время, и я вернусь за тобой.

— Вова вставай! — потормошила мама за плечо сына. — Пора уже собираться.
— Куда? — недовольно простонал тот.
— Как «куда»? В поход! Мы же сегодня едем на Зюраткуль!
— На Зюраткуль? — от удивления пришёл в себя Вова.
— А ты уже забыл?
— А я где был?
— Спал! — констатировала мама.

Во время завтрака Вова поинтересовался у родителей:

— А какие древние рисунки можно увидеть в национальном парке «Зюраткуль»?
— «Каменного Лося», — ответил папа.
— А ещё?
— Вроде ничего нового пока не нашли, — улыбнулась мама.

Вова вздохнул и продолжил медленно есть овсяную кашу. Поев, он побежал к себе в комнату и включил компьютер. В поисковике набрал: «сделать снимки из космоса». Выбрал нужную программу.

— Челябинская область. Вот он, Зюраткуль. Так, хребет Малый Москаль... «Волк»! «Кобра»! «Гадюка»!

Вову прошиб пот. «Неужели...» Он медленно достал из под стола свой школьный портфель, вынул из него учебники и положил их перед собой. Затем Вова посмотрел в сторону окна и сказал:

— Я понял Вас, Кувазор!

Такие вот приключения. Где правда, а где неправда, в истории о Кувазоре — это решайте сами. Только вот Вова — до сих пор отличник! Да и «голову Кувазора» на горе Большой Нургуш я сам видел...

* «Каменный Лось» — найденный в 2011 г. в национальном парке «Зюраткуль» (Челябинская область) геоглиф, признанный самым древним геоглифом Земли. Он представляет собой гигантское изображение лося диаметром около 275 метров, нанесенное на землю с помощью камней и глины.
* геоглиф — нанесённый на землю рисунок, размером от нескольких метров в длину.


Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования