От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов

Мукомольных дел мастера


Водяная мельница на Ильинской заимке у мыса Каменный Стульчик.

Историческими предшественниками мельниц являются зернотерки, которые состояли из двух камней – большого и малого. На большой камень насыпали зерно и затем растирали его передвижением малого камня по большому. На открытых мною поселениях древних южноуральцев я находил десятки отшлифованных от длительного употребления зернотерок, костяных мотыг, медных и бронзовых серпов. Это свидетельствует о том, что Красноармейский район испокон веков являлся сельскохозяйственным, а первые сельхозпредприятия на его территории сформировались в эпоху бронзового века – примерно 4500 лет назад. Только в начале новой эры люди стали повсеместно использовать для размельчения зерен силу воды и ветра.

С заселением в конце 17 века русскоязычным населением территории современного Красноармейского района возникла потребность в возведении водяных и ветряных мельниц. В 1744 году канцелярия Исетской провинции приняла важное решение «О строительстве мельниц и договорах о земле». На основании данного документа при мельницах появились жилища. О том, что канцелярский указ был незамедлительно принят к исполнению населением Миасской крепости, свидетельствует архивный документ, из которого следует, что уже в следующем 1745 году при половодье Миасса были снесены все только что построенные на берегах реки мельницы.

В середине 1760-х годов при Миасской крепости было пять мельниц-ветряков и одна водяная, которую построил на берегу реки Миасс Степан Пятков. Из архивных источников можно узнать со слов мукомола, что доход от мельницы приносил 10 рублей в год, из которых отчисления в казну в виде налога составляли один рубль (десятина). В списках первопоселенцев Миасской крепости за 1739-1740 годы упоминается имя главы семьи и отца мельника: Степан Михайлов сын Пятков 60 лет; у него сын Степан – 20 лет. По всей видимости, последний и построил мельницу спустя 25 лет. Во время пугачевского восстания была сожжена часть мельниц, стоявших на реке Миасс выше и ниже Челябинской крепости. Тогда отряды повстанцев добрались до крепости Калмацкий Брод (Бродокалмак). Некоторые мельницы впоследствии так и не были восстановлены. Из архивных источников известно, что в 1792 году мельница на реке Миасс (6 верст восточнее деревни Прохоровой по правой стороне на ключе) принадлежала отставному коллежскому секретарю Филиппу Портнягину (современная деревня Федоровка – примечание автора).

Водяная мельница – это гидротехническое сооружение, использующее поступающую на водяное колесо энергию воды, в отличие от ветряной мельницы, использующей энергию ветра. Водяные мельницы давали более качественный помол зерна, чем ветряные мельницы. Преимущество водяной мельницы также заключалось в том, что она работала круглый год и в любой мороз. Останавливалась мельница только на две недели весной на период ледохода. В 18 веке весь урожай зерновых на Руси перерабатывался в муку исключительно на водяных и ветряных мельницах. Одна мельница обеспечивала мукой 2-3 небольшие деревни (1000 человек). Расчеты с мельником за помол традиционно производились зерном – платили долю от одной десятой до одной трети с каждого мешка зерна, в зависимости от условий договора. Мельников на Руси побаивались, подозревая в связи с водяным, (если мельница ветряная – в сговоре с лешим), но уважали. Как и многие другие ремесла, мельничное дело передавалось по наследству от отца к сыну. Мастер плотин должен был по шуму речного потока определить режим работы водяного колеса, скорость вращения жерновов и уровень воды в реке.

Производительность мельниц зависела от размера жернова и скорости вращения. Жернова отливались размером от 50 до 120 сантиметров. На маловодных реках (как Миасс и Теча) ставился не большой бегун и вращался он в пределах 60 оборотов в минуту. Так постав мог размалывать от 16 до 64 килограммов в час. Рабочее помещение мельниц было двухэтажным. Наверху находился лоток для закладки зерна. Внизу – ларь для муки и ступы с пестами для дробления зерна на крупу. Рядом с ларем лежали совки для засыпки муки. На мельницах имелись водомеры, а в плотине специальные заслонки для регулирования напора воды.

На реках с крутыми берегами ставились мельницы с запрудами и подачей воды на колесо с верху (верхний бой). На широких реках, возле низких берегов, наоборот, строились мельницы с нижним боем и колесом, размещенным к воде не вертикально, а горизонтально. В таком случае мельница стояла в стороне, а вода подводилась к колесу по деревянному желобу. Вполне возможно, что такая мельница стояла в станице Миасской на берегу реки возле дома краеведа В.К. Егорова (улица Солнечная), поскольку там я замечал следы разрушенного строения в виде остатков добротного каменного фундамента. В старину, чтобы избежать самопроизвольного возгорания, возникающего от трения деревянных частей мельничного механизма, мельники их смазывали свиным салом. Куски сала висели на мельнице повсюду.

На Руси существовали мельницы разных форм собственности: мирские (принадлежали общине), казенные (государственные), монастырские, барские и частные. Водяные мельницы под силу было построить только крепкому домохозяину или нескольким крестьянам вскладчину. Поэтому водяные мельницы, как правило, были частными. Причем, в качестве мельника на них работал сам хозяин и его родственники. Очередь – постоянное скопление народа у мельницы – делало ее коммуникативным центром местности, а предприимчивый хозяин мельницы располагался близко к вершине деревенской иерархии. В то же время работа на мельнице таила реальную опасность. Сводки о несчастных случаях в губернских ведомостях регулярно отражают гибель мукомолов под водяными колесами или от ударов крыльев ветряной мельницы. На Урале в дореволюционное время по причине слабой освоенности территорий дороги часто шли через мельничную плотину. Пруд и плотина оживляли сельский пейзаж. Народные зодчие уделяли внимание внешнему облику этих хозяйственных сооружений, силуэт которых играл немалую роль в ансамбле поселений. Это выражалось в совершенстве пропорций, изяществе плотницких работ, в резьбе на столбах и балконах.

Высота падения (уклон от истока до устья) реки Миасс составляет 508 метров и реки Теча, соответственно, - 146 метров. Поэтому, вполне естественно, что люди использовали течение реки при возведении водяных мельниц. В 1908 году в Челябинском уезде работало 34 мельницы. Пшеничное мукомолие было сосредоточено по рекам Миасс и Исеть. Развитию мукомолия способствовал челябинский тарифный перелом, предусматривающий восьмикопеечную надбавку на пуд зерна, вывозимого отсюда в Европейскую Россию. Благодаря этой надбавке занятие мукомольным промыслом стало очень выгодным.

В дореволюционной России было около 250 тысяч ветряных мельниц. Их общая мощность составляла около одного миллиона лошадиных сил. С развитием в 19 веке паровых машин использование в первую очередь ветряных мельниц стало постепенно сокращаться, а затем и гидросиловые установки вытеснились паровыми двигателями. Последние водяные мельницы на реке Миасс в деревенских глубинках прекратили существование в середине прошлого века.

Вот как описывает житель села Русская Теча В.А. Игнатьев принцип работы водяной мельницы: «Река в этом месте разделялась на два рукава, образуя остров. На одном рукаве ее и была расположена мельница, а на другом рукаве устроена плотина для поднятия горизонта воды. Излишняя вода шла верху, образуя водопад. Вода падала примерно с высоты 3-4 метра, шириною в 6-7 сажен» (12-14 метров). В своих воспоминаниях краевед также упоминает об общественной мельнице на окраине деревни Баканова. Мельниками работали люди по найму, которые были обязаны производить помол муки бакановцам на льготных условиях. По всей видимости, по этой причине мельница прекратила свое существование из-за убыточности. В деревне Черепанова мельница принадлежала семейству кержаков (раскольников, староверов) Мизгиревых и была закрыта в 1930-х годах. В деревне Панова мельницу ликвидировали после того, как в половодье снесло плотину, а саму деревню перенесли в другое место, создав новый поселок – Усольцево.

В списке населенных мест Оренбургской губернии за 1901 год по Челябинскому уезду Миасского станичного юрту говорится о наличии в станице двух водяных мельницах при четырех поставах. Постава – это пара мельничных жерновов, нижний из которых лежит неподвижно, а верхний вращается на нем, размалывая зерно. Таким образом, мельница о четырех поставах – это мельница с 4 парами жерновов, приводящимися в движение силой воды при помощи водяных колес.

До революции 1917 года мельницы (водяные или ветряные) на территории современного Красноармейского района существовали в любом населенном пункте, за исключением небольших хуторов или заимок. Сегодня только старожилы могут указать их прежнее местонахождение. По данным статистической ведомости от 3 января 1874 года о деревне Пятково говорится, что «Никакие промыслы в селении не развиты, нет мельниц, заводов». Но уже в «Списке населенных мест Челябинского уезда» за 1916 год мельницы числятся в деревнях Пятково и Устьянцево. В прошлом году пятковские старожилы показали мне местонахождение мельницы на реке Миасс, которая была разрушена за ненадобностью в 1962 году. А старожилы села Устьянцево рассказали мне о существовании мельницы напротив Белой горы, с вершины которой можно заметить лежащие на мелководье реки массивные каменные жернова. В 1928-1932 годах в России в деревнях началась массовая коллективизация. Среди раскулаченных было много владельцев мельниц, мастеров своего дела. Из хозяйств выгребли почти все зерно, молоть стало нечего, и бесхозные мельницы повсеместно начали постепенно разрушаться.


Развалины строений Ильинской заимки Ильинской водяной мельницы.

Бывшее месторасположение водяных мельниц легко определить исходя из топографии местности. К примеру, на месте нахождения так называемого Огненного камня в Нижнепетропавловке я обратил внимание на то, что данная местность – единственная во всем селе, идеально соответствующая рельефным условиям возникновения водяной мельницы и сооружения плотины. Ниже по течению Течи русло реки расширяется и переходит в широкую пойменную низменность, исключающую техническую возможность для постройки дамбы или отвода воды. Мельница могла быть и ветряной, поскольку стояла на продуваемом со всех сторон возвышенном мысу. На береговой террасе сохранились следы каменной кладки от фундамента строений, возможно, самой мельницы и хозяйственных сооружений. Геолог С.В. Колисниченко высказал предположение о том, что поселенцы Нижнепетропавловки могли притащить каменную глыбу (Огненный камень) на берег реки с последующим измельчением кварцита для приготовления жерновов. После дробления кварцит помещали для крепости в бетон, из которого отливали жернова для мельницы.

Краевед О.Н. Бородулина из села Лобаново Катайского района Курганской области поделилась со мной архивной информацией о том, что в окрестностях Нижнепетропавловки до революции 1917 года стояла мельница, принадлежавшая купцу Чеснокову. В простонародье мельницу называли – Еремеевской, по отчеству хозяина. Мельница была расположена у высокой горы. Усадьба и мельница находились на низком берегу среди полей и были отгорожены от них пряслом. Здесь всегда стояло много телег с зерном для помола. Стая собак окружала подъезжавших к мельнице. С высокой горы был прорыт спуск к мельнице для подъезжавших телег со стороны тракта. У Петра Еремеевича Чеснокова была мечта поставить турбину на мельницу, и он осуществил задуманное незадолго перед тем, как его собственность национализировали в годы Советской власти. Чесноков в середине 20-х годов прошлого века настойчиво просил власти вернуть ему в собственность мельницу, но получил отказ и покончил с собой – застрелился. В своем завещании он просил односельчан поставить на его могиле турбину, и последняя просьба покойного была исполнена селянами. Восемь лет назад О.Н. Бородулина случайно повстречалась в Челябинской областной библиотеке со старушкой (Божий одуванчик), которая была родом из раскулаченной семьи Чесноковых, проживавших в Нижнепетропавловке. Дед ее был упомянутым мельником, а дом семьи Чесноковых стоял рядом с церковью по правую сторону от моста.

Бывшая Ильинская заимка находилась в трех километрах западнее села Миасского и выше по течению реки в живописной пойменной долине. Напротив, заимки на противоположном берегу Миасса возвышается 30–ти метровый скальный утес с отвесным северным склоном, известным как Миасское городище (Каменный Стульчик). Именно на этом мысу 3500 лет назад появились первые мукомолы данной местности. Такой вывод мною сделан на основании примитивной каменной зернотерки, которую я нашел 15 лет назад на поселении эпохи бронзового века (Отдана мною на хранение в археологические фонды ЮУрГУ)

Ильинская мельница представляла из себя деревянное двухэтажное здание. Измельченная мука по воспоминаниям старожилов шла по оцинкованным трубам со второго на первый этаж, где селяне подставляли мешки, взвешивали полученную муку и рассчитывались за предоставленную услугу по помолу зерна. В здании стоял шум от грохота сеялок - листов для разделения зерна на фракции. Отруби (отходы от помола) шли отдельно на корм курам и скоту. На мельнице имелось большое количество запасных жерновов, один из которых до сих пор лежит в траве у обочины дороги неподалеку от бывшей заимки. Дорога к мельнице шла в обход Каменного Лога. Зимой селяне предпочитали добираться к заимке по застывшей реке. После того как в середине 60-х годов мельница сгорела от пожара (взорвалась мучная пыль от брошенного по неосторожности окурка) заимка была заброшена. С тех пор жители окрестных деревень стали возить зерно для помола на электрическую мельницу в с. Бродокалмак. Когда я с В.К.Егоровым в 1977 году посетил Миасское Городище, противоположный берег уже полностью зарос кустарником и высокой травой, которые скрывали признаки бывшего поселения. В настоящее время на месте заимки можно увидеть только остатки фундаментов бывших строений, а сосновые насаждения в начале 70-х годов прошлого века превратили сегодня пологий берег в труднопроходимую чащобу. Тишину и покой труднодоступной местности в настоящее время нарушают разве что любители – рыболовы (глубина реки выше мельницы достигает трех метров) и одинокие кладоискатели с современными приборами для поиска благородного металла, которые в местах некогда бойкой торговли извлекают из земли многочисленные старинные монеты.


Доктор исторических наук А.Д.Таиров осматривает мельничный жернов в селе Попово.

По свидетельству старожила В.Ф. Стародубцева одна из последних водяных мельниц райцентра находилась на берегу южной протоки реки Миасс у западной оконечности острова Улутуп в районе бывшего молочного завода. В настоящее время данная протока полностью пересохла, но еще в 80-х годах прошлого века мне приходилось переходить ее по навесному деревянному мостику. Исходя из топографии местности данная территория станицы наиболее соответствовала возведению дамбы для отвода речного потока под водяную мельницу при минимальном вложении денежных средств и задействования трудоемкого физического труда.

Основным элементом перетирных мельниц является жернов. О находках тяжеловесных жерновов мне неоднократно рассказывали жители с. Бродокалмак (конец 19 – начало 20 века – 10 водяных мельниц) и с. Теренкуль (одна мельница, упоминание 1928 года). В архивных документах я обнаружил упоминание от 1923 года о мельнице в поселке Петровском (по всей видимости, - ветряная). В пойменной долине реки Миасс я также периодически замечаю огромные каменные круги, обозначающие бывшее местонахождение водяных мельниц. А лежащие у стены Митрофановской церкви в с. Попово жернова свидетельствуют о недавнем существовании на берегу живописного пруда ветряной мельницы, как феномена культурного ландшафта. Условная реконструкция ветряной мельницы располагается на базе отдыха «Уральская заимка» в селе Тирикуль (улица Береговая, 24). Это единственная копия миниатюрной мельницы, которую можно сегодня увидеть на территории Красноармейского района.

Искатели. В поисках неизведанного.

Добыча золота на реке Миасс

По своей протяженности река Миасс самая длинная в Челябинской области. Ее длина составляет 658 километров. В реку впадает 27 притоков длиной более 10 километров. Впервые золото в долине Миасса было обнаружено в 1797 году в районе современного города Миасс. В первой половине 19-го века вся долина реки здесь превратилась в огромный золотой промысел. В данной местности разрабатывались 54 рудника и 23 золотые россыпи. Именно здесь был найден один из самых больших самородков на Урале – «Большой треугольник» весом 36 килограммов 16 граммов.

Золотой полосой в Челябинске называет две тектонические впадины. Одна из них тянется по западным берегам озер Первое, Смолино и Сенеглазово. Вторая расположена поблизости от поселка Саргазы и простирается на 2 километра до Градского прииска. Золото здесь стали добывать в 1843 году. Силами вятских старателей были заложены первые шурфы и пробиты шахты. Месторождение оказалось вполне пригодным и получило название Градский прииск. К 1900 году здесь насчитывалось девять приисков. Добыча золота велась несколько десятилетий. Однако, с увеличением объемов производства, запасы золотоносной руды стали стремительно сокращаться и к началу 20-го века прииск оказался полностью выработан. В 1905 году между Градским прииском и Моховичками было открыто Воскресенское месторождение золота. Золота в самородках практически не встречалось, а руда была бедной: около 10 граммов золота на тонну руды. Лишь редкие залежи кустового золота давали высокое содержание – до 500 граммов на тонну руды. В период Первой мировой войны по причине ухудшение экономической и политической ситуации, шахты всех приисков Шершневской золотой полосы были закрыты, а добыча золота практически прекращена. Во времена Советского Союза про эти шахты вспомнили в 1935 году, возобновив там добычу золота в 1940 году. В год с шахт получали не более 50 килограммов драгоценного металла. По причине низкой рентабельности производства в 1950-х годах рудники ликвидировали.

Ближайшие к Красноармейскому району штольни для добычи золота находятся в окрестностях села Большое Баландино и расположены на склоне Золотой горы. На стенах штолен можно заметить кварцевые жилы, в которых и встречалось золото. Здесь же на берегу реки Миасс находятся выходы застывшей вулканической лавы – верный признак наличия золотоносной руды. В 1930-х годах экспедицией Челябинского краеведческого музея ниже по течению реки, а именно в береговом песке речки, справа впадающей в Миасс у деревни Федоровка, также было обнаружено золото. В школьные годы я постоянно любовался камнем с вкраплением крупинки золота, который лежал на витрине в кабинете географии. Данный образец полвека назад был подобран краеведом В.К. Егоровым на берегу Миасса в окрестностях деревни Ильинка. Впоследствии камень был похищен учеником. Старожилы бывшей деревни Актюбинска рассказывали мне, что их прадеды в дореволюционные времена привозили из ближайшей каменоломни булыжники с вкраплениями золотоносной породы, которую отделяли путем дробления. Данный кустарный способ не был механизированным и представлял тяжелый физический труд. Существует большая вероятность обнаружения золотых песчинок на Крутой речке при ее впадении в Миасс. В километре от устья Крутой речки находятся выходы порфирита – застывшей вулканической лавы. В русле самой Крутой речки я также неоднократно замечал кварцевую структуру камней, сопутствующую для золота породу. Вполне возможно, что за десятки тысячелетий бурный поток воды размывал порфирит и выносил золотые крупицы ниже по течению.


Золотоносный ручей в окрестностях деревни Федоровка


Однажды я встретил нерадивого золотоискателя на реке Миасс в окрестностях деревни Сафоново. Стоя по колено в воде мужчина (по его словам – чисто ради интереса) промывал в пластмассовом тазике для белья крупную речную гальку. Как следствие – результат на наличие золотоносного песка был отрицательным. Я посоветовал старателю переместиться на 150 метров вверх по течению, где река делала крутой изгиб. Будучи тяжелым металлом, золото оседает в определенных местах, но только не в прямом русле реки. Помимо этой подсказки я посоветовал мужчине не тратить даром время на промывку речной гальки, а углубиться лопатой на 30-40 сантиметров до глиняного основания дна. Так как золото является тяжелым металлом, то его крупицы в воде проходят через камни как нож сквозь масло и оседают в глине. Также я рекомендовал старателю заменить пластмассовый тазик без рифлей (желобков, канавок) на деревянный лоток. Дерево лучше держит металл за счет шероховатости и годовых колец древесины. А круглый таз без всяких шероховатостей в руках неопытного старателя не улавливает мелкое золото. В данном случае при доводке работает только бортик в несколько сантиметров высотой, через который очень легко упустить шлихи и золото. По окончании ликбеза я показал старателю рукой на крупные подводные камни, под которыми золотой песок будет стопроцентно, если он вообще присутствует в реке в данной местности. В прямом русле реки подобные камни служат в качестве естественных уловителей золотоносных частиц.

Искатели. В поисках неизведанного.

Чудь. Погребенные заживо

На Урале, в Сибири и даже на Алтае во множестве преданий говорится о том, что когда-то в этих местах проживал древний народ под названием «чудь». Когда в упомянутые регионы пришли христиане, чудь заживо похоронила себя в землю. Согласно легенде, «Чудь выкопали ямы, поставили столбы, накрыли их крышами и поверх крыш насыпали землю с камнями. После этого они подрубили столбы и заживо похоронили себя со своими сокровищами». Чудь – собирательное название ряда финно-угорских племен и народов. Присвоение нарицательного имени «чудь» аборигенам велось с освоением и завоеванием русскоязычным населением территорий в восточном направлении в 9-16 веках. Чудью эти племена были названы за их не понятные языческие обычаи и ритуалы. Самым распространенным сюжетом про чудь являлось самоубийство путем самозахоронения. В действительности это связано с тысячелетними погребальными традициями финно-угорских племен.

Чудь хоронили своих покойников в ямах рядами. Часто коллективные могильники насчитывали десятки и сотни расположенных могил. В окрестностях села Миасского на могильнике в устье Крутой речки в период 1968-1969 годов в ходе археологических раскопок учениками Миасской средней школы под руководством Свердловских ученых было вскрыто 83 погребения эпохи бронзового века (примерно 3500 лет). Умерших сородичей помещали не в гробы или деревянные колоды, а в опущенные прямо в могильные ямы срубы с перекрытиями поверх из бревен. В ходе раскопок в ямах были зафиксированы углубления в земле, - следы столбовых ям, державших бревна перекрытия. Хорошо сохранилась деревянная обкладка могильных ям, причем углы срубов носили характер обычной избяной кладки углов. Срубная культура бронзового века и получила название от погребений, совершенных в деревянных срубах, которые опускали в могилы, перекрывая курганными насыпями. Данные срубы были приняты русскоязычным населением за жилища, в которых себя погребли заживо аборигены региона. Рядом с покойниками были обнаружены предметы домашнего быта, украшения и заупокойная пища в глиняных сосудах. Местонахождение погребений на Крутой речке древними южноуральцами отмечалось каменными глыбами, что также соответствует легенде. В древности существовала высокая смертность в младенческом и подростковом возрасте, поэтому на могильниках археологи выявляют большое количество детских захоронений. По причине обнаружения многочисленных скелетов, не соответствовавших размерам взрослого человека, пришлое население Урала и Сибири считало чудь карликами.

Причиной возникновения легенд об ушедших под землю чудских племен стало массовое разграбление древних курганов русскоязычным населением в целях наживы. В дореволюционные времена были раскопаны несколько курганов на территории Миасской станицы, в окрестностях Севостьяново, Ачликуля и Адищево. В 1909 году раскопки курганов местным населением на Южном Урале приняли такой массовый характер, что бывшая императорская Археологическая комиссия поручила челябинскому археологу Н.К. Минко произвести раскопки под Челябинском, чтобы предупредить хищнические раскопки селянами.

Пять лет назад я сделал запрос в государственный архив Оренбургской области с просьбой предоставить копии анкетных ответов учителей сельской местности Оренбургской губернии 1899 года по вопросу: имеются ли на их территории курганы и другие археологические памятники. В сообщениях есть ответы, касающиеся территории современного Красноармейского района. Учителя поселков Баландино, Севостьяново и Миасской станицы в графе анкеты «нет ли в народе каких либо преданий об этих курганах и кем они были насыпаны» единодушно приписали чудь к возведению могильников. Более подробные сведения в анкете предоставлены личным Почетным гражданином Миасской станицы Потаповым: «Жил когда-то на этой местности народ, называвшиеся «чудаками» или «чудь», не знавший Бога. Когда явилась звезда при рождении Иисуса Христа, они поняли, что их Богу пришел конец и почему-то решили похоронить себя живыми в заранее приготовленных ямах. Другое предание говорит, что чудь эта стала зарывать себя в то время, когда начали появляться в этой местности русские». Таким образом, не понятные погребальные обычаи финно-угров и богатая фантазия русскоязычного населения явились причинами возникновения многочисленных легенд об ушедших под землю аборигенах Урала, Сибири и Алтая.

На снимках археологические раскопки могильника на Крутой речке учениками Миасской средней школы в 1969 году.

Искатели. В поисках неизведанного.

Тайны церковных подземелий

По следам легенды

Традиции многих религиозных культов требовали строительства подземелий. Христианство, как религия гонимых, начиналась в мрачной тесноте катакомб. В народной среде труд создания церковных подземелий считался одним из наиболее угодных Богу, при котором можно было очиститься от множества грехов. Прокладывать подземные ходы к храму было традиционным в практике русского церковного строительства. Вплоть до середины 19 века при закладке новой церкви мастеровые предусматривали подземные ходы, по которым, в случае крайней необходимости, можно было покинуть здание. Этим можно объяснить большое количество легенд о потайных ходах из церквей. Как правило, подземная галерея начиналась из подвала здания церкви. Зачастую, в период смуты, расположенные под церквями подземелья использовались как хранилище храмовых ценностей (иконы, книги). Секретами подземелий всегда владели немногие посвященные. Эти секреты передавались устно и в глубокой тайне. В архивах не встречаются документы о подземных сооружениях, так как обычно подземные тоннели не заносились в реестры недвижимого имущества. Преднамеренная секретность и отсутствие письменных источников способствовали утрате правдивой информации о точном месторасположении подземных ходов. А человеческая память слаба, она теряет достоверные факты, перенося их из поколения в поколение.


В.И. Юрин и В.В. Гирник осматривают земляной провал у церкви с. Нижнепетропавловское в 2015 и 2020 годах.

Обвал и просадка грунта позволяют сделать подземные ходы видимыми. В исследовательском плане любопытен земляной провал неподалеку от церкви Святых Апостолов Петра и Павла в селе Нижнепетропавловское. Впервые тогда еще небольшую земляную полость я и В.И. Юрин осмотрели в 2015 году. Владимир Иванович выдвинул предположение, что образовавшийся провал является следами семейного склепа или подземного хода, ведущего от здания церкви к близлежащему дому священника. Со временем провал расширился и в нем сегодня заметны следы кирпичной кладки.

Старожилы села неоднократно рассказывали мне о наличии тайного подземного хода, некогда связывавшего церковь с особняком священника. В пользу этой версии свидетельствуют явные очертания просадки грунта, широкой полосой тянувшиеся с южной стороны храма, что доказывало версию о наличии обширных подземных коммуникаций. В 2021 году я познакомился с человеком по имени Владимир (фамилию просил не указывать), который четверть века назад жил в бывшем поповском доме у церкви и как очевидец минувших событий поведал мне достоверную информацию. Со слов старожила Нижнепетропавловки я узнал о существовании обширного погреба под домом священника, состоявшего из двух больших помещений и маленькой комнатки, непосредственно при входе в погреб. Именно в ней брал начало подземный тоннель, ведущий к храму. Подземная коммуникация частично обрушилась и дверной проем в нее залили бетоном во избежание несчастных случаев. Ход в подземелье находится прямо под крыльцом дома. В настоящее время добротное строение дореволюционной постройки пустует, и уже несколько лет дом выставлен на продажу. По этой причине мне не представляется возможным осмотреть погреб и произвести его фотофиксацию.


А.Д. Таиров осматривает земляной провал у церкви с. Нижнепетропавловское в 2019 году.

Владимир рассказал мне о глубоком провале грунта у садового забора поповского дома, в котором обнажились следы кирпичной кладки стен подземного хода. В провале были видны следы подземных коммуникаций в виде обширных комнат. Впоследствии провал был засыпан землей. На углу дома стояла надгробная плита, обозначавшая собою могилу священника. В доме от старого хозяина сохранились фотографии с первозданным видом полуразрушенной сегодня церкви. Бывший житель села также рассказал мне о находке играющими в храме детьми свитков старинных рукописей. Произошло это событие в начале 90-х годов прошлого века. Тогда дети не придали значения уникальной находке, и рукописи были ими частично уничтожены и потеряны. Другой старожил села С.Г. Ваторопин подтвердил мне данную информацию. Со слов Сергея Геннадьевича детвора тогда бегала по селу с найденными бумагами. Рукописи были найдены вездесущими и любопытными детьми в глубокой нише стены под куполом храма.

Примерно в тоже время в старинном храме был найден закрытый ларец. Обнаружил его где-то на верхних ярусах церкви мужчина, известный в селе по прозвищу «Однорукий». В свое время он излазал весь храм вдоль и поперек. Сразу после обнаружения ларца мужчина похвастался находкой, стоящим у водонапорной колонки дальнобойщикам, и таинственная вещь в закрытом виде была отдана водителю КАМАЗа за пачку дефицитных в то время сигарет «Родопи». Остается только догадываться о содержимом ларца и не прогадал ли поисковик в совершившемся обмене.

Среди старожилов села Бродокалмак существует поверье о наличии многочисленных разветвленных подземелий, которые связывали Прокопьевскую церковь с окрестными каменными домами священнослужителей. Возможно, на один из таких тоннелей в 1908 году наткнулись строители при углублении котлована под фундамент главного корпуса средней школы. Спустя полвека там же в ходе производства земляных работ был обнаружен семейный склеп церковного священника. По воспоминаниям старожилов села Сугояк часть утвари и ценные оклады икон церкви Ильи Пророка набожные жители в 20-е годы прошлого столетия спрятали в подвалах храма и в погребе добротного поповского дома, расположенного через дорогу напротив культового объекта. Там они и лежат по настоящее время. Опять же по легендам, существовал подземный ход от церкви к дому, который давно обрушился.

Старожилы села Беликуль неоднократно уверяли меня в том, что их прадеды рассказывали о наличии подземной галереи, ведущей от Богородицкой церкви в сторону близлежащего озера и выходящей потайной дверью в береговом обрыве водоема. Скорее всего, данная легенда обусловлена обширными складскими помещениями, находящимися под основанием церкви. В Шадринском государственном архиве в «Першинской летописи» М.П. Бирюкова за 1917 год говорится, что под Беликульским храмом располагаются обширные склады, в которых состоятельные мужики хранят сундуки с ценным имуществом. Тщательному исследованию подвальных коммуникаций церкви мешает полутораметровый слой мусора, состоящего из битого кирпича и навоза.


Село Нижнепетропавловское в 1977 году. Справа у тополя дом священника .

В 1949 году подтвердилась легенда о существовании подземной системы сообщений между двумя церковными помещениями в селе Миасском, которая связывала церковь святого Ильи Пророка и дом священника. Это выяснилось при проведении земляных работ в парке отдыха, когда в траншее обнаружился облицованный кирпичом сводчатый коридор шириной около полутора метров (источник информации В.К. Егоров). В ходе моего наблюдения в 2013 году за строительством напротив церкви 5-этажного жилого дома ни одна из вдавливаемых техникой в котлован железобетонных опор не провалилась в подземную полость на месте предполагаемого существования подземного хода. Но, учитывая приличное расстояние между опорами, возможно, что строители разминулись и просто не попали сваями в подземную коммуникацию.

Владеющие методом биолокации исследователи тайн прошлого нанесли на схему и оконтурили по моей просьбе предполагаемые, на их взгляд, очертания многочисленных подземных ходов вокруг нескольких старинных церквей. Я сильно сомневаюсь в правдивости полученных данных, и проверить их достоверность пока не представляется возможным. Поэтому необходимо всегда присутствовать при производстве любых земляных работ около старинных храмов, в надежде получить наглядное подтверждение многочисленным легендам.

Искатели. В поисках неизведанного.

Часовня как культовый объект

КирдыКирды

В Библии ясно говорится о том, что существуют людские духовные потребности, которые никогда не исчезают, даже если не удовлетворяются самые насущные телесные потребности в еде и крове: «Не одним хлебом будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». В современном обществе как в старые добрые времена опять возникло стремление к Богослужению, а существование реальных духовных потребностей обусловило необходимость возведения культовых объектов. Старые религиозные святыни наших предков в виде величественных каменных церквей находятся в полуразрушенном и аварийном состоянии, что практически исключает возможность их восстановления. Поэтому население умирающих деревень, с немногочисленными христианскими общинами, исходя из финансовых соображений, прибегает сегодня к возведению менее затратных в денежном выражении культовых объектов в виде строительства небольших часовен. Поддерживая стремление односельчан к возрождению духовных традиций, главы многих сельских поселений просят меня на основании архивных источников восстановить названия разрушенных в годы Советской власти местных часовен и, по возможности, установить их бывшее месторасположение.


Сугояк

Сохранение национально-культурных и религиозно-духовных традиций – стратегическая задача и вопрос безопасности страны. Моральный уровень россиян неуклонно падает. Единственный способ решить проблему – воспитывать подрастающее поколение в духе традиционной культуры, а не рыночной. Знание детьми культурного кода своего народа, каковым является религия, дает родителям определенную гарантию от нравственного распада личности и распущенности нравов в малолетнем возрасте.

Согласно данным переписи населения Миасской крепости в конце 1739 года в поселении значилось 64 семьи (в том числе четверо одиночек). Населения обоего пола всех возрастов было 284 человека (из них мужского пола 167 человек и женского - 117). Вполне естественно, что возникла необходимость в возведении церкви, с существованием которой было связано решение многих насущных дел – крещение новорожденных, отпевание умерших, венчание и так далее. Но возведение даже деревянной церкви было делом кропотливым и трудоемким.

Поэтому наиболее вероятно, что на первых порах поселенцы Миасской крепости ограничились возведением небольшой деревянной часовни, которая стояла на месте настоящего каменного храма. Часовня – это простейшее выражение храма, от него она отличается меньшими размерами и отсутствием алтаря, есть лишь иконы, место для установки свечей и лампад. Эти культовые постройки были предназначены для богослужения без литургии. Иконы в часовнях располагались на полках у восточной или боковой стены. И это главная черта, которая характеризует часовню. Предназначались такие молельные домики для молитв, которые читаются в течение дня, так называемых «часов». Именно отсюда часовня и получила свое название. Часовни занимали свою нишу в общественной системе церковного строительства. Они являлись первыми культовыми сооружениями в строящихся русских поселениях. Поселения не всегда являлись стабильными, поэтому сразу строить церковь, как правило, не решались. Кроме того, требовалось время для того, чтобы обжиться на новом месте, наладить быт и хозяйство, накопить капитал для церковного обеспечения и содержания притча. Часовня же позволяла прихожанам на первых порах удовлетворять религиозные потребности: совершать общественные моления, приглашать «перехожего» священника и так далее. После того как поселение сформировалось, определялся состав религиозной общины, верующие приступали к строительству церкви. Этим и объясняется временной разрыв между появлением часовни и строительством церкви.

Зачастую прихожане приглашали священника ближайшей церкви для совершения праздничной службы в часовне, и он вычитывал все церковные службы, кроме литургий, - утрени, часы, вечерни, повечерия. Традиционно и сами прихожане по благословению священника вычитывали церковные службы. Часовни имели свои названия и при постройке церкви сохраняли свое прежнее название. Древняя система религиозных верований на Руси постепенно трансформировалась, но «пантеон» святых и традиции оставались неизменными на протяжении веков. Основными святыми у уральских крестьян были: Николай Чудотворец, Илья Пророк, Георгий, Флор и Лавр и другие. Часовни играли роль общественного центра любого поселения, где проходили мирские сходы и моления.

 
Русская Теча

Часовни в старину возводились в качестве первоначального ядра культурно-духовного центра. Для будущего храмового комплекса, таким образом, также зарезервировали территорию. Выбор земельных участков производился с учетом обеспечения доминантной роли храма в формировании окружающей застройки с повышенным рельефом, ориентированным по осям магистральных дорог. Часовни на Руси являлись отражением религиозной истинной народной души. В их примитивной и наивной архитектуре, схожей с архитектурой рубленых изб, проявляется вся искренность народного восприятия христианства. Старинные часовни далеки от грандиозности и величия официальных православных храмов. И это не случайно: дело не только в небольших затратах и скором времени на строительство часовен. Часовня являлась тем местом, где православный человек мог остаться наедине с Богом. Самые простые часовни на Руси представляли собой столпы с иконкой (столп – устаревшее слово, то же, что столб). На сооружение такой часовни уходило не более одного светового дня. Часовни-столпы (высота 2 - 3 метра, площадь 50 х 50 см) имели значение освящения выбранного места. Когда освящают избу, ставят крест на стенах, освящая планируемое строительство поселения, часовни - столпы ставили на околице. Поэтому просто не мысленно, что на месте современного каменного храма первопоселенцы и солдаты гарнизона Миасской крепости в первые же дни не возвели, по крайней мере, – часовенный столп для удовлетворения своих духовных потребностей.

За два года до основания Миасской крепости, 10 июня 1734 года последовало определение Синода старые часовни оставить «в прежнем состоянии», а новые не строить. Запрет также касался восстановления ветхих или сгоревших часовен. В глазах представителей власти часовни ассоциировались с приходской автономией, а совершаемые в них обряды менее всего поддавались контролю. Этот мотив предопределил исключительно сложное, по большей части отрицательное отношение духовной и светской власти к возведению часовен и связанной с ними обрядности. Но запрет на строительство часовен неоднозначно воспринимался епископатом. С одной стороны, архиереи должны были исполнять решение Синода, с другой – поддерживать прихожан в их религиозных чувствах, стремлением иметь если не церковь, то хотя бы часовню. Тобольский митрополит Арсений Мацеевич, вопреки всем указам, продолжал выдавать разрешение на строительство часовен. Иркутские архиереи просто закрывали глаза на продолжившееся часовенное строительство, оставляя его вне официальной документации. Если же о возведении часовен становилось известно, то всю вину перекладывали на прихожан. Именно по этой причине наличие деревянной часовни при Миасской крепости не могло быть отражено в письменных источниках. Снятие запрета на строительство часовен последовало лишь в 19 веке.

Типичную картину для Сибири времен основания Миасской крепости дает донесение одного из заказчиков тобольской митрополии Ф. Знаменского за 1744 год: «Чесовни вновь строят самовольно, но токмо креста вверху не водружают, а имеюще их молитвенные храмы в разные празднества празднуют, а при других чесовнях и мертвых погребают, у которых чесовен збирастца денежная казна своим самовольством, а не вашим архипастырским благоволением. А начпаче выборные старосты при оных чесовнях сами собою зборную казну изнуряют».

Таким образом, несмотря на все запретительные меры правительства, строительство часовен в Урало-Сибирском регионе продолжалось в течение всего 18 века. Но официального учета со стороны епархиальных властей не велось, они просто мирились с этим фактом. Официальная «легализация» часовен как культовых сооружений произошла в 19 веке. Церкви, как правило, и за редким исключением, возводились непосредственно на месте бывших часовен. Поэтому я с большой долей вероятности могу предположить, что часовня Миасской крепости располагалась на месте впоследствии официально возведенной церкви святого Ильи Пророка. К тому же часовни на Руси всегда возводились на границе деревни и погоста. Указанное мною место абсолютно соответствует действительности, так как храм стоял на северной окраине Миасской крепости и в непосредственной близости от первого деревенского кладбища.

 
Тирикуль

По церковному канону в часовне, поскольку здесь отсутствует алтарь, не могли совершаться таинства. Но на Урале, Севере и в Сибири это правило нарушалось. В часовне крестили новорожденных и отпевали умерших. В более редких случаях происходило венчание, о чем свидетельствует Указ Святейшего Синода от 18 августа 1769 года о разрешении венчания в часовне. Таким образом, присутствие деревянной часовни при Миасской крепости в период 1736-1740 годов являлось обязательным условием до получения благословенной грамоты от епархиальных властей на постройку более обширного помещения – церкви. Скорее всего, бревна разобранной часовни были употреблены при строительстве церкви, что позволило священнику А. Невзорову говорить об их 120 – летней давности (относящейся именно к 1736 году).

А теперь задумаемся над вопросом, - можно ли считать часовню прообразом и правопреемником церкви? Помимо того, что оба сооружения являются культовыми объектами и их объединяет духовное начало, существует юридическая идентификация мест для Богослужения. По официальному статусу православные храмы могут быть архиерейскими соборами, дворцовыми, приходскими, монастырскими, усыпальницами (всего 26 наименований) и в том числе – часовнями. Проще говоря, - часовня относится к разновидности христианских сооружений (храмов). Для наглядности приведу православную классификацию интересующих нас культовых сооружений на Руси:

Разновидности христианских сооружений (храмов) русской православной церкви:

Часовня: престол - отсутствует; купола - один.
Церковь: престол - один; купола - один или два.
Храм: престол - два и более; купола - три и более.

Таким образом, в процессе поэтапного строительства часовня, церковь и храм де-юре являются единым связывающим и правопреемственным культовым объектом, также как Миасская крепость, впоследствии - станица и село, - являются ни чем иным как населенным пунктом (принцип наращивания матрешки). При разной классификации вышеупомянутых объектов по истечении определенного периода времени их предназначение не теряет смыслового выражения, а название при этом остается прежним.

Помимо религиозных убеждений, одной из важнейших предпосылок возведения часовни при Миасской крепости именно в 1736 году является этнографическая особенность большинства первопоселенцев, которая включает в себя характерность и индивидуальность говора, обычаев, народных традиций и хозяйственно-бытового уклада. Материалы переписи 1739 года дают нам возможность выяснить этот вопрос. По своему происхождению большинство первопоселенцев Миасской крепости являлись уроженцами Европейской России. Из общего числа 64 человек – глав – семейств к таким относилось 45 человек, остальные 19 являлись уроженцами местных Зауральских слобод. Из анализа книжных записей устанавливается, что 45 первопоселенцев крепости происходили родом из следующих мест:

1. Из уездов Вологодского, Тотемского и Велико-Устюжского бывшей Архангелогородской губернии – 21 человек.
2. Из других уездов Архангелогородской губернии – 5 человек.
3. Из Вятской провинции бывшей Казанской губернии – 2 человека.
4. Из Кунгурского уезда бывшей Казанской губернии – 5 человек.
5. Из других уездов Казанской губернии – 5 человек.
6. Из Нижегородской губернии – 3 человека.
7 – 10. По одному человеку из следующих мест: Уфимской провинции, вотчины Строгановых,
г. Ярославля и г. Яика – 4 человека.

 
Актюба

Как видим, большинство первопоселенцев происходило родом из северных областей России, где строительство часовен (в том числе – часовен – столпов или Поклонных Крестов) в силу природных условий являлось традиционным и обязательным условием при закладке любого поселения. Недостаток церквей, отдаленность от них приходских селений, плохие пути сообщения (бездорожье, леса, озера и болота) – все это вызвало появление в 17 – 18 веках, так называемых часовенных приходов, характерных именно для северных регионов России, в частности – Архангелогородской губернии. В данном случае часовни можно рассматривать как первую ступень к образованию церковных приходов.

Вполне естественно, что первопоселенцы Миасской крепости в стремлении к национальной самобытности и преемственности мастеровых обязаны были возвести в 1736 году как минимум часовню или Поклонный Крест, которые не могли отличаться оригинальностью постройки (относительно архитектурной формы часовен и Поклонных Крестов никаких официальных указов никогда не было). Самим же часовням часто предшествовали или существовали в качестве их заменителей, так называемые Поклонные или обетные кресты - самые крошечные культовые постройки начала 18 века. Вполне возможно, что поселенцы Миасской крепости ограничились возведением именно Поклонного Креста. Часовни и церкви всегда устраивались на месте, где раньше стоял крест. Причины устройства крестов полностью совпадают с причинами возведения часовни. Любопытно, что именно на территории бывшей Архангелогородской губернии сохранившихся деревянных построек больше, чем где бы то ни было в России. В виду набожности и традиционной обрядности возведение часовни или Поклонного Креста для поселенцев было таким же обязательным и непременным условием как несение караульной службы военным гарнизоном Миасской крепости.

С большей долей уверенности я могу сделать предположение о том, что в 1736 году Дом Божий в Миасской крепости представлял Поклонный Крест. Такие кресты являлись предшественниками часовен, особенно сродни они часовням-столпам. По обыкновению кресты служили заместителями часовен, церквей и храмов. Поначалу ставили крест, потом на его месте воздвигали часовню или церковь. Установка таких крестов была особым ритуалом, к которому люди подходили со всей серьезностью, ответственностью и почтением. Поселенцы собирались для совершения этого обряда, приносили с собой горсть земли и бросали ее на место будущего подножия креста, обозначая тем самым небольшое возвышение. Крест для православного человека – символ святости и чистоты. Люди считали, что установив Поклонный Крест они тем самым уберегают себя от скверны, нечисти и разбойников. Поклонные Кресты устанавливались в знак благовения перед Богом. Православные Поклонные Кресты в основном изготавливались из дерева. Конфигурация такого изделия как нельзя лучше соответствует реальному, на котором распяли Иисуса. Вот почему оно является не только знамением, но и образом Христова креста. Памятные (обетные) кресты устанавливались в благодарность Богу о каком-нибудь знаменательном событии, например, - закладке крепости. Такие сооружения устанавливались, чтобы люди могли вознести благодарственную молитву Богу. Русская традиция одарила Поклонные Кресты своеобразной «крышей», состоящей из двух планок. Иногда они оснащались киотом, содержащим икону, лампаду или свечу изнутри. При установке Поклонного Креста ориентировались на стороны света: плоская часть креста обращалась на восток, а приподнятый конец перекладины – на север.


Тирикуль

Кресты ставили не только святые подвижники, но и люди низкого сословия, вплоть до крепостных крестьян. Отношение к крестам у людей было благовейным и они воспринимались как знак Божиего присутствия здесь, в данной местности, как напоминание о вере. Возле крестов люди собирались и устраивали молебны. Поклонный Крест являлся духовной защитой даже от невидимых врагов. На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на севере (в той же Архангелогородской губернии, уроженцами которой являлось большинство поселенцев Миасской крепости), потому что русские люди, осваивая северные пространства, боролись не только с природными условиями, но и с языческой культурой народов Севера. Именно там происходила война религиозных символов – кресты воздвигались на месте уничтоженных идолов.

В классификации культовых сооружений часовни и Поклонные Кресты стоят на самых нижних ступенях иерархической структуры. Топография часовен совпадает с топографией Поклонных Крестов. Общими свойствами этих культовых объектов является их рубежность. Часовни и кресты располагались на границах, разделяющих человеческое пространство (деревню) и поведение от нечеловеческого (лес). Таким образом, локализация часовен и крестов подразумевала охрану (стражу) духовно-нравственных устоев крестьянского мира.

В «Списках населенных мест Оренбургской губернии за 1901 год Миасского станичного юрта» записано, что «Поселок Миасский имеет четыре деревянных и две каменных часовни». Практика возведения часовен сохранилась по настоящее время. За последние 10 лет на территории Красноармейского района часовни построены в селе Русская Теча (освящена в честь Николая Чудотворца), в селе Сугояк (освящена в честь Серафима Саровского), в селе Тирикуль (освящена в честь Симеона Верхотурского) и в селе Кирды (освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы), Актюбинская часовня (не достроена). Также планируется возведение деревянных часовен в селе Сафоново и селе Сычево. Некоторые часовни являются приходскими (временно использующиеся приходом взамен церкви) и построены на пожертвования селян, а другие возведены по обету индивидуально частными лицами за счет собственных средств.

Я полагаю, что Поклонный Крест в Миасской крепости был поставлен 2 августа 1736 года в день святого Пророка Ильи, на следующий день после закладки фортификационных сооружений, обозначив собою месторасположение будущей церкви. Как вариант – помимо устройства Поклонного Креста, первопоселенцы на Руси помечали камнем то место, где находилось основание будущей церкви. Впоследствии данный камень являлся закладным в построенном храме. Тем самым первопоселенцы на Руси словно подтверждали и давали клятву (обет) Богу в серьезности своих намерений в предстоящей постройке храма. Согласно христианским канонам, на месте возведенной церкви первоначально устанавливался закладной камень, и только после его освящения начиналось строительство. Причем храм возводился таким образом, чтобы закладной камень оказывался в самом центре алтарной части. Иногда зодчие специально придавали закладному камню вид и размеры, которые в точности соответствовали главной святыне любого храма – престолу. Интересные сведения о закладном камне первой деревянной церкви Пророка Ильи в Миасской крепости мы находим в архивных источниках священника А. Невзорова, который повествует: «Храм сей разобран в 1856 году… Место храма хорошо обозначено до ныне каменным памятником, который поставлен на месте св. Престола, потому оно, вероятно, все заключено в нынешней каменной ограде второго храма».

В период 2012 – 2013 годов в ходе производства строительных работ у южной стороны здания церкви я неоднократно обращал внимание на громадный булыжник в земляных отвалах. Только по истечении времени я осознал, что причудливый на вид камень мог являться закладным первозданной деревянной церкви Ильи Пророка, вынесенным из алтарной части храма в 1932 году в ходе перепланировки здания под ремонтно-строительную мастерскую в годы Советской власти. Примечательно, что строители могли выбросить за ненадобностью закладной камень на свалку истории только у южной стены церкви, так как с трех других сторон храма находились уже облагороженные территории.

В материале «Миасская станица – хроника лет» челябинский краевед А.Г. Любимов приводит любопытные факты: «А какой зарок дал Богу и себе прапорщик Оренбургского полка – Зилов, но видно человек был со способностями, в 1740 году он написал на холсте икону Ильи Пророка, после постройки храма она была оставлена там». К сожалению, Андрей Григорьевич на мой вопрос не смог вспомнить источник информации материала, который он цитирует в своей публикации. Сохранившиеся до наших дней архивные документы относительно Миасской крепости и церкви святого Пророка Ильи весьма скудны и я никогда ранее не встречал упоминания о данном событии. Но если этот исторический факт соответствует действительности, то мы можем сделать предположение о том, что еще до постройки церкви имеющийся при Миасской крепости некий культовый объект для Богослужения (часовня, часовня-столп или Поклонный Крест) уже был назван в честь святого Пророка Ильи, которому прапорщик Зилов посвятил свой рисунок на холсте. Выражаясь словами народной мудрости, - в данном случае «яйцо появилось после курицы» и изображение на холсте было посвящено конкретному и уже имеющемуся культовому строению, а не планируемому в перспективе. То есть – самое первое место для богослужения при Миасской крепости в период 1736 – 1740 годов было отнюдь не безымянным. И после возведения церкви название невзрачного на вид культового объекта по наследству перешло более величественному храму. Исходя из религиозных соображений и возводя 2 августа в день святого Пророка Ильи 1736 года (на следующий день после основания Миасской крепости) некий культовый объект на территории современного храма, первопоселенцы тем самым без промедления во времени отдавали себя и планируемое место застройки поселения под покровительство Бога. По своей сущности для наших предков данная православная святыня являлась крайней необходимостью и играла более значимую роль защиты первопоселенцев, нежели бастионы самой Миасской крепости. Ведь что может быть необходимее в христианской жизни как не восстановление духовной связи и общения с Богом на месте нового поселения?

Поклонные кресты устанавливались на месте закладки города или крепости, - это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благоволения на начало строительства. После установления Поклонный Крест выступал для первопоселенцев в качестве временной христианской церкви и являлся местом для мирского богослужения. Богослужение мирским чином – это христианское богослужение, совершаемое в отсутствии священника. По форме представляет собой собрание верующих с чтением молитв, пением христианских гимнов и чтением Священного Писания. Такие богослужения проводят сами миряне. Богослужение мирским чином на Руси вынужденно практиковалось в удаленных от церкви деревнях или новых поселениях, где верующие собирались в неформальные молитвенные места, составляя службу, как могли. Как правило, мирские службы проводились под открытым небом у Поклонных Крестов. Церковные каноны указывают на необходимость богослужения мирским чином в экстремальных ситуациях. Практикование мирских служб повышало уровень дисциплины прихожан в отсутствие священнослужителя и церкви. Проведение служб мирским чином помогало сохранить свою веру и связь с церковью, помнить и почитать православные праздники и дни святых. По указаниям Богослужебного Устава, за неимением священника, церковные Богослужения могли совершать миряне-псаломщики в порядке вычитывания и выпевания положенных Уставом псалмов и канонов.

Дом Божий однозначно де-факто существовал в Миасской крепости с 1736 года, а юридический статус обрел в процессе освящения построенной церкви в 1743 году. Также как возраст любого ребенка определяется с минуты рождения (а не его крещения), так и дату основания церкви святого Пророка Ильи нужно принимать за 1736 год. Первый, врытый в землю деревянный кол будущих фортификационных сооружений Миасской крепости, дал рождение современному райцентру. Соответственно и первый, пусть невзрачный и убогий на вид культовый объект в 1736 году определил впоследствии закладку деревянной церкви, а затем уже каменного храма во имя святого Пророка Ильи.

Перечень уничтоженных в годы советской власти часовен
дореволюционной постройки, расположенных на
территории современного красноармейского района

1. Станица Миасская. Каменная часовня на кладбище в честь Духа Святого, построена на средства казака Туголукова в 1869 году. Две деревянные – на выезде в Челябинск и Пивкино в честь Вознесения Господня и во имя апостолов Петра и Павла. К 1896 году было уже шесть часовен – две каменные и две деревянные.
2. Поселок Боровое – во имя Савватия, Соловецкого чудотворца.
3. Поселок Шибаново – во имя успения Пресвятой Богородицы.
4. Поселок Канашево – каменная часовня, построенная на средства жителей.
5. Село Беликуль – часовня на кладбище в честь всех святых, построенная в 1874 году крестьянином Павлом Никифоровичем Горностаевым.
6. Деревня Шуранкуль – часовня во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца.
7. Деревня Кошкуль – деревянная часовня во имя Архистратига Божия Михаила (ветхая и маловместительная).
8. Село Бродокалмак – каменная часовня в честь всех святых (содержалась за счет церкви).
9. Поселок Заманиха – каменная часовня в честь Вознесения Господня.
10. Поселок Осолодка – деревянная часовня во имя Тихона Амафунтского (освящена в 1875 году).
11. Поселок Черкасово – часовня во имя Иконы Иверской Божией Матери (построена 13 ноября 1873 году).
12. Поселок Дударевский – молельный дом Елисеевский.
13. Поселок Сафоново – деревянная часовня во имя святого Пророка Ильи (сведения за 1911 год).
14. Выселок Шибановский – деревянная часовня (сведения за 1911 год).
15. Деревня Севостьяново – часовня во имя Серафима Саровского.
16. Деревня Ханжино – деревянная часовня в честь Казанской Иконы Божией Матери (построена в 1896 году).
17. Деревня Кирдинская – каменная часовня.
18. Село Русская Теча – деревянная часовня на приходском кладбище во имя великомученика Георгия (построена в 1837 году)
19. Деревня Бакланово – часовня во имя великомученика Димитрия Салунского.
20. Деревня Паново – часовня во имя мученицы Параскевы.
21. Деревня Тирикульская – деревянная часовня во имя святой Параскевы.
22. Деревня Карпино – деревянная часовня во имя бессеребреников Косьмы и Дамиана (построена в 1890 году).
23. Деревня Каткульская – часовня во имя Димитрия Салунского (построена в 1899 году).
24. Деревня Тавранкуль – деревянная часовня (ветхая). Существовала до возведения церкви.
25. Поселок Флоро-Лавровский – деревянная часовня (кладбищенская) в честь святых мучеников Флора и Лавра.
26. Выселок Чистовский – часовня построена в 1909 году на средства священника Смирнова в честь Чудотворца Николай Мирликийского.
27. Деревня Потапова – деревянная часовня во имя Архистратига Божия Михаила (построена в 1896 году).
28. Деревня Феклино – каменная часовня в честь Казанской Иконы Божией Матери (построена в 1873 году)
29. Деревня Никитина – деревянная часовня.
30. Поселок Худяковский-1 – деревянная часовня во имя Апостола Иоанна Богослова.
31. Деревня Медведева (с 1807 года - выселок Сычевский) деревянная часовня.
32. Деревня Сугояк – почерневшая от времени часовенка из сосновых бревен, покрытая тесом и с деревянным крестом на коньке.
33. Поселок Петровский. Деревянная часовня.
34. Деревня Шаболтак – деревянная часовня во имя Святого Василия Великого (построена в 1886 году).
35. Село Алабуга – деревянная часовня во имя святого Александра Невского на приходском кладбище (построена в 1899 году).
36. Выселок Пашнино-1, деревянная часовня, прочная, (построена 18 июля 1871 года) в честь Владимирской Иконы Божией Матери.
37. Деревня Актюбинка. Деревянная часовня.

ПРИМЕЧАНИЕ: В подавляющем большинстве часовни содержались за счет общественных сборов и благотворительности. В небольших по численности выселках и заимках, по всей видимости, поселенцами воздвигались Поклонные кресты в качестве культового объекта для ежедневного Богослужения.

Искатели. В поисках неизведанного.

Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования