От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов

Богоявленский мужской монастырь г. Челябинска

DSCF4328-конкурс.jpg

История

Мужское монашеское братство возникло при храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» города Челябинска в 2015 году. Возглавил его деятельность настоятель храма игумен Афанасий (Фархудинов). 4 мая 2017 года Священный Синод учредил в Челябинске Богоявленский мужской монастырь. Его настоятелем было определено быть игумену Афанасию (Фархудинову). 7 мая 2017 года он получил игуменский жезл из рук правящего архиерея, митрополита Челябинского и Миасского Никодима. Богослужение в обители совершается ежедневно. Идет строительство братского корпуса, ведется активная социальная работа с бездомными.

Монастырский вестник

Одигитриевский женский монастырь в городе Челябинске

История

22 октября 2015 года Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Кирилла принял решение об открытии Одигитриевского женского монастыря в Челябинске.

С этого момента, после векового забвения, началось возрождение Одигитриевского монастыря, который был крупнейшей, широко известной обителью на Южном Урале.

Открытие в 1862г. первого в Челябинске монастыря благотворно повлияло на развитие города, обитель стала духовным и культурным центром жизни горожан, достопримечательностью города Челябинска.

Челябинский Одигитриевский женский монастырь был расположен на окраине дореволюционного Челябинска. Сегодня же это самый центр города.

В конце 20-х – начале 30-х годов монастырь, располагавшийся в центре города, был стерт с лица земли. Там, где некогда возвышались Одигитриевский и Вознесенский храмы, ныне расположены жилые и административные здания, а в 1938г. построили гостиницу «Южный Урал». Но не ушел Одигитриевский монастырь из памяти людей.

История Челябинского Одигитриевского монастыря началась в середине XIX века. Начало ему положила община, созданная в 1849 году по инициативе крестьянской девицы Анны Полежаевой и утвержденная в феврале 1854 года. Община получила статус монастыря 3 апреля 1862 года, а ее основательница, постриженная под именем Агнии, стала первой настоятельницей.

За время существования монастыря, всего 72 года, сестрами было создано крепкое хозяйство, обитель росла с каждым годом. Перед закрытием монастырь включал в себя:

3 храма (Одигитриевский, Вознесенский, Никольский);
2 часовни с колодцами (Живоносный Источник и во имя пророка Моисея Боговидца);
келейные корпуса;
хозяйственно-административные здания;
церковно-приходскую школу (по праву считавшуюся одной из лучших в епархии);
приют для детей-сирот (на 25 человек);
мастерские: иконописная, золотошвейная, белошвейная, переплетная и др.;
более 1 000Га земли за городом (луга и пахотная земля);
молочная ферма;
скотный двор;
конный двор;
пасека;
фруктовые сады и теплицы;
у монастыря было несколько подворий.

По переписи на 1915г. в обители проживало 350 насельниц.

О духовной значимости монастыря говорят святыни, которые были в нем: в 1881 году с Афона в монастырь была перенесена копия чудотворной иконы Божией Матери «Иверская», в 1902 году митрополит Киевский и Печерский Феогност преподнес в дар обители святые мощи святителя Симеона, мученика Кукши, в 1903 году из Киево-Печерской лавры была доставлена точная копия чудотворной иконы Успения Божией Матери.

С приходом советской власти, монастырь прекратил свою деятельность. 23 марта 1921 года по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре арестовали 240 монахинь и отправили в концлагеря и тюрьмы. В 1926г. храмы закрыли, а в 1927г. с Вознесенской и с Одигитриевской церквей сняли кресты и снесли купола. Позже в 30е гг, храмы разобрали на кирпичи.

В 1997 году было передано епархии единственное, чудом уцелевшее, здание на монастырской Никольской заимке, и в его стенах вновь зазвучала живая молитва. Именно здесь, на своем историческом месте – на территории бывшей монастырской заимки Одигитриевского женского монастыря возобновилась монашеская жизнь.

25 октября 2015 года митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим возвел в сан игумении монахиню Евсевию (Лобанову), настоятельницу возрожденного Челябинского Одигитриевского женского монастыря.

С первых дней существования монашеской общины, сестры ведут работу по сбору архивных материалов и сохранению наследия Одигитриевского монастыря. Очень важно восстановить имена всех почивших и убиенных монахинь обители.

Прихожане приносят в монастырь дореволюционные богослужебные книги, иконы и вещи некогда принадлежавшие монахиням. Так начался сбор экспонатов для будущего музея Одигитриевского монастыря.

На основе найденных архивных материалов проведена государственная экспертиза бывшего монастырского сада, известного под названием «Плодушка». По результатам этой экспертизы 16 июля 2014г. Правительство Челябинской области причислило достопримечательное место «Монастырская заимка. «Плодушка» к объектам культурного наследия регионального значения. Благодаря этому удалось спасти от застройки живописную экологическую зону. По данным исследований Челябинских ученых-ботаников, на территории «Плодушки» сохранилось 64 вида редких для Южного Урала растений.

Продолжая традиции дореволюционного монастыря, сестры открыли иконописную мастерскую и занялись возрождением канонической иконописи. Иконы пишутся по древним церковным канонам и технологиям, которые использовали иконописцы школы Андрея Рублева. Для изготовления икон используются только натуральные материалы, чтобы новая икона, подобно древним образцам, прослужила несколько сот лет.

Монастырский вестник

Женский монастырь в честь праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны в селе Кизильское

История

В 1994 году в с. Кизильском был воздвигнут великолепный трехпрестольный православный храм. 9 октября 1994 г., в день памяти Ап. Иоанна Богослова, Владыка Георгий совершил чин освящения храма.

Главный придел храма был освящен в честь праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны, имя которых носил и замечательный белокаменный храм в станице Кизильской, разрушенный богоборцами в 50-х годах XX столетия. Два других придела были освящены в честь Покрова Пресвятой Богородицы и пророка Илии.

В канун празднования 2000-летия Рождества Христова, в истории Кизильского Православия совершились судьбоносные перемены. 1 апреля 1999 г., Священный Синод заседавший под председательством Патриарха Алексия II, в ответ на прошение Митрополита Челябинского и Златоустовского Иова, постановил: «Благословить открытие Свято-Покровского женского монастыря в с. Кзильском, Челябинской области».

Первой настоятельницей монастыря стала монахиня Иоанна (Смолкина), насельница Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря. Монастырь просуществовал до 24 апреля 2000 г. В 2004 г. монашеская жизнь в Свято-Покровской обители возродилась.

21 апреля по благословению Митрополита Иова исполняющей обязанности настоятельницы монастыря была назначена монахиня Феодора (Подоплелова). Приняв монашеский постриг в Уфимской епархии и несшая послушание при Свято-Троицком храме г. Белорецка мать Феодора была приведена в пределы Челябинской епархии, чтобы продолжить дело своей предшественницы, монахини Иоанны. Вместе с ней из Белорецка в Кизильский монастырь прибыли и первые послушницы, некоторые из которых впоследствии приняли здесь монашеский постриг.

17 августа 2004 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви монахиня Феодора была утверждена в должности настоятельницы монастыря, а сам монастырь переименован в праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны.

1 июля 2008 г. в день празднования иконы Боголюбской Божией Матери, в монастырском храме были произнесены первые монашеские обеты.

 

Монастырский вестник

Свято-Николаевский мужской монастырь близ села Кадымцево

История

«Мысль об основании близ города Троицка мужского монастыря принадлежала Троицкому мещанину Евсевию Васильевичу Слепых, «коим для означенной цели, при содействии Троицкого мещанина Ивана Михайловича Петрякова, было пожертвовано в 20 верстах от города Троицка по Челябинскому тракту 44 десятины земли, на принятие которых и последовало Высочайшее соизволение Государя Императора Николая II Александровича в 15 день апреля 1911 года». 18 декабря 1908 года открыт скит, наименованный по желанию жертвователя «Николаевским». Указом Святейшего Синода от 1.8.1913 за № 6128, Николаевский скит был утвержден самостоятельным мужским общежительным монастырем «с таким числом братии, какое монастырь может содержать на свои средства». Храм в честь Святителя Николая чудотворца построен в 1910 году тщанием иеромонаха Евгения и крестьян Никиты Повелко и Петра Глущенко и освящен 26 ноября 1910 года по благословению Преосвященнейшего епископа Феодосия».

Кроме храма и молитвенного дома на территории монастыря находились четыре келейных корпуса. В 1912 году был сооружен странноприимный полукаменный двухэтажный дом, а позже 3 амбара. Основу благосостояния монастыря составляли земельные угодья, жертвованные различными лицами. Монастырские угодья составляли 478,5 га. «На 1916 год в монастыре проживало: отец-настоятель, 3 иеромонаха, 17 послушников, т.е. всего 21 человек. Особенностью монастыря было то, что службы проходили по Афонскому чину, а все священнослужители и братия монастыря служили безвозмездно».

С приходом советской власти, в 1924 году, Свято-Никольский монастырь закрыли. Хотя, по некоторым данным, в 1926 в скиту еще совершался монашеский постриг. Документы о запрещении монашеской жизни в обители пока не обнаружены. Известно, что в сентябре 1929 года президиум Увельского райисполкома Челябинской области принял решение об изъятии монастырского имущества.
Осенью 2003 года, по благословению митрополита Челябинского Иова, участок, где располагался Николаевский мужской монастырь, был передан Троицкому Свято-Казанскому женскому монастырю для устройства на этом месте скита.

Возрождению монашеской жизни послужило решение о создании мужской монашеской общины, которая, по благословению правящего епископа Троицкого и Южноуральского Григория, была организована в 2014 году.

16 апреля 2016 года, решением Священного Синода Русской Православной Церкви (Журнал 31) в Троицкой Епархии открыт Свято — Николаевский мужской монастырь. Наместником обители назначен игумен Амвросий Лутовинов.
27 декабря 2016 г., Священным Синодом (журнал № 130) утвержден в должности священноархимандрита Николаевского мужского монастыря близ с. Кадымцево Троицкого р-на Челябинской области епископ Троицкий и Южноуральский (ныне митрополит Челябинский и Миасский) Григорий.

 

Монастырский вестник

Свято-Казанский женский монастырь города Троицка

История основания женского монастыря в г. Троицке началась с устройства небольшой общины при кладбищенской церкви в 1851 году. Первые насельницы – 28 сестер из Чебаркульской крепости во главе со вдовою казака И. Щапина в конце 1851 года по разрешению городской думы перешли на жительство в г. Троицк и поселились на кладбищенской земле. В 1852 году каменная часовня была обращена в церковь честь Казанской иконы Божией Матери, которая освящена в 1853 году.

28 августа 1865 года по определению Святого Синода община была переименована в Казанский нештатный монастырь с дозволением иметь такое число монахинь, какое монастырь может содержать на свой счет без пособия от казны. Первая настоятельница монастыря монахиня Магдалина возведена в сан игуменьи.

При монастыре в 1896 году в память коронования императора Николая II было построено каменное здание церковно-приходской школы. В Троицкой обители имелись свои мастерские: иконописная, золотошвейная и художественная.

За время существования монастыря при нем было открыто четыре церкви – три каменные и одна деревянная на монастырском хуторе. Старейшая из них – церковь во имя Казанской иконы Божией Матери – поступила в монастырское владение при зарождении общины, в 1851 году.

Церковь в честь Преображения Господня была заложена в 1863 году. Освящена 1 октября 1870 года.

Церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» сооружена на средства благотворителей при игуменье Магдалине в 1879 году. В 1903 году перестроена из однопрестольной в трехпрестольную и стала именоваться Казанской. Главный престол освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, северный - в честь Святителя Николая, южный – в честь иконы Богородицы «Живоносный Источник».

Деревянная церковь с колокольней во имя Илии-пророка находилась на монастырском хуторе, в 14 верстах от города. Освящена в 1888 году.
В советское время – начиная с 20-х годов прошлого века - церкви монастыря были закрыты и разрушены.

Здание храма Преображения Господня , который был закрыт в 1927 году, долгие годы использовалось как спортзал. Церковь в четь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» была разобрана на кирпич около 1949 года. Часовня в честь иконы Божией Матери «Троеручица» закрыта в 1930 году, в здании располагался хлебный магазин, затем магазин уцененных товаров и автозапчастей. В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время церковные здания принадлежали летному, а затем авиатехническому училищу.

Передача имущества Троицкому Свято – Казанскому женскому монастырю началась в 1991 году. В Троицкий городской совет народных депутатов было направлено прошение «О передаче здания храма Преображения Господня православной общине Дмитриевского прихода». Храм Преображения был единственным монастырским храмом, уцелевшим до нашего времени. Начались работы по его восстановлению.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 11июля 1993 года был заслушан Рапорт Преосвященного Епископа Челябинского и Златоустовского Георгия об открытии в епархии Свято – Казанского женского монастыря в г. Троицке для возрождения в нем монашеской жизни и утверждении монахини Ксении (Кадомцевой) настоятельницей обители с возложением наперсного креста.

В настоящее время настоятельницей обители является игумения Анания (Постникова), прибывшая на Южный Урал вместе с казначей монастыря монахиней Варсонофией из Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря, где они подвизались несколько десятков лет.

На месте часовни в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник» на территории монастыря летом 2003 года была заложена часовня/

Основные занятия сестер – молитва и труд. Казначея занимается экономикой и делопроизводством монастыря, следит за строительством, заботится о монастырской иконной лавке. Сестры убираются в храме, обслуживают гостиницу, пекут просфоры и хлеб, трудятся в иконной лавке, на кухне, в трапезной, в огороде, в саду. Несколько насельниц обучаются на Богословских курсах в Институте дистанционного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Монахини старшего возраста читают Псалтирь, поминают всех, просящих молитв в обители, принимают участие в посильных послушаниях.

Монстырский вестник

Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования