Алабуга
Как писал Вячеслав Лютов, Теченские и Бродокалмацкие места заселялись быстро — плодородные земли и сенокосные угодья решали дело, да к тому же под военной казачьей защитой. Казачьи и крестьянские дворы росли повсеместно, что даже становилось тесновато. Вовремя подошло разрешение обустраивать заимки и переселяться туда целыми семьями. Этим в 1750 году воспользовались два жителя Беликульской деревни Никифор Комельков и Терентий Брюханов, написавшие прошение в Исетскую канцелярию — мол, «имеют де они в той Беликульской деревне исстари жительство и весьма де облюдели, и пашенных земель весьма стало быть скудно; а есть де той же Теченской слободы в чертежу озеро, называемое Алабугой; и около де его пашенные земли и сенные покосы имеются свободные; и просят чтобы их... из той Беликульской деревни уволить для поселения на помянутое озеро Алабугу...».
Наиболее ранние сведения о числе дворов и жителей в Алабуге, относятся к 1765 году. В ней тогда было 24 двора с населением в 211 человек. В 1795 году, когда Алабуге было 45 лет, в ней насчитывалось 32 двора с числом жителей 459 человек. Ко времени 100-летия Алабугского поселения в 1850 году в ней было 85 дворов с населением 874 человек.
Алабуга — очень красивое, хотя и неглубокое озеро; оно словно укутано березовыми лесами, поросло черемухой и ивой. Главное богатство озера — окунь. От него, собственно, и пошло само название. Дословный перевод слова «Ала-буга» — «пестрый бык». Именно так называли окуня татары.
В конце ХХ века на центральной улице села построили весьма основательный мост через маленький ручей — протоку Безымянную, которая впадает в озеро. Безымянный ручей разделил село исторически. Как пишет В.В. Поздеев, заселение Алабуги началось с той её части, которая именуется — «Закурья»: земли здесь были богатые, да и берег повыше. Лишь через столетие деревня в своем строительстве «перешла за речку». В 1781 году по речке прошел и административный карандаш: на одном берегу числилась Алабужская волость Челябинского уезда, на другом — Теченская волость уезда Далматовского.
Долгое время в Алабуге не было «церкви соборного типа», и Алабуга считалась деревней. Статус села она получила лишь в 1858 году, когда на деньги местных жителей уже была построена церковь Дмитрия Донского. По преданиям, особой гордостью церкви была полутораметровая икона в серебряном окладе с ликом святого князя, которая висела в самом центре иконостаса. В советские годы храм закрыли и перестроили под склад. К счастью, не все иконы оказались утраченными. Некоторые лики спрятали селяне в своих сараях. Уже в наше время «вернулись из небытия» старинные деревянные иконы с ликом Дмитрия Солунского и Божьей Матери.
К началу ХХ века Алабуга — это большое и красивое село. В нем насчитывалось 244 двора и свыше 1700 селян. Наибольшая численность населения в Алабуге была в 1915 году, именно 1940 человек. Число дворов составляло 292.
В селе был фельдшерский пункт, две лавки, кредитное общество, волостное правление, одноклассная школа и вечернее министерское училище. По четвергам в селе шумел базар... Подворья тоже были крепкими. Интересно строились дома — «связкой». Ставились два сруба: один — непосредственно под избу, где жило все семейство; другой — под клеть, где хранилась домашняя утварь, имущество, сундуки, одежда. В одном из таких домов в ноябре 1903 года родился человек, ставший легендой челябинского краеведения, — Иван Васильевич Дегтярев...