От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов

Первый трамвай

Президиум Челябинского Горсовета 18 января 1930 года в своем решении отмели, что город «в результате растущего темпа индустриализации народного хозяйства в кратчайший срок превратится в крупнейший индустриальный бастион Страны Советов». Население его в ту пору составляло 74000 человек, а к концу пятилетки должно увеличиться до 210000, главным образом за счет создания крупных рабочих поселков. В постановлении отмечалась «необходимость предоставления трудящемуся населению города максимума удобств в смысле его культурного и бытового обслуживания, что требует... удобных, дешевых и точных способов внутригородского сообщения...» По докладу представителя Коммунистроя инженера-токаря президиум Горсовета принял решение о строительстве «безусловно, в рабоче-пролетарском Челябинске» трассы трамваев первой очереди, и первого мая 1931 года началось сооружение путей и контактной сети.

6 января 1932 года «Челябинский рабочий» сообщил: «Утром 5-го января трамвайный вагон пошел в первый рейс от улицы Карла Маркса до вокзала. Туда и обратно вагон прошел без всяких перебоев и задержек. Путь был хорошо выверен и отрегулирован. Вагоны подготовлены к эксплуатации и находятся в полном порядке». Позже в газете «За темпы» появилось еще одно сообщение: «К ферросплавщикам пришел
трамвай. На конечной остановке состоялся митинг. Перед собравшимися выступил директор завода Захаров, старший плавильщик Яковлев, работница электростанции Ванина, секретарь Челябокружкома ВКП(б) Румянцев...».

Первый выезд трамвая собрал толпы восторженных горожан, заполнивших тротуары, пешеходные дорожки, площадки остановок, кидали вверх треухи, хлопали рукавицами, растягивали меха гармошек, затевали озорные частушки.

Трамвай и в самом деле выглядел нарядно: до «пояса» был окрашен ярко-красной краской, верх желтый. Шел он медленно и так «слабосильно», что подъем от конечной остановки до следующей «Пролетарской» (нынешний «Проспект Победы»), достаточно короткий и пустяковый, еле брал. Прохожие, торопившиеся в этом направлении, легко его обгоняли. Но таких находилось немного, так как почти все считали, что «лучше тихо ехать, чем быстро идти». Поначалу у остановок возникали суматошные столпотворения, салон вагона переполнялся до предела, пассажиры стояли на подмостках, висели гроздьями у дверей. А через месяц-второй ездоки все же утихомирились, стали входить в салон исключительно через заднюю дверь. Выходить, естественно, через переднюю. Кондукторша считалась полной хозяйкой (вагоновожатая). Полное право она имела, чтобы остановить трамвай: «Выйдите, гражданин, вы не обилетились», или «Товарищ уступите место орденоносцу». Орденоносцы тогда были в большей чести. Бывший директор ЧЭМК Н.М. Деханов вспоминал: «Войдут в салон — со всех сторон наперебой: «Товарищ Захаров, товарищ Семенов, товарищ Сергеев, садитесь, пожалуйста, очень просим». Этих людей знали в лицо они были первыми кавалерами ордена Ленина не только на ЧЭМК, но и в Челябинске.

К 1935 году улица Сталина (ныне Российская), по которой «бегал» первый трамвай, вовсе видоизменилась — она стала образцовой не только в Сталинском районе (Калининском в наши дни), но и в городе. Ее украшали современные здания со всеми удобствами. Дворец культуры и кинотеатр, книжный магазин, шикарная парикмахерская с большими зеркалами, рабочий клуб, универмаг с редкими тогда товарами «как в Торгсине», баня «с досуговым центром» шахматами, шашками, чайной комнатой с самоваром и пряниками. Улицу стали засаживать рябиной и ранетом, сиренью. Конечная же остановка получила новое звонкое имя — «Садчелюскинцев...»

 Подтяжкин Э.А.

Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования