Церковь святого Ильи Пророка. Утраченный облик
Односельчане и гости села Миасского часто спрашивают меня, - чем обусловлена примитивная архитектура старинного храма, расположенного в историческом центре населенного пункта? На самом деле сегодняшний внешний вид храма в полном объеме не соответствует первозданному облику некогда величественного архитектурного сооружения. С 1933 года в здании бывшей церкви расположились мастерские Миасс - Челябинской МТС. Контора машинно-тракторной станции располагалась поблизости в добротном каменном здании современного краеведческого музея. Работники МТС исковеркав чугунный рисунчатый пол, затащили в храм станки, загнали на ремонт трактора. Со стен счищали настенные фрески, выбрасывали иконы. Большую икону трактористы приспособили под столешницу и вечерами азартно колотили по ней костяшками домино. Сердобольная прихожанка храма не могла видеть подобное святотатство и за гроши выкупила у трактористов икону. В наши дни в ходе производства земляных работ вокруг храма ковш экскаватора постоянно извлекает из земли ржавые тракторные детали.
В 1949 году тракторные мастерские были переведены на новую усадьбу, выстроенную на западной окраине села. В 1952 году здание бывшей церкви было переконструировано под Дом культуры. Стены храма полностью перестроили, снесли колокольню и центральный свод. Ажурная лепнина церкви была сбита. Некогда величественное архитектурное сооружение превратилось в типовое Советское здание. В связи с расширением и перепланировкой стены храма оказались местами разрушены и, частично, спрятанными внутри новых построек по принципу матрешки. Благочинный Миасско-сельского округа Евгений Новокрещинов показывал мне первозданную кладку на втором этаже храма. К строительству нового Дома культуры в райцентре приступили в 1966 году, а здание бывшей церкви было передано пионерам, а еще позже в церкви располагался Дом творчества молодежи.
Только в 1988 году здание вернули в лоно Русской Православной Церкви. Божья обитель стала постепенно приобретать первоначальный облик. Строители восстановили колокольню, воссоздали церковную крышу с центральным сводом и большим позолоченным куполом. Завершающим этапом наружной реконструкции храма стала установка малых главок, которые были помещены на четверик основного свода. В 1999 году центральная часть храма была переосвящена владыкой Иовом во имя Иверской Иконы Божией Матери, а южный придел освятили в честь святого Пророка Ильи. Со временем строители завершили в храме внутреннюю отделку, а церковные настоятели и прихожане обустроили дворовую территорию. Согласно проекту рядом с храмом должны появиться административные здания, иконная лавка и гостиница для паломников.
Районная администрация в лице действующих глав муниципального образования Сергея Григорьевича Нажипова и Василия Егоровича Васичкина принимала активное участие в реконструкции церкви. Но учитывая напряженную экономическую ситуацию в стране в конце 20 века, поэтапное восстановление храма затянулось на долгие годы. Помню сложную многоходовую и взаимозачетную бухгалтерскую комбинацию по изготовлению металлического каркаса купола над центральным сводом. Мне, как директору районной типографии, челябинский завод металлических конструкций был должен приличную денежную сумму за печатание бланочной продукции. На данную сумму после долгих сварочных работ был изготовлен стальной каркас церковного купола, а долг за Челябинское производственное объединение мне погасила администрация Красноармейского района бартером в виде 20 тонн картофельной продукции, отпущенной с сельскохозяйственных складов деревни Фроловка.
Искатели. В поисках неизведанного.