Церковь святого Ильи Пророка. Летописная история
После совершения Великой Октябрьской революции в 1917 году и установления в России Советской власти церковь святого Ильи Пророка в селе Миасском была официально закрыта в 1935 году, хотя, фактически богослужения прекратились пятью годами ранее. Меня долгие годы интересовал вопрос: кто были те люди, благодаря усердию которых церковь приобрела свое величие, став очагом культуры и духовности наших предков? Можно ли по истечении столь длительного периода времени и сотен лет восстановить имена и фамилии тех священников, кто посвятил свою жизнь богослужению? На протяжении многих лет я по крупицам собирал и обобщал сохранившиеся архивные документы, на основании которых можно было восстановить как летописную историю церкви, так и фамилии служителей храма и его первых прихожан. И сегодня я могу назвать и перечислить фамилии всех 14 священников, которые служили Богу и людям на протяжении 280-летнего периода существования церкви святого Ильи Пророка до ее закрытия в 1935 году: 1743-1751 г.г. — Ермил Лавреньев; 1755 г. — В. Завьялов; 1766-1777 г.г. — Петр Иванович Нассонов; 1777 г. — Григорий Рычков; 1779-1789 г.г. — Василий Петрович Мутин; 1794-1801 г.г. — Фома Устинович Перевалов; 1812-1832 г.г. — Федор А. Шмотин; 1832-1863 г.г. — Василий Стефанович Кузнецов, 1864-1876 г.г. — Андрей Андреевич Невзоров; 1876-1892 г.г.. Феокист Васильевич Соловьевский; 1893-1896 г.г. — Геннадий Михайлович Авраамов; 1896-1906 г.г. — Владимир Андреевич Скопин; 1912-1918 г.г. Иван Григорьевич Попов; 1920-1930 г.г. — Александр Иванович Бурдин. Отдавая дань уважения, дальше я перечислю фамилии всех тех лиц, кто был связан с церковной службой при храмах, независимо от духовного сана и мирского сословия. Данные взяты из архивных источников периода 1743-1930 годов.
Таймас Шаимов, на чьей земле была построена Миасская крепость, в годы башкирского бунта не примкнул к нему, что видимо, имело значение. Возле этой крепости было более спокойно, чем в других местах. Основал крепость майор Яков Павлуцкий с командой Тобольского (он же «Сибирский») полка, с приданными в помощь разными людьми. После отъезда Павлуцкого с частью людей из Миасской 2.08.1736 года начальником здесь оставлен прапорщик Белоусов. В крепости находился большой гарнизон, по сообщению А. Тевкелева — 180 солдат и чинов Тобольского и Енисейского полков, готовящихся стать здесь на зимние квартиры. А записалось в казаки в тот год 17 крестьян (глав семей).
Прапорщик Оренбургского полка — Зилов, видно человек был со способностями, в 1740 году он написал на холсте икону Ильи Пророка, после постройки храма она была оставлена там. Евангелие, напечатанное в начале 18 века, также имелось тогда в крепости. Свой храм в Миасской открыт с 1743 года. И. Гмелин годом ранее был здесь, отметил стоящее здание церкви. Видимо освящение состоялось чуть позже постройки храма.
На рубеже 1743/44 годов прибыл назначенный священник — Ермил Лаврентьев. Его послали сюда в наказание, ранее он служил в Тобольске, потом возглавлял Тарский заказ. Там вступил в конфликт с воеводой, серьезное обвинение на которого не подтвердилось. За то полагалось лишение священства и ссылка, но из за обстоящих в ново-построенных крепостях нужде в священнослужителях, Ермил митрополитом Антонием был послан сюда. Здесь он увидел, что казаки с женами не грамотны, не знали главные молитвы и заповеди, на что приказал — изучать их. А когда по прошествии времени увидел к тому нерадение, стал не допускать таковых к причастию и исповеди, за что жители попадали под штрафование. Ермил хотящих обвенчаться спрашивал вышеозначенные молитвы, и если наизусть не знали — не венчал. Жители стали жаловаться войсковому начальству, на что была составлена формальная бумага. Но Ермил исполнял то, что требовала тогда церковь. Так, отношения со многими поселенцами были испорчены.
В жалобе жителей на священника Ермила, есть эпизод 1745 года. В Великий пост на 2-й неделе на просьбу казачьей жены Неонилы Ипатовой исповедать её на дому, так как беременна, и пост держать благословить — на что Ермил ответил насмешливой поговоркой: «на печи горячо, на голбце скрепечо, на полатях зыбучо, на пороге узко, на столе грешно, под столом смешно, под лавкой тесно» — и отказал ей.
В те годы священник Ермил Лаврентьев восстановил свой статус, он являлся главой Челябинского заказа, живя в Миасской крепости, руководил многими церквями. Еще священник здесь — Иван Кирилов, в документах тогда часто не писали фамилию («прозвание»), так и в этом случае; предположительно он — Задорин.
1748 год, февраль — старшины и казаки Миасской крепости дали приговор казаку Василию Петрову Завьялову (1729 года рождения), что желают ему быть пономарем при Ильинской церкви (в то время это допускалось), что «он человек добрый и к оной службе годен», «за которого обязались они казаки всякие казачьи службы служить миром, и представили Ево для отпуску при доношении». Получив паспорт, Василий съездил в Тобольск, где 14.07.1748 года дана ему Архиерейская грамота на пономарский чин. Следующие пять лет он служил в Ильинской церкви.
По ведомости 1748 года очень много миассцев не были в церкви на исповеди и причастия в летний пост, всего священником отмечено 117 мужского /89 женского пола. В 1750-51 годах священник Ермил в связи с назначением нового главы Челябинского заказа был переведен в другое место на таковую же равноценную, руководящую должность.
В мае 1753 года пономарь В. Завьялов был вызван в Тобольск (хотели перевести его в Увельскую слободу). В том же году он, с повышением чина (стал дьяконом) был переведен. Но через пару лет он прибыл (с грамотой и Указом из Тобольска) обратно в Миасскую, уже получив сан священника. Видимо тянуло его сюда, в место, ставшее родным и близким. Но у духовного руководства — свои планы, за карьеру надо чем-то жертвовать. Завьялова оправили служить в далекую Карагайскую крепость.
Неурожайные годы случались нередко, что вызывало разного плана напряженность и даже конфликты.
В начале 1758 года походной канцелярии И. Неплюева пришлось согласовывать с Тобольском и посылать в Миасскую — Указ о содержании священника и причетников. Указ предписывал собирать казакам в год 24 рублей и 6 четвертей муки для священника, и дьячку 6 рублей и 3 четверти.
В 1760-х годах священник Миасской: Петр Иванович Нассонов (~ 1711 года рождения). В семье его были сын, 2 дочери. Сын Василий женился в начале 1760-х годов (невеста из округи Екатеринбургской), дочери выданы замуж здесь же: Параскева — за Петра Пашнина, Акулина (в конце 1760-х годов) за пономаря Фому Перевалова. Дьячок Иван Колокольцев выдал в те годы свою дочь Настасью за казака Еумения Манойлова.
Весной 1770 года академик Паллас отправился далее из Челябы на восток. Проезжал Миасскую: «сия стоит на левом берегу в излучине реки, собою деревянная и обитаема одними токмо козаками, над коими начальствует Атаман; в ней церковь и около 200 дворов.
1771 год. «Причт состоит из священника, диакона, дьячка и понамаря».
1771 год. Епископ Тобольский и Сибирский Варлаам извещал Челябинский заказ: «Миасской крепости Илиинскй церкви Ивана Колокольцеву сыну Андрею от 1771 года марта 13 дня по прошению отца твоего посвящен в стихарь по той же Илиинской церкви на место твое дьяком быть благословен. Того же ради будучи при оной церкви тщательно прилежать по исполнению своей должности и житие свое препровождать трезво и благочинно без всякого позора».
1774 год. Взрослого населения около 200 мужчин, 250 женщин, зато детворы разного возраста более 650. Всего 1109 душ. В общем, не много, всего чуть более 130 семей. Из того числа: сотня с небольшим мужчин служащих. Причт Ильинской церкви: дьякон В. Нассонов, дьячок А. Колокольцев, пономарь Фома Перевалов, все женатые (детей в их семьях всего двое). Отдельным списком упомянуты жители, не бывшие у исповеди: их 23 человека, но указаны сплошь почти все взрослые (без обычного упоминания детей от 7 лет, не бывших «за малолетством»).
В 1776 году Нассонов свенчал крестьянина Долматовской округи В. Манойлова и казачью дочь Евдокию Ивлеву, а потом пришлось священнику оправдываться в ЧДП, что письменного вида у жениха не было. Нассонов сказал: оный крестьянин уже два года живет в станице и за него ручались свадебные свидетели, в том числе казак Карп Панов. Причту удалось избежать штрафа (время было тяжелое, всем было трудно), отделались подписками о не венчании пришлых браков. В том году летом у дьячка Колокольцева произошла кража, с вещами и грамоту на сан «прибрали».
В марте 1777 года атаман Т. Рукавишников сообщал в ЧДП, что священник Петр Нассонов тяжко болен, так что «недвижим почти». В крепости же «имеется немало родившихся младенцев, не получивших святого крещения», что очень волнует жителей. А с началом Великого поста люди должны, как положено было, исповедаться и приобщится святых тайн, чего тоже до сих пор также не было. Атаман просил поскорее прислать священника для духовных треб всех жителей. Духовное Правление направило в Миасскую временно священника Григория Рычкова из Пещанской слободы. «Отпущено Святого мира в Мияскую крепость со священником Рычковым некоторая часть», записано в журнале ЧДП тогда. Священник П. Нассонов уже не оправился от болезни, умер в том году (возрастом около 70-ти лет). Его взрослый сын Василий служил при местной церкви дьяконом. Дьячком был тогда старый Иван С. Колокольцев (1710 года рождения), где-то тогда он получил себе отставку — «за старостью». По прошествии некоторого времени прибыл новый священник — Василий Петров Мутин (1719 года рождения). Служил ранее в Бродокалмаке.
1781 год — выбран сходом жителей церковный староста — Василий Пашнин (на 3 года).
1786 год — в феврале было одно из событий не частых, но регулярных. Это касается государственно-праздничных дней, в том числе рождений детей в царской или великокняжеских семьях. В тот раз родилась внучка императрицы Екатерины — Мария (5-й ребенок в семье Павла). По этому поводу по всей империи во всех храмах полагалось «при собрании народа благодарственное молебствие и всеношное бдение и на утрене Божественную литургию и молебен с целодневным звоном». В Челябе, окрестных крепостях и слободах такой целодневный звон стоял от последних чисел марта до первых — апреля (в зависимости от времени получения указа). Священник Мутин, дьячок Колокольцев 9.08.86 года крестили башкира Катайской волости, дав ему русское имя. 31 декабря они же (также дьякон Нассонов, пономарь Перевалов) рапортом сообщили, что в «в приходе нашем ... все благополучно».
1790 год — выбран новый церковный староста, а бывший до того — отставной Алексей Поздеев получил квитанцию, что за прошлые годы начета не имеет. Еще одно событие 1790 года — указом все храмы обязали провести «торжество по случаю восстановления мира со Швецией.
1793 год — рапорт священника Ф. Перевалова: „минувшего июля 30 числа престарелой дьячок Иван Семенов Колокольцев, волею Божией помер...“. Было ему 83 года. Церковным старостой выбран отставной — Павел Чернавских.
1796 год — На излёте года священник Фома Перевалов послал рапорт в ЧДП, что у ближайших соседей в селе Белоярское — священник М. Кочнев „немалое время будучи болен, а сего декабря на четвертое число, ночью волей Божию преставился“, которого он (Фома) 8 декабря, вместе с духовником Кочнева (из Чумляка отставной священник), схоронил.
1798 год — исключенный из причта Иван Колокольцев назначен на жительство в Чумляк.
Октябрь 1801 года. Священник Белоярской церкви Михаил Петрович Кочнев и клирики миасской церкви диакон Евграф Кузьмич Киселев, дьячок Андрей Колокольцев доносили: „Священник Фома Перевалов по обуреваемой его болезни со исповедью и Святых Тайн Причастием и еле-освящением помер. О чем Челябинское духовное правление сим и рапортуем, а данные Его Преосвященством пономарские и священнические грамоты при сем прилагаем, а диаконской грамоты у него не было, потому, как он нигде при церквах диаконом не бывал. У него оставалась жена Акилина Петровна, ее определили просфорницей“.
1808 год. После смерти дьячка Андрея Колокольцева последовала резолюция: ...дьяческому сыну Агапию быть при Илиинской церкви Миасской крепости в должности дьячка и дать ему билет... до совершенного обучения всем причетническим знаниям».
1812 год — Пророко-Ильинская церковь: Священник Федор А. Шмотин /1776 года рождения,/ (умрет в 1829 году). Сын Федора — Иван, по своему желанию перейдет в мещане (в Челябу). Дьякон Евграф Киселев (1776-77 года рождения). Сын Евграфа — Иван, по своему желанию в 1820 году перейдет в казаки. Дьячок Агапий Андреев Колокольцев (1794 года рождения). Пономари: братья Иван и Евстигней Фомины — Переваловы.
В 1833 году к станице причислены в казачье сословие несколько солдат. Из других записей года: у служащего урядника Ф. Поздеева родилась дочь Васса; у пономаря Евгения Киселева — сын Иван. Население тогда ~3 тысячи душ. Церковь до сих пор была одноштатная, что уже явно недостаточно. В начале 1830-х годов причт обновился, так как умерли священник Федор Шмотин, дьякон Евграф Киселев, пономарь И. Перевалов. На их место прибыли: Василий С. Кузнецов, Семен Рошков, Евгений Киселев (соответственно). Вместе с детьми семьи духовного сословия насчитывали три десятка человек.
В 1841 году священник В. Кузнецов получил Архипастырское благословение за то, что в казачьем училище кроме Закона Божьего вел также — арифметику и грамматику.
Административные изменения не раз бывали в течение века, так в начале 1830-х годов из Миасской выделена отдельно станица Петровская. На рубеже 1840-х годов возникла станица Сугоякская (недолго существовала), Правление было в Харино. Во второй половине 1840-х годов — опять Петровская. Однако кроме самой Миасской не было здесь других храмов, поэтому новостаничники оставались прихожанами там, где были прежде, в самой Миасской. В записях 1840-х годов Пророко-Ильинской церкви привычно читаем: венчан Сугоякской станицы малолеток Яков Харин (18); Сугоякской станицы, заимки 1-й Пашниной малолеток Дмитрий Пашнин (18) венчан; Сугоякской станицы, заимки Шумова, у служащего Ивана Зырянова родился сын; Петровской станицы, заимки Козыревой малолеток Алексей Козырев (18) венчан; там же — Иван Матушкин; Петровской станицы, заимки Худяковой — Николай Худяков венчан; Петровской станицы, заимки Ильиной — Петр Ильиных венчан. Думается, что разделение Миасской станицы повлияло на решение Консистории построить здесь второй храм, о необходимости которого местные жители давно говорили.
Про церковь в 1844 года говорилось: «деревянная, ветхая, вместо коей кладется каменная».
1851 год — завершилось строительство каменного храма Пророка Ильи.
В середине 1850-х годов в Миасской строился второй храм — Иоанно-Предтеченский.
В Петровском поселке было немало раскольников. После открытия единоверческой церкви в Харлушах, часть раскольников приняла единоверие, та Церковь «оттянула» в общей сложности много староверов всех поселков округи.
1864 год — прибыл новый священник Андрей А. Невзоров. Он проживет здесь 13 лет, кроме обрядов, будет еще в мужском и женском училищах — законоучителем.
Июль 1865 год. К оренбургскому генерал-губернатору поступает прошение от Войскового правительства казачьего войска о том, что «жители Миасской и Петровской станиц, 11 выселков, Козыревского, Пашнинского, Анфаловского и других, проживающих на правой стороне реки Миасс, в устранение встречаемых ими затруднений в исполнении христианских треб во время разлитий реки Миасс не только в весеннее время, но и среди лета от дождей, ходатайствуют о дозволении построить им на собственный счет каменную церковь в Миасской станице... на постройку церкви они имеют уже 2600 рублей и 300 пудов хлеба, и достаточное количество кирпича и цокольного камня, что они обязываются построить причту дома и производить жалование по 284 рублей в год и особо плату за требы». План на строительство губернатору уже был представлен, и епархиальное начальство на постройку церкви изъявило согласие. Прошение подписал исполняющий должность наказного атамана полковник Боборыкинский. Церковь заложили 30 апреля 1867 года, построили за три года и 11 октября 1870 года местный благочинный освятил церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. Выписка из клировой ведомости за 1883 год: «... причта в ней положено настоятель один, псаломщиков два, кои все налицо. Земли при сей церкви пахотной, сенокосной и усадебной отведено 120 десятин для всего причта. Дома у настоятеля и псаломщиков общественные, построенные на общественной земле, не совсем удобные».
Венчались в 1866 году (втором храме — Иоанно-Предтеченский. Самой станицы: Александр Акинфин, Иван Заслонов, Федор Малых, Федор Поздеев; Миясовой станицы: выселка Анфалова — Яков Анфалов, Василий Соколов, Федор Малков, Константин Пашнин, выселок Адищева — Михаил Колышкин, выселок Худякова — Василий Бажанов, Андрей Колышкин, выселок Пяткова — Петр Стариков, выселок Ханжина — Яков Пушкарев, выселок Чернавского — Михаил Канашев, Иван Замятин, выселок Чистого — Иосиф Худяков; Петровской станицы: выселка Козырева — Дмитрий Заплатин, Степан Козырев, той же станицы, выселок Старикова — Василий Зырянов, выселок 2-го Старикова — Филипп Алабугин, выселок Пашнина — Гавриил Пашнин, Семен Пашнин, выселок Малого Худякова — Кирилл Филинских, Кузма Филинских.
Надо чуть упомянуть о поселке Севастьяново — жители его и ближних выселков по-прежнему оставались прихожанами городского Собора (пока в посёлке не построят свой храм).
К Петровской станице относились поселки Прохорово и Малое Баландино, однако жили там казаки, выходцы из Долгодеревенской станицы. Кроме службы, родственные, да и хозяйственные дела и связи были завязаны у тех жителей с Долгодеревенской станицей (в том числе с Троицким храмом). Жители Баландино и означенных поселков не раз просили о постройке собственного храма, обязуясь содержать причт. В 1867 году вопрос был решен, в Баландино разрешили строить храм.
1869 год — Были записи о раскольниках, принявших официальное православие, к примеру — З. Казанцев /Петровка/. Продолжалось достройка каменного второго храма Иоанна Предтечи «на собственные средства прихожан». 1870 год — завершено строительство второго станичного храма.
1873 год — икона Табынской Божьей Матери побывала в станице Петровской и Миасской (находилось здесь долго, с двумя ночевками), было массовое стечение сюда окрестного казачьего и крестьянского населения; в том же году построена каменная часовня в посёлке Канаш (на средства жителей).
Описание первозданного вида деревянной церкви можно найти в газете «Оренбургские епархиальные ведомости» № 1 за 1874 год: «Казакам станичной крепости жилось посреди непотронутых башкирских лесов, которые кочевому племени старых насельников уделяли не слишком много просторных лугов и пастбищ, а более могли служить защитой от непогоды, которая в зимнюю пору кстати выдувала снега и освобождала «подножий» привычный табунный корм, поддерживающий домашнее хозяйство у самых казаков и поныне. Эти леса, большей частью — березовый строевой, мало ценились у зажиточных, а небогатым послужили отличным подспорьем в быту домашнем и пошли на первую обустройку Миасской крепости: известно — каменных зданий не было в старину.
Зажить старикам было — можно: земля — широка и обильна, а потому, укрепляя поселение извне своими крепкими по времени и месту бойницами, они одновременно тому создавали и внутренний оплот оседлости, — Божий дом, первую церковь в Миасской крепости во имя святого Пророка Ильи.
Первая церковь в Миасской крепости построена с благословения митрополита Антония, Тобольского и Сибирского, — освящена той же епархией Далматова монастыря архимандритом Сильвестром 1743 года июля 20 дня во имя святого пророка Божьего Ильи, — и была деревянная, длиною 12 саженей, шириною 5 саженей, снаружи и внутри опалублена тесом, на святом алтаре глава и крест, так же на куполе церковном глава и крест были деревянные, обиты железом и выкрашены зеленой краской. В святом алтаре было три окна, — одно слюдовое, а в церкви — пять: все восемь — с железными решетками изнутри (Церковная опись 1823 год).
Храм сей воздвигнут иждивением самих прихожан. Сосновый (кондовый) лес, из которого он рублен, был очень хорош: просуществовав более 120 лет он оказался весьма пригодным материалом в переделку и весь употреблен при постройке Иоанно-Предтеченской церкви, — по порядку времени третьей в Миасской крепости.
Кто были первые старатели и строители храма, о том именных преданий не сохранилось, а письменные документы в церкви не восходят ранее 1780 года, к которому относится время служения священника Василия Петрова Мутина, бывшего тогда уже 60-ти лет.
Церковная колокольня при первом храме построена была одновременно с ним, так же деревянная, — стояла «на отстав по правую руку» (Церковная опись 1806 год) не в дальнем расстоянии, так что вервь от благостного колокола была протянута на паперть.
Храм сей разобран в 1856 году по освящении каменной второй церкви во имя того же святого Пророка.
Место храма хорошо обозначено до ныне каменным памятником, который поставлен на месте святого престола, потому оно вероятно все заключено в нынешней каменной ограде второго храма. Вокруг первого храма там же была устроена деревянная ограда, следов которой вовсе не осталось.
Никаких особых преданий о старом храме, ни рисунков, ни планов не сохранилось; описей две: 1806 и 1823 годов — по этим документам можно дознавать о количестве тогдашнего имущества церкви, и, между прочим, видеть, что все оно заводилось на церковный счет и вещей, особенно дорогих не было.
Говорят, что всего двенадцать семейств из «России» поселены в Миасской крепости в царствование Императрицы Анны Иоанновны (до 1740 года), а за тем был сделан «клич» и — народ отовсюду шел по воле, был чисто русский, православный: им застроены первые четырнадцать кварталов крепости, известные по плану 1741 года«.
Священник А. Невзоров
1876 год — чудотворная икона Табынской Божьей Матери гостила в станице с 14 по 17 июля; священник А. Малышев был награжден камилавкою (в том году переведен в Кундравы). Прибыл новый священник Ф. Соловьевский. Были и еще изменения церковного причта.
В начале июля 1882 года в Миасской вновь гостила икона Табынской Божьей Матери, совершавшая как обычно свое путешествие по огромной губернии. Люди верили покровительству чудотворной иконы и нередко такое подтверждение было в их рассказах, имевших хождение в небольших сельских мирках. В 1883 году псаломщик М. Перевалов рукоположен в дьяконы. Впервые в станице стали проводится внебогослужебные чтения, это было веяние времени, чтобы не утратить авторитет духовенству, особенно в молодом поколении, что было теперь непросто.
1889 год — только лишь по Ильинской церкви зарегистрировано 300 рождений. Не оставляют надолго станицу бывшие её граждане, а теперь городские мещане. К примеру, в Миасской венчан челябинский мещанин Павел Р. Соколов с девицей Шадринского уезда. 1890 год — в июле Миасскую проездом посетил Епископ Оренбургский и Уральский — народ, как везде, скопом встречал его, но вряд ли данная станица осталась в памяти преосвященного в череде нескольких осмотренных мест за день.
1891 год — у Василия М. Пашнина и Владимира Худякова жены родили двойни сыновей. У Якова Анфалова — сын и дочь. У священника В. Скопина родился сын, крестница — жена сотника Манойлова.
1894 год — Епископ Макарий вновь посетил Миасскую, теперь уже ночевал здесь. Достроен храм в поселке Петровском (действует с 1895 года). Прихожанами храма стали (кроме Петровки и Сычево) казаки Челябинской станицы (северо-восточной её части).
1896 год — в феврале умер священник Г.М. Авраамов, всего 40 лет, воспаление легких; Табынская икона Божьей Матери была в Петровском и Миасской с 5 по 7 июля. Было как обычно массовое стечение народа, таковой же молебен. Путь икона продолжила в Пивкино и далее в уезд. Население местных поселков сопровождало икону в дороге.
1901 год — Пожертвовал 150 рублей в Петровский молитвенный дом — казак Челябинской станицы Н. Анисимов, получил благодарность Епископа. Сюда прибыл священник Алексей Емельянов. Кроме станичных храмов, отмечены миассцы и в других местах, в том числе в соседних крестьянских сёлах. Семья Поздеевых (поселок Ильинский) зарегистрировала рождение ребенка в единоверческой церкви (Харлуши).
1904-05 года. Церковные старосты: Пророко-Ильинской храм — Иван Манойлов; Иоанно-Предтеченский храм — урядник Иван Киселев (он будет переизбираться несколько сроков подряд, получать благодарности духовенства и общества). Владимир Мысов (поселок Петровский) получил архипастырское благословение, далее будет переизбран. В Севастьяново староста строящегося храма — Д. Рыбаков.
1906 год — Епископ Оренбургский и Тургайский в поездке по Челябинскому уезду, недолго после Пасхи был в Миасской, сделал остановку в Пашнино (видимо был молебен здесь). Отмечены похвалой: станицы священник В. Скопин; поселок Канаши — Александр Смирнов (он с 1901 года законоучитель в школе). 1907 год — статистика: Сама станица: в двух храмах — 58 и 53 венчаний. Открыт свой храм в Севастьяново (священник Алексей Комаров). Церковными старостами выбраны: в Севастьяново — А. Пятышев, в Козырево — Я. Спиридонов, в Канашах — П. Пашнин. Благодарность за церковное попечительство получили: вдова войскового старшины — Елизавета Харина, казаки А. Мишуков, Ф. Анфалов.
1909 год. Во многих поселках есть собственные храмы. К примеру, Севастьяново — Вознесенская церковь: записи 1910 года.
1912 год — Священник поселка Козырево — В.В. Никольский стал отцом сына, крестники: старший сын Никольского — Павел и девица Ектеринбурга — Агриппина Артемьева.
1913 год — В. Пашнин,Ф. Черкасов получили архипастырское благословение «за труды и жертвы» для местной церкви. Староста церковный в Харино выбран — Илья Пашнин. Епископ Челябинский — Дионисий дал благословенную грамоту Григорию Акинфину (поселок Шибаново) — за денежные пожертвования, за приобретение икон и колокола 4 пуда, «в пользу местной церкви».
В июне 1915 года станицу Миасскую посетил Преосвященный Сильвестр, тогда епископ Челябинский и первый викарий Оренбургской епархии. Он совершал поездку по обозрению церквей и приходов Челябинского уезда. Сопровождал его протоиерей Христорождественского кафедерального собора Василий Иванович Кудрявцев, благочинный. В дневнике поездки он записал: «Второго июня в 1 час 15 минут Его Преосвященство отбыл из Челябинска для обозрения церквей уезда. Станица Миасская, 6 часов вечера. Далеко, далеко за селением Владыка был встречен выборными от общества, преподнесшими Владыке хлеб-соль. Как и в дальнейшем пути, так и в этот раз встречавшие встали на колени и ждали Святейшего благословления. Владыку тронуло такое усердие паствы. Оставив экипаж, Владыка подошел к встречавшим. Благословив хлеб-соль и всех присутствующих, направился к Иоанно-Предтеченской церкви, где назначено было всенощное бдение. Храм старинный, благолепный и в обычное время даже просторный, теперь не мог вместить всех желающих. Почему Владыка всенощное бдение совершал на открытом воздухе. По прочтении Евангелия Владыка сказал поучение. Содержание которого было „Евангелия от Луки“ зачало 31. Поздно окончилось всенощное бдение. Благословив всех, Владыка отбыл на ночлег к местному священнику, где ожидало Преосвященного духовенство соседних приходов и которое участвовало в богослужении.
3 июня. Среда. Литургия была назначена во втором приходском храме во имя святого Пророка Илии. Звон к литургии в 7 часов. Народ уже давно толпился у храма. Ждут Владыку. Церковный староста с хлебом-солью. Вот и трезвон. Прибыл Владыка. Началось богослужение. Хотя и был приглашен из Челябинска хор женского монастыря, но многие песнопения за литургией были пропеты всеми молящимися. Руководил пением иподиакон Тарасов. Мощный голос, умелое руководство ободряло всех и располагало к общей молитве. Владыка сказал надзирательное слово о Пророке Божием Илии. Как и в первом, так и во втором храме станицы церковные книги ведутся исправно. Библиотеки достаточны. Ризницей Пророко-Илиинский храм беден. Церковной утвари достаточно. Школ в приходе 65. Все казачьего ведомства. Ни раскола, ни сектантства в приходе нет. Посетив дом причта, в 12 часов дня Владыка отбыл в село Пивкино».
1916 год — Благословение получил дьякон Ильинской церкви А. Протопопов. В Черкасово открывают «молитвенный дом» и дьякон уже в сане священника вскоре перейдет туда. В Харино выбран староста, пожилой Василий Яковлевич Пашнин.
Случай весны 1920 года — праздновали Пасху: «во время Богослужения в Иоанно-Предтеченской церкви, по встрече праздника святой Пасхи гражданами производилась стрельба из чугунных пушек ... которые были приобретены прихожанами несколько лет тому назад». Во время стрельбы получился разрыв одной из пушек и осколком в грудь был убит Иван С. Худяков. Место происшествия осмотрел фельдшер Малков и милиционер (из пришлых), они и составили данный протокол. Мрачный случай вызвал толки и предсказания обывателей, время стояло смутное, неустойчивое — несмотря на то, что пришла новая власть, почти никто не ждал, что оная сможет долго просуществовать. О чем говорили тогда: например о том, что «японцы наступают», ждали прихода их и атамана Семенова; что «при Советской власти уморят всех голодом»; что далее «миру никогда не будет».
Церковный совет Петровского посёлка сдал бумаги для регистрации: Число верующих 974/1045 = 2019 человек, в храме 5 колоколов. Причт — 2 человека; 2 сторожа; 1 просвирня. Староста Мысов В.Ф., церковный совет: А. Пастухов, И. Пинигин, Д. Мысов.
В 1927 год. Резко выросло число лишенцев. Многие из них, возмущаясь от несправедливости, писали (поначалу) жалобы или ходатайства о восстановлении в правах. Причины лишения могли быть любые, так Ольга и Борис Инфантьевы, из-за отца священника. Шевалдин Александр «владелец конезавода» разве плохо, что делал в деревне полезное дело. Курочкин Дмитрий лишен за то, что когда-то был чтецом в церкви.
КРАТКИЕ ДАННЫЕ О СВЯЩЕННИКАХ МИАССКОЙ СТАНИЦЫ:
ВАСИЛИЙ СТЕФАНОВИЧ КУЗНЕЦОВ родился в семье диакона Челябинского Христорождественского собора. В 1805 году окончил Оренбургскую духовную семинарию по первому разряду. Преосвященным Аркадием, епископом Оренбургским и Уфимским был рукоположен во священника с определением к Пророко-Илиинской церкви. Страдал грудной жабой (бронхиальная астма). Жена Александра Федоровна, дочь карачельского священника. Сын Василий учился в Уфимском духовном училище. Дочь — Александра. Умер в 1864 году.
АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ НЕВЗОРОВ сын священника села Касимово Уфимского уезда в 1858 году окончил Уфимскую духовную семинарию с аттестатом 1 разряда. 7 февраля 1864 года по прошению перемещен к церкви станицы Миасской. Жена Александра Васильевна. Детей нет. Умер 6 мая 1903 года. Похоронен в г. Челябинске.
ФЕОКИСТ ВАСИЛЬЕВИЧ СОЛОВЬЕВСКИЙ сын псаломщика Уйской станции. Окончил Уфимскую духовную семинарию. Преосвященным Митрофаном, епископом Оренбургским и Уральским рукоположен во священника и определен к Пророко-Илиинской церкви станицы Миасской. Жена Раиса Васильевна, дочь травниковского священника. Сыновья Федор и Александр. Мать Матрена Андреевна, псаломническая вдова.
ГЕННАДИЙ МИХАЙЛОВИЧ АВРААМОВ сын протоиерея из Оренбургской епархии. Окончил Уфимскую духовную семинарию. В начале марта 1893 года по прошению епископом Макарием переместился в Миасское к Пророко-Илиинской церкви и был утвержден благочинным ХVIII округа. Жена Елена Стефановна, дочь священника Стефана Мальцева. Сыновья Александр и Николай. Имел 4 братьев — священников. Два служили в Миасской.
ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ СКОПИН сын священника Петровского села Троицкого уезда. В 1885 году окончил Оренбургскую духовную семинарию. В том же году был рукоположен во священника и определен на служение в Иоанно-Предтеченскую церковь, затем в Пророко-Илиинский храм.
ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ ПОПОВ из духовного сословия. В 1897 году окончил Оренбургскую духовную семинарию. С 19 октября 1912 года в станице Миасской. Жена Мария Михайловна. Воспитывал 8 детей. Сыновья Владимир и Григорий учились в духовных семинариях, дочери Нина и Елена в епархиальных училищах.
И в заключение я хочу обратиться к творчеству ХIХ века нашего земляка А.А. Невзорова, священника церкви святого Ильи Пророка при Миасской крепости и процитировать отрывок из его стихотворения «Молитва Соломона в храме» (IIIЦарств, VIII, 39-48):
...И все общественные боли
Идут — во след небесной воли. -
Идут они, чтобы в сердцах,
В урок языческой вселенной,
Напечатлеть могучий страх, -
Начало мудрости священной,
Как это было при отцах,
При старине благословенной...