От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов

Древняя керамика

scale_1200.jpg

В.В. Гирник с фрагментом керамики поселения в устье реки Дальняя.

 

Керамикой называют изделия из глины с минеральными добавками, изготовленные под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. В узком смысле слова керамика означает глину, прошедшую обжиг. Древнейшие виды керамики – это сосуды, а также пряслица, ткацкие грузики и другие предметы. При температуре обжига 400 градусов по Цельсию вода молекул глины улетучивается, и глина превращается в камень. Хрупкость керамики приводила к накоплению большого количества черепков на месте поселения. Особая область первобытного искусства – орнамент. Подлинного расцвета геометрический орнамент керамических изделий достигает в эпоху земледельческих обществ, где он превращается в настоящее искусство геометрических абстракций, за которыми скрывалось определенное мировоззрение и сложная символика. Художники земледельческих культур не копируют природу. Она отражена в геометрических абстракциях, - круге, овале, линии. Спираль или ломаная линия обозначала воду, треугольник – плодородие, мир представлялся ромбом, ориентированным по сторонам света. Таким образом, орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картой мира.

Мое увлечение сбором керамики началось в юности, когда бродя туристом по пустынным улицам античных городов, через которые некогда проходили легионы Юлия Цезаря и фаланги Александра Македонского, я обратил внимание на большое количество лежащих под ногами обломков глиняной посуды. Я подобрал на память два черепка римской Пальмиры и именно тогда задался целью собирать древнюю керамику своей малой Родины. Сегодня коллекция собранной мною керамики представлена более чем 220 стоянками и поселениями древних южноуральцев (примерно 200 выявлены мною и 20 были известны ранее), расположенными на территории Красноармейского района. Керамика датируется эпохами меднокаменного, бронзового и раннего железного веков. Отдельные фрагменты керамики найдены мною на древних курганных и грунтовых могильниках. Поверхностные сборы керамики производятся мною преимущественно на пахотных землях. Иногда я замечаю глиняные черепки в колее лесной дороги проходящей вдоль реки, на подмытых береговых склонах или в траншеях при производстве земляных работ. На Миасском городище орнаментированный фрагмент керамики вытолкнул на дневную поверхность крот, а на Худяковском поселении я подобрал три черепка на гребне земляного отвала у широкого отверстия норы суслика.

Производство керамики поначалу являлось преимущественно женским делом. Но в эпоху бронзового века наметилась тенденция к выделению профессионального сословия гончаров. Часть из них была мужчинами (30% отпечатков ногтей на сосудах алакульской культуры оставлено мужчинами). Помимо многочисленных фрагментов керамики я нахожу и развалы сосудов (развал – разрушенный керамический сосуд, обломки которого сконцентрированы в одном месте). Два развала сосуда с Миасского городища и с устья реки Дальняя я подарил А.Д. Таирову в коллекцию исторических фондов ЮУрГУ. На донышке одного из них отчетливо прослеживается отпечаток жгутовой основы. Много развалов сосудов археологи находят на территории нашего района при раскопках могильников. К примеру, коллекция сосудов из раскопанного в период 1968-1969 годов алакульского могильника на Крутой речке в совокупности представлена примерно 150 емкостями с остатками заупокойной пищи. Часто мне попадаются керамические и орнаментированные ручки сосудов, а также небольшие глиняные стаканчики.

Посуда в древности изготавливалась из глины с различными органическими и не органическими (тальк, слюда) примесями способом ленточного налепа, когда из теста изготавливались жгуты толщиной 3-4 см, которые накладывались друг на друга по спирали, затем заглаживались. Слюда добавлялась в глиняные изделия для прочности сосудов. На открытых мною поселениях я постоянно нахожу крупные фрагменты слоистой или чешуйчатой слюды, которая при совершенной спайности имеет отличительную способность расщепляться на тонкие пластины.

Форма глиняного кувшина и орнамент на черепке (как отпечаток пальца человека при дактилоскопии) позволяют археологам визуально определять археологическую культуру и датировать время изготовления керамики. Гребенчатый орнамент – распространенный способ украшения керамики и наносился на сырую поверхность глиняного сосуда орнаментиром с зубчатым краем, оставляющим отпечатки в виде зубцов гребенки (отсюда – гребенчатый). Зубчатым инструментом (штампом) служили раковины, изделия из кости или гальки, которыми по сырой поверхности еще не обожженного сосуда наносились ленты параллельных насечек, разнообразных геометрических фигур и так далее. В расположении волнистых линий и других знаков наблюдается строгая ритмичность, а иногда и шахматное расположение рисунка. Законы симметрии были хорошо известны уже шесть тысяч лет назад. И по своей сути невзрачные на вид черепки – это те же летописные страницы истории, по которым специалисты могут изучать прошлое и восстанавливать события минувших эпох.

Искатели. В поисках неизведанного.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования