От Аркаима - до Рима
Спросить «Что такое Аркаим?» — не банально. По крайней мере, такой вопрос ставит не кто-то, а сам Г.Б. Зданович, создатель и собиратель всего, что вмещает в себя понятие «Аркаим».
Аркаим? Да, конечно, о нем знают все. Из степного межрайонного пограничья между Кизилом и Бредами поднялось «из земли», из древности слово «Аркаим» и облетело весь мир.
Здесь, на Урале, оно вошло в повседневную жизнь, в быт и будни. Но не заслонила ли слава сути? Вполне допустимо, что спросить «Что такое Аркаим?» — не банально. По крайней мере, такой вопрос ставит не кто-то, а сам Г.Б. Зданович, создатель и собиратель всего, что вмещает в себя понятие «Аркаим».
М.Ф.Геннадий Борисович, такое впечатление, что об Аркаиме много сказано, но мало понято. Хорошо бы, чтобы наши читатели из первых уст узнали, что такое Аркаим. Я знаю, что вас не единожды уличали в том, что вы хвалите «свое болото». Пусть на этот раз вас это не смутит. Скажите, как думаете. Скажите ту правду, которую лучше вас не знает никто. Вашу правду: что такое Аркаим? Что такое Аркаим во времени и в пространстве?
Г.З. Очень трудно подобрать фразу… В прошлом году исполнилось 25 лет с того времени, как был открыт Аркаим. До этого события у меня была уже приличная археологическая биография.
Я поработал в степях Украины и юга России, в Центральной Азии и Сибири. Но один взгляд на план Аркаима перевернул все мои представления о бронзовом веке. Первую глазомерную съемку мне вручили молодые специалисты — археологи Сергей Боталов и Вадим Мосин, в тот памятный день я принимал экзамены в ЧелГУ у первого курса. С этого мгновения я вижу Аркаим как звездный час истории российского пространства, а если более полно, — «осевое время» всей Евразии.
М.Ф. Пожалуйста, сначала о том, что было до Аркаима.
Г.З. Конец каменного века, неолита, — и начало эпохи меди-бронзы. Это — последние вехи первобытности. Представьте себе наши челябинские степи и лесостепи в IV-III тыс. до н.э. (5000-4000 лет назад). Здесь живут охотники и собиратели, рыболовы и ранние скотоводы. Основу жизнеобеспечения составляет потребляющее хозяйство: человек использует для своих нужд то, что создано самой природой: добывает зверя на охоте, ловит рыбу, собирает грибы и ягоды.
М.Ф. Я это подчеркну — «потребляющее хозяйство».
Г.З. К концу III тысячелетия климат в степи становится все суше, сокращается количество диких животных, на междуречьях высыхают травы. Чтобы обеспечить себе жизнь, люди степи должны были найти новые формы ведения хозяйства. А это прежде всего полный переход степи на производящее хозяйство.
М.Ф. Подчеркну и это — «производящее хозяйство».
Г.З. В новых условиях люди потребляют то, что производят сами, — выращивают домашний скот и возделывают землю. Исторически это очень длительный и сложный процесс. Он был связан не только с конкретными природными условиями, не только с умением ухаживать за скотом и растениями, но и с радикальным изменением человеческой психологии.
М.Ф. Простите, но можно подумать, что это было начало сельского хозяйства.
Г.З. Нет, это начало всего современного хозяйства, включая металлургию. И это — великое начало. Стремительное освоение нового.
М.Ф. И аркаимцы в этом смысле были первыми на всем пространстве Евразии?
Г.З. Можно смело говорить, что все степные культуры от Северного Причерноморья до Южной Сибири и Китая начиная с неолита шли по пути освоения хозяйства производящего типа. Но не так легко и просто это осуществлялось. Это был грандиозный эксперимент. Новое в культуре накапливается очень медленно, но реализуется обычно в форме взрыва. История должна была выбрать только место и время, чтобы реализовать генеральную идею рождения новой культуры. Для великой степи все сошлось на Южном Зауралье рубежа III-II тысячелетия до н.э. Здесь нашло воплощение все самое передовое для своего времени, все, что находилось в зародыше в разных концах степного евразийского пространства.
М.Ф. Геннадий Борисович, что касается места и времени, пожалуйста, подробнее.
Г.З. Начнем с места. У подвижных охотников и скотоводов (их называют людьми ямной культуры) должна была возникнуть серьезная потребность в длительной остановке. Оседание ямных племен в Зауралье было определено наличием здесь многочисленных выходов медных руд, прежде всего малахитов и азуритов. Окисленные руды, карбонаты меди легко поддаются переработке. Так что первоначальная оседлость населения Южного Зауралья была связана с возросшей потребностью в меди.
Достижениям в развитии металлургии способствовали наличие леса (топлива для металлургических печей) и выгодное географическое положение. Именно здесь, в челябинском Зауралье, лежит великий водораздел европейских и азиатских рек. Это единственное место на географической карте евразийского материка, где теснейшим образом переплетаются истоки сибирских рек и Северного Ледовитого океана с водами Каспия и Средиземноморья (на протяжении антропогена Каспий неоднократно соединялся с Черным морем). Можно образно сказать, что с челябинского пенеплена (бывшей горной, а ныне выравненной местности) реки текут во все стороны света.
Давайте посмотрим с высоты нашего времени на эпоху Аркаима и Синташты. Мы должны признать, что Южное Зауралье было идеальным местом для зарождения цивилизационных процессов. Обратите внимание, исследования (Л.И. Мечников, А.Д. Тоинби, Л.Н. Гумилев и др.) однозначно убеждают, что зарождение и развитие выдающихся очагов культуры происходили в районах, которые отличались контрастными ландшафтами. Только на стыках природных зон — гор и равнин, моря и суши, крупных речных долин и междуречий — рождались новые формы социального бытия и новые технологии. Здесь созревали яркие прорывы духа и первые «зерна» ноосферы, которые В.И. Вернадский и П. Тейярд де Шарден связывали с поздним неолитом и бронзовым веком.
Детальные исследования в области историко-географических взаимосвязей принадлежат Л.Н. Гумилеву. Им составлена «Карта территорий, где возникали новые этносы». При этом он использовал термин «месторазвитие»: «Далеко не всякая территория может оказаться месторазвитием. Так, в пространстве Евразии на всей полосе сплошных лесов не возникло ни одного народа, ни одной культуры. Все, что там есть, было привнесено с юга или с севера. Чистая сплошная степь тоже не дает возможности развития. …Подлинным месторазвитием являются территории сочетания двух и более ландшафтов. Это положение верно не только для Евразии, но и для всего земного шара».
Л.Н. Гумилев во всем мире выделил всего 16 регионов активного этногенеза. Открытие Аркаима и Страны городов позволяет отметить еще один — 17-й регион «месторазвития».
М.Ф. Значит, не все территории на земле равнозначны? С этим мы разобрались. А теперь вторая часть вопроса — время. Как увидеть Аркаим среди других исторических явлений и событий? Где он помещается? Например, Аркаим и Рим.
Г.З. Рим намного младше Аркаима. Между ними лежит огромное временное поле — более тысячи лет. Для осознания времени бытования аркаимских людей лучше обратиться к цивилизациям Ближнего Востока — к Египту, Месопотамии, Средиземноморью, к тому, что нам известно со школьной скамьи. Что было в этих странах в конце III — начале II тысячелетия до н.э.?
Египет этого времени ученые относят к Среднему царству. Знаменитые пирамиды фараонов Джосера, Хуфу и Хафра стоят уже несколько веков. Но строительство пирамид активно продолжается. Правда, они не такие монументальные, как прежде. Интересно, что к эпохе Среднего царства в Египте, в отличие от Аркаима, век бронзы еще не наступил. Там в ходу медные и каменные орудия труда. Широкое применение бронзы (сплав меди с оловом) происходит только к XIV-XII вв. до н.э., то есть к концу 11 тысячелетия до н.э. — на несколько веков позже. Еще один интересный факт — «солнцепоклоннический переворот». Утверждение Солнца как главного Бога в Зауральских степях произошло, кажется, намного раньше, чем в Египте.
Колесницы и лошади появились в Египте где-то около 1700-1600 гг. до н.э. Некоторые исследователи связывают этот факт с активным перемещением индоевропейских племен. Между прочим, в это время Центральная и Западная Европа все еще лежат в первобытности. Здесь почти повсеместно господствуют охотники и рыболовы…
М.Ф. А что происходит в Двуречье?
Г.З. В Месопотамии второй половины III — начала II тысячелетия до н.э. возникают восточные деспотии. В царстве Шумера и Аккада главным городом становится Ур. У власти утверждается третья династия. Первые цари начинают с организации оросительных систем и строительства храмов. Утверждается новый тип храма — зиккурат. Это многоступенчатое пирамидальное сооружение на грунтовой «подушке». Кстати, Большой Синташтинский курган, сооруженный в аркаимскую эпоху на рубеже III-II тысячелетия до н.э., является совсем не отдаленной аналогией месопотамскому храму — зиккурату.
М.Ф. А в Средиземноморье?
Г.З. Конечно, это эпоха знаменитых дворцов Крита. Позднее культуру назовут крито-микенской. Время, от которого сохранились замечательные мифы о Дедале и Икаре, о Тезее и Ариадне. Интересно было бы исследовать, как переплетаются лабиринты Аркаима и Страны городов с лабиринтом архитектора Дедала, который тот создал по заказу царя Миноса. И понять, имеет ли эта перекличка какое-то историческое содержание…
Минойская цивилизация с ее дворцовыми сооружениями сильно пострадала при извержении вулкана на острове Фера (Санторин). Это произошло около 1625 г. до н.э. Миф об Атлантиде часто связывают с этим событием. Вопрос: не является ли пепел, который отмечали при раскопках Аркаима (А. Гаврилюк, И. Иванов), пеплом Санторина?
И еще. В начале II тысячелетия из евразийских степей в Элладу вторгаются волны индоевропейцев. Они называли себя ахейцами. Они привели с собой лошадей, запряженных в двухколесные колесницы. Ахейцы пришли для того, чтобы через какое-то время создать Афины, весь материковый и островной греческий мир и, в конце концов, европейскую цивилизацию.
У нас нет возможности, даже в нашем длинном интервью подробно останавливаться на достижениях цивилизаций Древнего мира. Но, уверяю вас, они по целому ряду параметров в значительной степени сопоставимы с достижениями Страны городов.
Продолжение беседы о традициях, мироустройстве народа Аркаима