От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов

Шаман —- в пещере?

Археолог Владимир Юрин нашел в пещере Увельского района две железные фигурки. И что?

Этот рассказ — с подходом. И не одним. То есть суть его и его интрига откроются не сразу.

В Увельском районе, на реке Увельке, в двух с лишним километрах от берега, в сухом карстовом (в известняках) логу, в его верхней точке, там, где у него самая верхняя дыра, в которую текущая вода уходит под землю, там все и произошло.

И что дальше?

Сухой лог — тоже приток реки, но ушедший под землю. Обычно он обнаруживает себя цепью отверстий. А отверстие — это вход в подземелье, в пещеру. Это — элементарно. Но, оказывается, кроме зияющих дыр, в карстовых логах могут быть воронки, которые время закупорило. Засыпало. Завалило. И даже затянуло дерном. Дыра заткнута пробкой, но внизу — полость. Такие полости называются погребенными пещерами. Пещера есть, но о ней никто не знает. Она погребена. Время ее похоронило.

И что?

Археолог Владимир Юрин, помимо прочего, известен как специалист, умеющий определять и вскрывать погребенные пещеры. На его счету таких — десятки. И в сухом логу, о котором речь, он увидел и вскрыл сначала одну, а потом вторую «пробку» в нутро земли. Вскрыл и спустился в открывшиеся полости. Тут же выяснилось, что они между собой сообщаются. Новую пещеру (длиной метров сорок) назвали Копейской.

И что?

Сюжет с обнаружением других погребенных пещер имеет продолжение, но он уведет нас от главной линии. Вернемся к самому началу — уже в беседе с археологом. Пусть он скажет сам.

— Когда мы расчистили первый вход, нам попалась железная пряжка. Кольцом, овальной формы. А в 2003 году, когда схлынули весенние потоки, вода обнажила кость человека. Бедренную вроде. Или берцовую. Мы, естественно, сразу предположили, что у входа в пещеру может быть погребение.

— И что?

— Годы шли. За семь лет весенние потоки понизили пол пещеры сантиметров на сорок. Грунт уносился куда-то внутрь, а оставшиеся камни мы выносили. И каждый год на поверхности обнажались кости. Все они определены. Это кости домашнего скота — крупного рогатого, лошади, а также диких зверей — косули, бурого медведя, волка, барсука, лисицы, зайца. Одна кость черепа (крс) — со следами рубки. И кость медведя с насечками, а это — явно следы человека.

— И что?

— Теперь — главное. Весной 2009 года вода оставила на поверхности пещеры два железных предмета. Антропоморфной формы. То есть человекообразной. Одна фигурка — женская, другая — мужская. Отмечены половые признаки.

— Владимир Иванович, о них и речь?

— О них. По этому поводу я общался со многими специалистами — археологами и этнографами Челябинска, Екатеринбурга, Йошкар-Олы, Новосибирска. Выявилось, что подобные предметы на Урале никто никогда не находил. Что обычно такие фигурки нашивались на одеяния шамана. Что все, кто каким-то боком связан с изучением народов Севера и Сибири, склонны утверждать: это бывшие вогулы (нынешние манси).

— Но откуда в наших краях манси?

— Именно их места обитания ближе всех к нашей территории. Материалы конца ХIХ, начала ХХ века, собранные этнографами (они хранятся в Эрмитаже), свидетельствуют, что подобные фигурки были у большинства народов Сибири — манси, ханты, нганасаны, кеты, эвенки и т.д.

— Такие же?

— Не совсем. Есть отличия. Наши фигурки более упрощенной формы, контурные. Толщина их 1-1,5 мм. Без чеканки и гравировки, без деталей тела, лица, одежды.

— Что это значит?

— Это значит, что найденные нами предметы — более древнего происхождения. Это не ХIХ и не ХХ век. Предварительно мы датировали находки ХVII веком, первой половиной ХVIII века. То есть до прихода русских на Южный Урал. До строительства здесь заводов и крепостей.

— Тогда вогулы здесь проживали?

— Возможно, граница их обитания проходила не на двести километров к северу от Екатеринбурга, а южнее, где-то в средней части Южного Урала.

— А почему вогулы ушли с территории Южного Урала?

— Их теснили башкиры и русские.

— Однако для чего они, эти фигурки?

— Может быть, это погребение шамана. Или святое место, где лежали предметы, связанные с культом. В любом случае мы планируем здесь раскопки, чтобы выявить новые материалы.

— Владимир Иванович, эти фигурки представляют интерес для вас лично? Ведь это не бронзовый, а тем более не каменный век, которыми вы занимаетесь?

— Эти предметы представляют интерес для всех специалистов. Достаточно сказать, что они на Урале обнаружены впервые.

— Но, может быть, от шаманства нити тянутся в далекое прошлое? Ведь это законсервированная форма верования, которое в истоке имеет очень давние времена, вплоть до каменного века.

— Да, корни очень давние. И то еще интересно, что народы Севера и Сибири сохранили свое язычество до наших дней. В большинстве своем до них не дотянулись ни христианство, ни ислам, ни буддизм.

— Верования этих племен позволяет как-то реконструировать историю религии вообще?

— Да, от каменного века до современности.

— А какое значение имеет то, что эти фигурки — из железа?

— Железо сразу дает какую-то датировку. Потому что все культовые предметы, и антропоморфные, и зооморфные, до этого периода попадались в отливках. А здесь — рубленое железо, характерное уже для поздних столетий. Учтем и то, что железо — материал для тех времен вообще дорогой.

— Можно только догадываться, откуда у вогулов в ХVI веке железо?

— У нас в России из раскопок известны только два подобных предмета. Их обнаружили именно в Сибири. Один — на святилище, а второй — на городище. И именно на мансийских объектах. В слое ХVII века. Такие же рубленые, такие же контурные, такой же толщины. И тоже без деталей. И специалисты пришли к выводу, что эти предметы были изготовлены не из заводского металла, не из проката, а из кованого или кровельного листового железа, которое привозилось из Средней Азии или из Московии.

— У меня такой вопрос. Эти фигурки — примитивные неумелые, грубые, работа, как говорится, топорная. Это о чем может сказать? О том, что те вогулы не могли, не умели еще делать для себя более совершенные предметы, более реалистические, узнаваемые? Или дело не в мастерстве? Может быть, того требовал сам ритуал — чтобы предметы поклонения имели более обобщенную форму? Это — символы, не портреты.

— Специалисты выявили такие факты. Оказывается, костюмы шаманов передавались по наследству сотни лет, а изображения наносились на одеяния краской. Но краски выцветали, контуры размывались. Видимо, когда появилась возможность быстро и просто вырубать металлические фигурки разных размеров, их сразу стали использовать. Шаманы навешивали их на свои одежды — на то же место, где находились рисованые фигурки.

— Во всех религиях и верованиях жрецы избегали подробного реалистического изображения. Бог или идол не мог быть похожим на реального человека. Ведь и в христианстве Христос на иконе — не портрет, а лик.

— Рисунки наших предков были реалистическими только в палеолите. А с мезолита вся живопись — контурная. Можно допустить, что традиция эта — с мезолита.

— Рисунок, любой предмет поклонения имеет очень долгую традицию. Это — идеология тех времен. Каноны и догмы. Которым, как теперь выясняется, историки должны быть благодарны, потому что догмы обычно имеют длинную историю и простираются в древность.

— Находки в Увельском районе заинтересовали известного археолога Сергея Боталова, который углубленно изучает историю угорского народа. В том числе манси. И он усмотрел вот что. Производя раскопки на средневековых памятниках угорской культуры, он обратил внимание на то, что на всех объектах манси есть материалы медно-каменного века.

— Что это значит?

— Он допускает, что угорцы, те же манси, знали эти священные места с глубокой древности. И они их посещают вплоть до современности. К этому же ведут наши находки. В этой пещере могут оказаться предметы из более древних эпох. Из того же медно-каменного века.

— Нельзя ли предположить, что просторы сибирской тайги затрудняли контакты этих племен с соседями? Что суровые условия их обитания законсервировали образ их жизни, их первобытность, их «дикость» — так же, как в тропиках Африки и других материков племена жили в прочной изоляции, не создавали крупных конгломераций, не формировали какую-то государственность? И благодаря этому донесли до нас свои первобытные традиции?

— Это, видимо, правильная параллель. Что сюда, что туда, цивилизация проникла очень поздно. «Дикарей» Африки и островов обнаружили в ХVI, ХVII веках. И здесь в это же время мир открыл вогулов и другие народности.

— И последнее. Вас сразу заинтересовали эти вещицы?

— Когда я увидел первую ржавую железку, сразу обратил внимание на ее человекообразную форму. Где-то в другом месте я, может быть, и не обратил бы внимание на нее, но здесь, я, конечно, был внимательным ко всем без исключения находкам. Просто так в пещере такая вещь не может оказаться. А когда выявился второй предмет, я стал консультироваться с разными специалистами. И еще я хочу подчеркнуть, что находка появилась именно благодаря тому, что мы вскрыли закрытый природой вход в пещеру. Это наш особый подход к изучению пещер. А работу эту я выполнил как заведующий отделом полевых исследований областного центра дополнительного образования детей, со школьными отрядами Увельского района и города Копейска.

Оказывается, две неказистые фигурки из ржавого железа могут рассказать об очень многом. Если с ними уметь «разговаривать».

Михаил Фонотов

Следы сибирского шамана в пещере Южного Урала

Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования