От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов

Углежог металлургу брат

Инженер Струнский, сообщая о своей хозяйственной, производственной деятельности и учебной работе с курсантами, «упустил» на первых порах очень важную деталь. Во-первых, курсанты имели смутное понятие об углежжении, тогда как рабочие «Порогов» в 20 верстах от завода на своей делянке занимались этим делом. Поэтому Борис Михайлович поехал туда вместе со своей «группой первого цикла» и подробно рассказал о старинном и традиционном ремесле уральских металлургов. Что такое уголь? Углерод? Зачем он нужен сплаву? Чем знаменит «Русский соболь»? и т.д. Попутно, Струнский «в форме вопросов и ответов» поведал о смолокурении...

...Даже в начале века двадцатого Челябинск мартенов и плавильных печей не имел, но кузницы функционировали с самого начала его основания. Сколько лошадей надо было «обуть» железом, сколько гвоздей и скоб сковать! А для доброго нагрева железа нужно высокосортное топливо (Донецкий бассейн только осваивался). К нему и относился древесный уголь, выжиг его требовал больших и изнурительных усилий. Без него не могли стабильно функционировать ни Златоустовский, ни Саткинский заводы, и, разумеется «Пороги». Осуществлялся выжиг при самом скудном доступе воздуха, когда древесина не горит, а только тлеет, помещенная в замкнутое пространство. При этом выделяется угарный газ, который и сам использовался как высококачественное топливо. Его применили примерно до середины 50-х годов в моторах тракторов и автомобилей. Люди старшего поколения помнят, конечно «газгены» грузовики-«захары» с огромными цилиндрами сбоку кабины, работавшие на березовых чурках их звали «самоварами». А «чуть раньше» именно на древесном угле уральцы плавили железо «Русский соболь», очень ценимое за рубежом. Оно не имело вредных серы и фосфора, обладало сказочной ковкостью и пластичностью, не ржавело десятилетиями. И из такого «железа», к примеру, сделаны рельсы нашей детской железной дороги, сработанные еще в 1909 году. На некоторых из них сохранилась дата...

И хотя выжигом угля мог заниматься практически любой мастеровой, но не каждый выдерживал тяготы производства. В лесу, на месте рубки древесины, расчищался «ток» для костров, поленья длиной в полтора-два метра укладывали кучей вокруг кола или трубы из досок, ставя их стоймя в я в несколько слоев так, чтобы образовался курган метров до шестнадцати диаметром. Практиковался и другой способ укладки поленьев лежа, и куча получалась продолговатая, с одного бока пологая, крутая — с другого. Поленья укладывались плотно, пустоты заполнялись лесной рухлядью. Кучу или костер покрывали слоем дерна — «чепцом» и засыпали землей. Если куча укладывалась вокруг кола, в «току» прокалывалась к нему канавка для зажигания дров. Рядом возводились шалаши и землянки для углежогов, то есть устраивался целый комплекс углежжения (курень, майдан, угольница).

Затем после короткого шабаша (отдыха) углежоги приступали к самой тяжелой работе, она длилась неделю. Из тлеющих дров выделялся сернистый дым, он «одеялом» (низко стелился: «лютые газы выделялись из-под «чепца», так что происходили взрывы. За костром надо было постоянно следить, то открывая дополнительные отверстия в «чепце», то засыпая их землей. Покоя не знали углежоги ни днем, ни ночью, глаза воспалялись от дыма, одежда и обувь пропитывались сажей насквозь. Когда дым приобретал светлую окраску, наступал второй, более легкий этап, но не менее ответственный. Засыпав нижний ряд дров, пробивали ходы в верхней части «чепца», чтобы обугливание охватило всю древесину. Теперь возникла опасность, что от притока воздуха вспыхнет огнем вся куча углей. Приходилось многократно забираться на кучу, чтобы забивать свищи дерном, захлопывать непредвиденные дымоходы и, наконец, ждать полного охлаждения кучи. Затем ее разбирали и «выводили» продукцию. Она, как правило, составляла менее четверти от общей массы дров. Поэтому для получения достаточного количества угля и, соответственно, заработка, приходилось вкалывать на курене долгие недели, зачастую в всю зиму. Серьезной отрадой для углежогов считалось то, что ни вошь, ни клеш, ни блоха не заводились в их несусветной копоти и саже.

В годы индустриализации об углежжении вспомнили вновь. Строительство крупных заводов в Челябинске требовало громадных расходов древесины, и следовательно, централизованное снабжение серьезно захромала. Выход нашли простой, организовав лесосеки дачи в окрестностях Миасса (абразивный завод), Сатки, Верхнего Уфалея и Златоуста (ферросплавный завод). На каждой из лесосеки трудились лесорубы и пильщики, они кроме валки леса, занимались и углежжением, курением смолы и «высадкой» дегтя. Однако только ферросплавный и абразивный заводы обзавелись собственными куренями для выжига древесного угля высшего качества. Он им был крайне необходим для проведения комплекса опытных плавок металла в мощных электропечах. Опыты увенчались успехом: металлурги получили железные сплавы с определенными свойствами для производства бронебойной стали...

Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования