Чудеса в решете
Художественная роспись стен в церквях давно стала особым сакральным видом искусства. Она отличается от других степенью ответственности, которая требуется от мастеров. В идеале необходимо добиться того, чтобы святые на рисунках воспринимались людьми, как живые. А каждый прихожанин словно бы на время своего присутствия в церкви становился очевидцем библейских событий. В старину храмы расписывались весной и летом, начиная с мая и заканчивая сентябрем. По грунту мастера делали разметки вертикально и горизонтально, чтобы уточнить месторасположение намеченного рисунка. Брали в работу площадь от шести до девяти квадратных метров, так как именно она была максимально удобной для разрисовывания. Старинные стенные росписи всегда совершались красками, где связующими элементами были либо яичный желток или растительные клеи.
Настенная живопись православных храмов – это стройная система, которая подчиняется законам канонической росписи. Расписывать храм начинают с купола, затем переходят к алтарю, хорам, притвору и входу. В последнюю очередь расписывают многофигурные композиции в четверике и орнаменты в самом низу храма. Для работы используют силикатные, масляные краски и художественный акрил. Однако роспись исполняла не только учительную функцию. Пришедший в храм человек не просто разглядывал те или иные изображения, но сам становился соучастником тех или иных событий. Все изображения в церквях располагались в четком соответствии с их иерархией. Наиболее сакрально значимые зоны храма располагались вверху – купол и свод алтаря и символизировали они духовное небо. Далее шли своды храма и верхние части стен, которые обычно отводились под изображение событий евангельской истории. Наконец нижние зоны интерьера представляли собой земной мир. На том же уровне вместе с ликами святых пребывал и пришедший в храм человек.
Весной 2013 года ко мне обратилась жительница села Тавранкуль с невероятной вестью – чудотворным появлением ликов святых на стене местной церкви Преображение Господне. Данный факт женщина сочла за знак Божий. Храм в Тавранкуле возводился семь лет и был освящен 16 апреля 1871 года. Заинтересованный полученным известием, я решил лично убедиться в сказанном и найти логичное объяснение произошедшему чуду. Оказалось, что прохудившаяся и дырявая как решето ветхая кровля храма перестала препятствовать дождевым потокам, которые смыли слой извести на побеленной в Советские времена стене. После прохождения многодневных ливневых дождей под размытым слоем извести проявились старинные настенные фрески с изображением ликов святых. Прискорбно, что первоначально внутренне убранство Тавранкульской церкви начинает восстанавливаться посредством проявления неутомимых сил природы, а не рук человеческих.
Следует добавить, что в тридцатые годы прошлого века службы в Тавранкульской церкви прекратились. Здание храма одно время использовалось как складское помещение. Затем церковь приспособили под мастерскую и завезли станки. Естественно, что предварительно все настенные и купольные фрески были забелены. При паспортизации 1977 года всех старинных каменных храмов, расположенных на территории Красноармейского района, Тавранкульская церковь – единственная, которая по не понятной мне причине не была поставлена на государственную охрану как объект культурного наследия и памятник архитектуры.