Когда в Челябинске появились пожарные машины
Рис. 1. На рисунке показана «Средняя заливная труба».
Перед первой публикацией этого материала (лет 9 назад) я отдельным постом задал вопрос: «Когда в Челябинске появилась первая пожарная машина?». Те два человека, которые решили ответить на этот вопрос, так или иначе, связали появление таковой с советским временем. И понятно почему — «пожарная машина» воспринимается как «пожарный автомобиль». Но машина, на самом деле, это просто механизм. А синонимом слова «автомобиль» слово «машина» стало довольно поздно.
Так вот, первые пожарные машины, которые назывались «большая заливная труба», появились в Челябинске годах в 1760-х
Поскольку есть люди, которые уже написали текст про пожарные механизмы XVIII — начала XIX в., и разбираются в этом лучше, чем я то лучше почитать их: «Основным средством тушения пожаров являлись заливные трубы. Они не имели приспособлений для всасывания воды из естественных источников, а снабжались специальными наливными ящиками (коробами), куда вода заливалась вёдрами или из бочек. Нагнетательный механизм (насос), помещённый в жёстко закреплённый наливной ящик, подавал воду к месту пожара по рукавам. Подача воды на пожар с помощью заливных пожарных труб требовала больших затрат ручного труда для её перекачки по рукавам и непрерывного подвоза конно-бочечными ходами. Так в конце XIX в. для обслуживания одной заливной пожарной трубы назначалось около 50 чел. Из них 12 чел. в две смены качали коромысла нагнетательного механизма, 8 — обслуживали выкидные рукава и ствол, а 30 чел., выстроившись в один или два ряда, подносили к трубе воду вёдрами и ушатами. Дальность действия водяной струи составляла 12-14 аршин (8-10 м) при максимальной производительности трубы около 20 вёдер/мин (3 л/с). Заливные трубы были большими, средними и малыми, в зависимости от количества воды, подаваемой ими на пожар. При пожаре в здании малую трубу, которую могли перенести 2-3 чел., устанавливали вблизи очага горения и в наливной ящик качали воду средней или большой трубами. Большие и средние заливные трубы во всех случаях были жёстко закреплены на конной повозке, которую размещали вблизи здания. К началу XIX в. в России имелись фабрики, изготавливающие пожарные трубы, в том числе большие, дающие струю воды высотой около 10 сажень (более 20 м). Разработкой оригинальных конструкций пожарных насосов занимались русские изобретатели и умельцы Л. Собакин, М. Казаманов, И. Бондаренко, П. Зарубин, Ф. Блинов. В 1812 г. В Москве и Санкт-Петербурге были учреждены специальные мастерские — пожарные депо для «делания огнегасительного инструмента и рассылки его по всем губерниям». Это отсюда — http://cars-repaer.ru/stati/neus47.html
А сейчас немного о том, как обстояли дела этим в Челябинске. Указ 1763 г.: «из Исетской правинциалной канцелярии, от полицейских дел повелено: По 1-е 1763 году сентября дня для лутчей предосторожности от пожарных случаев иметь всегда при челябинской ратуше в готовности две бочки воды, и прислать прежде взятые с посадских и цеховых, кому с чем на пожаре быть, подписки. И поправить по расписанию колодцы, а особливо иметь от огня крайнюю осторожность».
В самом начале 1780-х годов, когда Исетская провинция расформировывалась, и Челябинск становился из города провинциального уездным, происходила передача казенного имущества от бывших структур новым. Часть таких описей сохранилась, и их в свое время нашел в Пермском архиве И.В. Дегтярев. Я прошел по его следам и откопировал в Перми некоторые документы. В числе прочего интересного в одной из описей такой фрагмент:
При доме полиции «Да для пожарных инструментов сарай в длину семи сажен в ширину четыре сажени из березоваго лесу, только обнесен с дву сторон и крыт драницей
При оной полицеи пожарных инструментов:
Больших заливных пожарных труб с прибором на дровнях и колесах 2 при оных спрысков два и шомполов — 2.
Бочек на роспусках и колесах — 2
Ручных медных труб ветхих при оной 11 при коих щурупов восемь да трех крыш нет.
Багоров пожарных с древками на одних передках — 3.
Вил з древками — 3.
Крюк з древкой — 1.
Без древков крюков з цепями железными — 2.
Бес цепей:
Багров — 2
Крюк — 1
Вил — 5
Все они без древков.
Дровней ветхих — 4».
Рис. 2. Чертеж: огнегасительные инструменты и принадлежности к оным.
Большие заливные пожарные трубы — первые пожарные машины. Фактически, это помпы, укрепленные на телеге, либо на санях. К помпе крепился рукав для всасывания воды из бочки и выкидной рукав с трубой, по которому из помпы подавалась струя воды для тушения пожара. Воду везли в бочках на отдельных санях, или телеге, в зависимости от времени года.
Ручные трубы, это, скорее всего, так называемые «малые» трубы — более легкие, они не крепились жестко на телеге, или санях, их можно было переносить вручную. Возможно, что их использовали и в качестве насосов для быстрого наполнения бочек.
В 1791 году челябинский городничий секунд-майор Иван фон Швейгофер направил в Челябинскую городскую думу обращение «при коем прислана для поправления одна из состоящих при Управе благочиния пожарная заливная медная машина с прибором. Которую городовая дума споспешествуя общей безопасности старалась елико можно поправить посредством здешних городовых ремесленников. Но все предпринятые к сему способы были тщетны».
По запросу городской думы городничий выяснил, что «вышеозначенная машина с прибором, равно и прочие к пожарному случаю принадлежащие инструменты первоначально заведены были прошлаго 1754 года». Расходы на покупку и последующее содержание покрыли за счет сборов с жителей города, собрав с домовладельцев по 42 ¾ копейки с каждой печи. Впоследствии каждый год собирали с каждой печи по копейке — на ремонт машин и пожарного оборудования в целом. Городничий отметил, что на момент принятия им дел, денег, собранных на починку пожарных труб не значилось и вс те годы, пока он был городничим, таких сборов не производилось. Соответственно и денег на ремонт не было. «А посему означенная заливная машина в разсуждении давняго ея заведения пришла в совершенную верхость и, как видно, от немалого употребления гораздо измята и винты в надлежащих местах сделались слабые. Следовательно и ныне вещи должны быть переделаны или вовсе переменены, но сие зделать инако не можно, как посредством знающих таковое искусство мастеров, каковых в здешнем городе совсем нет». Дальше следовало рассуждение, что ветхую пожарную машину можно продать с аукциона и «купить новую чрез бывающих в знатных российских городах здешних купцов».
Но городская дума констатировала, что денег на покупку новой пожарной машины нет и самовольно устраивать сбор с горожан она не может, поскольку в таком случае надо собирать деньги не только с городских сословий, то есть купцов, мещан и цеховых, но со всех живущих в Челябинске. Поэтому обратились к правителю Уфимского наместничества генерал-поручику Александру Александровичу Пеутлингу, чтобы он рассудил, как же быть дальше.
Губернатор Пеутлинг предложил «ту пожарную медную заливную машину, состоящую в городе Челябе, которая пришла в совершенную ветхость и к поправлению безнадежна, а потому и ко употреблению на случай пожарной не способна, с аукционнаго торгу волно желающим продать». А дальше довольно интересно: «Что же принадлежит до збора с обще жителей города Челябы на покупку вместо сей старой, новой трубы в складку просимых думою денег, так сие зависит не от его высокопревосходительства, но от общества градскаго. И потому, буде живущие в городе Челябе разнаго звания люди добровольно на дачу к покупке сей машины денег согласны, тогда имеет градская дума, собрав потребную сумму, ту машину искупить».
Городское общество собралось 4 ноября 1792 года в общественном доме (бывшем купца Сапожникова) и постановило первым пунктом: «купить одну большую заливную трубу английскаго или российскаго лучших мастеров дела, от шести до семи сот рублей, ко оной для воды чанов или бочек четыре, роспусков или дровней по томуж числу, крюков больших и малых шесть, вил больших двои, щитов войлочных шесть, швабр толикое ж число. Для содержания заливной трубы сделать на пристойном месте посредине города с согласия Управы благочиния удобной покой, и для прочих инструментов при оном покое сарай».
Кроме этого, общий сход решил собрать на постройку «покоя» и сарая, и на «ведение» и ремонт инструмента еще до трехсот рублей, а общая сумма планируемого сбора составила девятьсот рублей. Деньги решили брать с жителей по количеству печей. Для того, чтобы сделать раскладку — сколько платы придется на каждую печь, постановили составить список дворов с указанием, в каком сколько печек насчитывается.
Попутно выяснилось, что деньги на ремонт одной машины в 1787 году все же собирали, но только с купцов и мещан, по 14 копеек с печи. На полученные деньги заказали у челябинских сапожников рукав для одной из машин и кожаные ведра.
Для обслуживания пожарной техники городничий требовал: «к заливно трубе рабочих четыре, ведерников (тех, кто подносит воду ведрами) четыре человека, и для воски трубы одну, багров одну, итого три лошади, вощиков три человека прислать к нему городничему для определения к имеющимся инструментам». Дума категорически заявила, что на содержание такого числа работников и лошадей в год надо будет не менее 500 рублей и таких денег собрать с жителей города просто не реально. Городничему предложили, согласно законам, «господин городничий может и может до состояния на здешнюю Управу благочиния штата в потребном случае, к заливной трубе, для качки оной и носки воды людей, а равно и лошадей пристойное число по основанию полицейской инструкции назначить с лутчих в городе домов, кому присвоены превосходные екипажи, и кои во всякое время в доме своем оных содержат». Конечно, вариант предложенный думой, не давал выхода из положения — звать людей из дома, в случае пожарной тревоги, означало потерять время. Но и понять выборных руководителей города тоже можно — жители и без того несли на себе все расходы, связанные с уборкой улиц, ремонтом дорог и мостов, воинский постой и т.д. Еще один денежный сбор, причем крупный, многим был просто не по силам. В действительности, пожарная техника практически во всех городах России того времени находилась в ведении полиции. А полиция как раз находилась в прямом подчинении городничего (Управа благочиния, это просто другое название полицейской управы).
Итак, уже в 1754 году в Челябинске появляется первая пожарная машина. Конечно, это не тот «вариант» к которому мы сегодня привыкли. Но надо вспомнить, что машиной изначально называли просто механизм. Экипажи с двигателем внутреннего сгорания, когда они появились, называли автомобиль, или авто. Употребление слова «машина» в качестве обозначения автомобиля — явление достаточно позднее. Ну и из цитированных документов, надеюсь, вы убедились, что современники называли большие заливные трубы пожарными машинами. Так что первая пожарная машина у нас в городе появилась 270 лет назад...