От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов
  • Главная
  • История
  • • Почему и куда исчезла «жемчужная дорога» Южного Урала:

Почему и куда исчезла «жемчужная дорога» Южного Урала:

Почему и куда исчезла «жемчужная дорога» Южного Урала: её открывал сам Император, пропажу искало само КГБ

Помните рекламу шоколада Милка, ну ту самую, в которой посреди широких зелёных-презелёных альпийских лугов, будто игрушечный пыхтит мелкий паровозик. В ярких, словно игрушечных вагонах, катают туристов, которые говорливыми стайками мечутся от окна к окну, яростно щёлкая на фото горные вершины, колоритных пастухов, и бесконечные стада коров.

Швейцария гордится своими узкоколейными железными дорогами и уже давно сделала их мировой достопримечательностью, посмотреть на которую и, главное, покататься приезжает около 7 миллионов человек в год. Стоимость годового обслуживания этой железной дороги, протяжённостью около 14 километров, окупается всего лишь за 3 дня.

А что бы вы сказали, если узнали, что на Южном Урале, в непролазной тайге, посреди красивейших горных вершин Ямантау, Арвякрязь, Иремель и не менее зелёных альпийских лугов, есть своя собственная узкоколейная железная дорога.

Причём длинной не 14, не 114 и даже не 214, а целых 417 километров:

Правда, она исчезла...

Ну, как исчезла, вот так она выглядит сейчас:

Туристы, перебегающие ручей недалеко от «элитного дачного посёлка» Шушпа удивляются:

— Ого, тут, наверное, раньше деревянный мостик был. Не пожалели кирпичей для людей!

Когда они узнают, что по этим небольшим быкам было натянуто железнодорожное полотно и ходили настоящие, пусть маленькие, но всё же, паровозики, у них отвисает челюсть

Дорога была построена в 1912 году для исправления самого большого недостатка южноуральских металлургических заводов. Дело в том, что заводы делали очень много металла, но увозили его в центральную Россиию или на лошадях или сплавляли по Белой. А это было возможно только в течение 1 месяца. Всё остальное время металл просто копился на складах.

Немцев, собственников предприятий, такая ситуация не устраивала. Поэтому было решено связать Белорецкие заводы с Транссибирской магистралью, то есть проложить делезную дорогу через 3 высочайших хребта Южного Урала вдоль подножия горы Иремель и довести её до города Катав-Ивановск

Силами российских рабочих и крестьян, наёмных китайских рабочих, немецких инженеров этот план был реализован в самые кратчайшие сроки. Интересно, что развдработы заняли больше времени, чем строительство самой дороги. Настолько было непросто найти даже не крачайший или безопасный, а реальный путь между хребтов.

Некоторые горы и скалы можно было, пусть сильно петляя, но всё же обойти, некоторые взрывали или вручную долбили кирками. Это был титанический труд.

Дорога дала мощный стимул для развития всего региона, ведь при помощи привезённых из Германии мини-паровозиков, возили не только металл, уголь и торф. Активно развивалось пассажирское сообщение.

5 грузовых или 8 пассажирских вагончиков ходили по дороге каждые 2 часа, обеспечивая непрерывную связь между заводами и посёлками. Благодаря целой системе разъездов на БУЖД ходило 12 паровозиков в одну сторону и 12 паровозиков в другую, то есть целых 24 штуки. Со временем их начали заменять на тепловозы.

О важности дороги говорит тот факт, что на её торжественном присоединении к транссибирской магистрали присутствовал один из членов императорской семьи. В своей речи по поводу открытия дороги, он назвал её жемчужиной Урала. Так это название и приклеилось к узкоколейке — жемчужная или, ласково, жемчужинка.

Местные же жители, любившие и ценившие железную дорогу не меньше императора, ласково называли её Кормилицей.

Не снизилось значение дороги и в советский период, до начала 70-х годов она исправно выполняла возложенные на неё задачи. А в военный период и перевыполняла, когда вместо 5 грузовых вагонов за паровоз цеплялось 14! По подсчётам одного из машинистов, за все годы её существования по дороге перевезли более 120 миллионов тонн грузов. И всё это по красивейшим местам, от которых та же Швейцария нервно курит и топчется в сторонке.

Увы, в 70-х годах ХХ века магистраль, можно сказать, дорога жизни внезапно испарилась. Пропала, как будто её и не было. Дело дошло даже до абсурда, по жалобам местных жителей о пропаже дороги, «возбудилось» КГБ, был отправлен следователь, который узнавал у местных жителей, почему, куда, да как.

Следователь из КГБ тоже исчез... конечно нет, просто ему объяснили почему. Правда, более компетентные органы — ГРУ.

Всё дело в тайге, в тех самых красивейших местах, по которым шла узкоколейка. А проходила она непосредственно по территории Южноуральского государственного заповедника. В самой непосредственно близости от:

Да, той самой горы, которую местные жители называют Плохая гора. Эта гора сыграла самую что ни на есть роковую роль в истории «жемчужинки». Сначала её отрезали от транссибирской магистрали, потом разобрали полотно до Тирляна, лишь бы подальше от заветной горы у подножия которой во всю шла суперсекретное строительство. Сами понимаете, ветка узкоколейки проходила всего лишь в 12 км от него.

Оставшееся полотно от Тирляна до Белорецка было демонтировано в 2005 году по решению собственника Белорецкого Меткомбината — компании Мечел. Без связи с «большой» дорогой ветка до Тирляна стала слишком дорогим удовольствием.

Так Южный Урал лишился настоящей жемчужины в своём богатом убранстве, которая могла бы дать даже не вторую, а третью и даже четвёртую жизнь этому району. Сделав его туристической меккой не только для наших туристов, но и зарубежных.

Увы, увы, увы...

 Стеклянная сказка

 

  • Главная
  • История
  • • Почему и куда исчезла «жемчужная дорога» Южного Урала:

Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования