Зеленая война
Н. С. Шибанов лауреат премий имени Н. П. Бирюкова и Ф. М. Старикова,
а также имеет награды Оренбургского казачьего войска:
кресты и почетные грамоты и Почетную грамоту Губернатора Челябинской области.
1936-2008г
Введение
Мы многое знаем о братоубийственной гражданской войне в нашем краю и о кровавых 1918–1919 годах. Но до сих нор нам неведома «малая» гражданская война 20-х годов, когда тысячи казаков и крестьян оказали яростное сопротивление новой власти, не приняв политику «военного коммунизма» и связанную с ней продразверстку.
Этому трагическому периоду в истории нашего края посвящена книга «Зеленая война», написанная на основе материалов местных архивов.
«Зеленой» война называлась потому, что казачьи повстанцы жили и бедовали в горах и лесах, а позже сомкнулись с башкирами и татарами, яростно боровшимися под зелеными знаменами против новой власти. И существовало у них этакое «зеленое братство». А боевые действия против милитаризованной власти, ее регулярных частей и особых отрядов вели молодые казаки, малоопытные в политической борьбе. Но эта короткая «зеленая» борьба доставила власти много хлопот, а от казаков-повстанцев потребовала больших жертв и испытаний. И она была тем более опасна для местной власти, что проходила на границах Башкирии и в самих ее кантонах, вовлекая в ряды борцов сотни и сотни башкир и татар.
Движение «зеленых» партизан на Южном Урале к концу сентября и началу октября 1920 года превратилось в крупное восстание. Уже позже, отмечая в 1922 году юбилейную дату создания частей ЧОН, «Советская правда» за 27августа 1922 года опубликовала информацию об этой войне, причем упомянула только повстанцев из отряда казаков Выдрана и Луконина, олицетворявших собою весь накал и масштаб жестокой борьбы части казачества против новой экстремистской власти: «Сентябрь 1920 г. — вся южная часть нашей губернии охвачена волной бандитизма под руководством Выдрана и Луконина. 20 сентября. Верхнеуральск оторван от всех районов и от Челябинска. Сил мало. По агентурным сведениям, бандиты намерены занять Верхнеуральск...»
Как видим, оценка казаков-повстанцев здесь однозначная и сугубо политическая: бандиты и только. Вот так все 75 лет политизированные историки и идеологи оценивали народную борьбу за свое выживание.
Так кто же такие уйские повстанцы? Бандиты-головорезы, лесные разбойники и отпетые головушки или борцы с беззаконной грабиловкой, произволом и террором новой власти, а потому истинные народные заступники и его радетели?
Как правило, в понятие «народный заступник» и «борец за народное дело» советская пропаганда и историческая наука вкладывали мысль о противостоянии и борьбе прогрессивной, революционной части трудящихся против самодержавия, буржуазии, казачества и священства. Историки и политики их упорную и длительную борьбу навали классовой, считали се справедливой и необходимой. И в какой-то мере они оказались правыми: в казачьих областях издавна существовали социально-политическая напряженность и неравенство. Рабочие, крестьяне и мещане-разночинцы не имели здесь ни экономических, ни политических прав: не владели земельными паями, не имели права голоса в казачьей общине, не могли избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Вот это социально-экономическое ущемление пришлых людей и подпитывало неприязнь и зависть к казачеству. Поэтому из среды крестьян и рабочих станицы вышли такие деятельные и авторитетные народные заступники, как, например, крестьянин Д. И. Панов, рабочий-засыпка мельницы А. В. Балмасов, кузнец-кустарь Г. М. Пятченко. Они несколько лет упорно и последовательно боролись за жизненные интересы своих братьев по сословию, нужде и судьбе. И такие, как они, в конце концов победили и совершили переворот в центре и на местах.
Но с победой советской власти в казачьем крае восторжествовала жестокая, антинародная политика «расказачивания», выселения, экономического удушения и физического уничтожения лучшей части когда-то славного и заслуженного сословия. И казачьи станицы стали скудеть и опустошаться, а семьи казаков вымирать. Например, в поселке Фоминском, по данным станисполкома, в январе 1920 г. числилось 1109 жителей, а на 2 августа 1923 г.- 541, по другим сведениям на 1 января 1924 г. здесь проживало 387 душ, или за 3–4 года население уменьшилось на 51,3 и 65,5 процента.
Вот в этот трудный момент второй половины 20-го года, когда наступили труднейшие всеказачьи испытания голодом и террором, когда встал вопрос о том, быть или не быть казакам, в станицах появились новые народные заступники-патриоты, вставшие на защиту своих семей, хозяйского добра и казачьей вольности. Именно казачьим лидерам С. А. Выдрину и Я. Г. Луконину, их верным соратникам-повстанцам принадлежит честь первыми поднять знамя народной борьбы за свою волю и долю и поставить хотя бы временный и непрочный заслон насилию, произволу и геноциду в станицах.
Ранее мы всем миром воздали должное народным заступникам от советской власти, теперь пришла пора вспомнить и почтить народных казачьих заступников, стоявших в борьбе по другую сторону баррикад. Вот тогда и восторжествует справедливость, историческая правда.
Между прочим, в казачьих поселках уже давно помнят, чтут и отдают должное своим заступникам и борцам С. А. Выдрину и Я. Г. Луконину. В 1974 году я приехал в поселок Филимоновский, что в Чебаркульском районе, чтобы встретиться и поговорить с родственником командира повстанцев Степана Выдрина, уроженцем Уйской станины Александром Ивановичем Выдриным. Ко мне вышел слегка прихрамывающий, с бородкой, 78-летний старик. Чувствовались его настороженность и недоверие к нежданному гостю. На мои вопросы он отмалчивался, потом сказал:
— Думаешь,Степан Выдрин— плохой человек?
— Его называют бандитом...
— Нет, он был хорошим человеком...
Много лет спустя те же слова я услышал из уст его внука А. Ф. Выдрина. В тот же год мне удалось встретиться в поселке Выдринском с 70-летним стариком, ветераном Великой Отечественной войны Иваном Андреевичем Лахтачевым. Спросил о его братьях-повстанцах Тимофее и Александре. Он также отмолчался. Позже удалось встретиться с младшей сестрой Степана Выдрина Марией Степановной — и она ничего не рассказала. Уйский историк-краевед Р. Г. Логинов как-то поделился впечатлениями о встрече в поселке Кирябинке, что в Башкирии, с дочерью коменданта повстанцев Я. Г. Луконина Натальей Яковлевной. Но 75-летняя старушка ни слова не сообщила дотошному историку: на все вопросы отмолчалась. Не потому ли не откликались на наши обращения и отмалчивались старожилы поселков и родственники десятилетиями проклинаемых «бандитов », что не могли, боялись говорить горькую правду жизни и борьбы своих родных и близких? А бубнить в очередной раз ложь и обливать грязью память о чтимых ими отцах и братьях — не хотели. Вот и молчали.
Предлагаемая читателям книга состоит из 16 исторических очерков, написанных на основе документальных материалов, найденных в архивах, в старых газетах и в воспоминаниях ветеранов гражданской войны. Вот названия отдельных из них: «Под прессом власти», «В бегах и лесах», «Кровавые расчеты», «Кумлякский бой», «Рейд на Златоуст», «Невольные мытари», «Непобежденный», «Конец мастера Лузина» и т. д.
В книге прослеживаются жизненные пути командиров повстанцев Я. Г. Луконина, С. А. Выдрина, Н. Я. Лузина, а также красных командиров и советских лидеров К. А. Богатырева, С. Т. Ларина, С. А. Новикова и других. Рассказывается о трагической судьбе десятков повстанцев и противостоящих им красноармейцев, милиционеров, коммунистов и активистов.
Впервые делается вывод о том, что повстанцы Выдрина — Луконина большей частью казнили тех коммунистов и активистов, на которых поступали соответствующие списки и приговоры казачьего общества, схода. Поэтому многие коммунисты, руководители районов, даже попадая в плен к повстанцам, оставались живыми и невредимыми. Так спаслись ответственный секретарь Уйской партячейки (на правах райкома партии) С. И. Шатров, местный казак, бывший председатель ревкома и военкома, активный партиец М. Е. Наговицын, член станичного партийного суда, коммунист тов. Лебедев, молодые активисты-комсомольцы Гордей Чесноков, Иван Онисько, Иван Маслов и многие другие станичники. Только благодаря народному заступничеству, С. А. Выдрин освободил попавшего в плен бывшего председателя уездного ЧК, председателя Карагайского исполкома и партячейки Василия Хорохорина и его заместителя тов. Бибикова, а также почти 50 коммунистов, комсомольцев и активистов этого юрта.
В очерках даются примеры расправ местной власти и краскомов над мирными жителями, семьями дезертиров, захваченными заложниками. Лишь в трех случаях: после убийства С. Т. Ларина, М. Е. Копырина и комбата продполка тов. Лапина было взято из Уйской станицы около 300 заложников, судьба которых оказалась трудной, а многих и трагичной.
В книге дается достаточно полное описание боевых операций повстанцев, реально оценивается вклад в разгром «зеленых» партизан К. А. Богытырева. Называется число красных и зеленых отрядов, участвовавших в боевых действиях, указывается их численность. Дается краткое описание истории борьбы других повстанческих отрядов в Башкирии и на юге Челябинской губернии.
Основная цель книги — добиться полной реабилитации оклеветанных и репрессированных казаков-повстанцев Уйской и других станиц, их погибших родственников и земляков. Хотелось также объективно показать, как у простого люда, воинов-пахарей «кротость и смирение могут перейти в свирепость и разъяренность », а из искр классовой розни и ненависти, посеянных большевиками, разгорелось кровавое пламя новой, малой, но жестокой гражданской войны.
В книге содержится большой фактический и документальный материал. Например, в главе «Под прессом власти» приведены статистические сведения по экономике края, прослеживается динамика обеднения и упадка когда-то богатых казачьих хозяйств, указывается размер тяжкой продовольственной разверстки и число умерших от голода за первую половину 1922 года в Уйской станице.
Все это должно убедить читателей в том, что сопротивление и борьба части казачества против новой власти были вынужденными и просто необходимыми: за свою свободу и выживание, против элементарного геноцида.