От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов

Роковые скалы Таганая: авиакатастрофы

Таганайские скалы завораживают своей дикой красотой. И манят своей доступностью — вроде бы и без особых альпинистских навыков можно чуть ли не на любую взобраться, чтобы полюбоваться открывающимся с вершины видом. Но не любит Таганай легковесного к себе отношения. И порой поворачивается к людям не самой доброй своей гранью. Вот две трагические истории, связанные с таганайскими скалами. Истории двух авиационных катастроф. Основаны они на рассказах очевидцев, поэтому сразу оговорюсь, что за абсолютную точность в деталях ручаться не могу — мои собеседники рассказывали об этих событиях много лет спустя после случившегося, да к тому же и я, к сожалению, не обладаю фотографической памятью…

Вид Златоуста (р-н жд вокзала) с г. Косотур. 2015 г. Фото автора.

Малый Таганай. Год 1944

Бабушка моя, Мария Егоровна Созинова, знала на Таганае чуть ли не каждую тропку, исходив его вдоль и поперёк. Летом она чуть ли не каждую неделю в лесу бывала. Как только начинали грибы вылезать, да ягоды зреть, так бабушку Машу только в лесу и можно было сыскать. За многие годы и происшествия с бабушкой разные случались, о них она мне немало рассказывала, особенно эту вот — про самолёт.

Случилось это, по словам бабушки, где-то летом сорок четвертого года. Ещё война не окончилась. Пошли они как-то раз по малину на Малый Таганай. Только ключик миновали и собрались на гребень подниматься, как крики услыхали. Смотрят — впереди люди в военной форме что-то в лесу ищут. Ну, тут бабушка с дочерью руки, как говорится, в ноги и быстрей из лесу, от греха подальше. День ли два ли спустя вновь они в лес пошли — малину-то на зиму запасать надо, а на Малом её в тот год урожай был. И примерно в том месте, где видели военных, наткнулись на следы авиационной катастрофы. Передняя часть самолета в сосну врезалась, в окрестностях разные обломки валяются. На некоторых вроде как следы огня, копоть. Потом, по рассказам бабушки, обломки самолёта местные жители растаскали для своих разных нужд — в хозяйстве всё сгодится, только мотор и много лет спустя на прежнем месте лежал огромной махиной. Бабушка показывала его, мотор этот, старшим внукам (моим двоюродным сестре и брату), когда водила их за малиной в те места. Кстати говоря, по их рассказам наш дед резиной от самолётных колес («красная такая резина была, толстая», — вспоминает брат) валенки подшивал.

Судя по всему, самолет летел с востока на запад и из-за технической неисправности (возможно, что-то случилось с мотором) врезался в восточный склон Малого Таганая, примерно в районе первой вершины.

***

Так я изложил историю 1944 года со слов своей бабушки в первой публикации в декабре 2001 года. Но она получила своё продолжение.

Во-первых, кое-какие подробности мне рассказала моя тетушка Зоя Максимовна Созинова. По её словам в тот день они пошли на Малый Таганай за малиной. А когда уже возвращались обратно с полными корзинами, то увидели под большим камнем тело лётчика.

— Парень был молодой, крепкий, — вспоминает тетушка. — Лицо чистое, а кисти рук обожженные, сплошной волдырь. Мы испугались, ничего трогать не стали, а на обратном пути встретили военных и рассказали им о лётчике. Было уже часов двенадцать…

В 2008 году златоустовский журналист Алексей Николаевич Казанцев сообщил мне любопытную информацию, которой с ним поделился полковник в отставке Сергей Григорьевич Шарманов (зав. музеем ЧВВАУШ, выпускник этого училища 1954 года.). Оказывается 12 августа 1944 года в 10 км севернее Златоуста разбился самолёт, летевший из Челябинска. В результате авиакатастрофы погибли: командир экипажа лейтенант Шубин Анатолий Григорьевич (1922 года рождения); члены экипажа — младший лейтенант Комаров Леонид Иванович, старший сержант Рязанов Михаил Егорович, курсант Саттаров Фарим Рахимзянович (1926 г. р.).

В разговоре Казанцев сказал, что информация об этой катастрофе сохранилась в документах училища, поскольку самолёт был приписан к Челябинску (к каким точно структурам — авиаотряду, училищу — он не уточнил). Очевидно, что здесь речь идёт о катастрофе 1944 года. Совпадает и время и место (10 км к северу от Златоуста, это как раз район Малого Таганая).

Следы этой авиакатастрофы сохранились и до сегодняшнего дня. На одном из форумов интернета я наткнулся на любопытную информация одного из туристов (ник Partizan74). Вот что он написал:

«…в зимнюю вьюгу на метеостанции Таганай-гора, туристы из Златоуста рассказали мне, как случайно наткнулись на самолетный двигатель на курумах горы Шабаш хребта Малый Таганай.

Разговаривая с жителя поселка Пушкинский под Златоустом, я нашел людей, слышавших об авиакатастрофе на Малом Таганае, но будто найти сейчас ничего нельзя.

Спустя еще год, специально обследуя около двух километров каменных полей на склонах горы Шабаш, свидетельства крушения самолета на хребте Малый Таганай удалось-таки обнаружить. Второй авиадвигатель был найден. А чуть позже, уже на другом склоне хребта были найдены остатки фюзеляжа, крылья, куски обшивки и различные детали.

Так что же произошло в таганайских горах? С большой долей уверенности можно сказать, что в конце лета 1944 года самолет взорвался в районе вершины горы Шабаш. Взрывом двигатель отбросило на камни восточного склона, небольшие фрагменты самолета упали на скалы вершины, а основная часть корпуса рухнула на западный склон».

Фрагменты  самолёта на Малом Таганае. Фото Э. Ушарова. 2010 г.Фрагменты  самолёта на Малом Таганае. Фото Э. Ушарова. 2010 г.

Кратко всю эту историю можно изложить так:

Ранним утром в субботу 12 августа 1944 года над южной вершиной хребта Малый Таганай (г. Шабаш) потерпел катастрофу самолёт, летевший из Челябинска. Её причиной по всей вероятности стал взрыв, которым двигатель отбросило на камни восточного склона, а основная часть корпуса упала на западный склон. Экипаж самолёта в составе четырёх человек (лейтенант А. Г. Шубин, мл. лейтенант Л. И. Комаров, ст. сержант М. Е. Рязанов, курсант Ф. Р. Саттаров) погиб.

Откликной гребень. Год 1947

Когда я в 1991 году собирал материалы для «таганайского» выпуска журнала «Маховик» и обсуждал их со своими знакомыми, упоминая при этом и катастрофу с самолётом на Малом Таганае, кое-кто говорил, что я что-то путаю, и на самом деле самолёт разбился на Откликном гребне. При этом собеседники мои приводили самые различные версии катастрофы, причём выяснялось, что слышали они об этом ещё от кого-то. В общем — седьмая вода на киселе. Единственное, что я тогда уяснил для себя так это то, что, по всей видимости, было две авиакатастрофы. А году в 1996-м на какой-то из выставок Николай Александрович Косиков познакомил меня с Игорем Викторовичем Геппом, тоже большим любителем Таганая. И вот, как-то в разговоре, когда речь зашла разбившихся на Таганае самолётах, Игорь Викторович сказал:

— А вы расспросите Константина Павловича Андросенко, он эту историю с Откликным очень хорошо знает, поскольку был непосредственным очевидцем тех событий.

Слова я эти в памяти отложил, а вот встречи с Андросенко всё не получалось. И только где-то во второй половине марта 2000 года мне довелось побывать у Константина Павловича дома. Сперва разговор шел о резьбе по дереву — Андросенко увлекся этим делом лет десять назад и сегодня стал прекрасным резчиком-анималистом. А потом, улучив удобный момент, я спросил:

— Константин Павлович, я слыхал, что вы были свидетелем того, как разбился самолёт на Откликном гребне…

Андросенко оживился:

— Я и сейчас хорошо помню ту историю…

И тут я услышал действительно захватывающую историю, которую сейчас и попробую пересказать.

В те времена отец Кости Андросенко обслуживал ЛЭП-110 КВ «Златоуст-Карабаш» и жил вместе с семьёй на 12-м контрольном пункте у подножия Круглицы (тогда подобные контрольные пункты располагались по трассам всех линий электропередачи), а сам Костя работал радистом-наблюдателем на метеостанции «Таганай-гора».

Зимним вторником 30 декабря 1947 года Костя возвращался домой, на 12-й контрольный, из района Двуглавой сопки:

— Время-то тогда голодное было, ну и, что уж греха-то таить, мы браконьерничали немножко. Вот и накануне того дня я под Двуглавой лося завалил и тридцатого-то пошел, чтобы забрать мясо. Нагрузил я, значит, рюкзак, встал на лыжи и потихоньку в сторону дома направился. А туман в тот день был — в десяти шагах ничего толком не видно. Вдруг слышу сильный гул — вроде как самолёт летит, причём совсем низко. Я еще подумал — как бы он в скалы не врезался, ну знаете, есть там за Откликным.

— Это немного северо-восточнее Откликного, оттуда еще вид прекрасный на Гребень открывается, да? — уточняю я.

— Ну да, звук-то именно с этого направления шел. Но самолёт, похоже, эти скалы благополучно миновал и чуть дальше пролетел, потому, как я гул чуть ли не рядом с собой услыхал, а я к тому времени уже к Откликному подходил. Потом гул оборвался и раздался сильный хлопок, вроде как большой сугроб снега сверху свалился. Не взрыв, а именно хлопок, такой звук был. Ну, думаю, похоже, авария случилась. А день уже к вечеру — конец декабря, темнеет-то быстро. Тут к тому же снег повалил, тропу и ту еле видать. И потеплело сильно. Добрался я кое-как домой. А мать рассказывает, что они с моим младшим братом возвращались из Златоуста по нижней тропе и тоже слышали гул низко летящего самолёта, который потом резко оборвался.

На следующий день я с утра пошел на Откликной — думаю, может кто и уцелел. Бабка мне чистых тряпок дала, бинтов-то естественно никаких не было. Дошел я до Откликного и давай близ самых скал на лыжах бродить. Долго бродил. И уж у самого южного склона наткнулся на трех человек, все мертвые. Один, крупный такой мужчина, навзничь на сугробе лежал. А не так далеко от этого места на скале черный след, пятно большое, ровно как сажей всё закопчёно. В остальном, мало что видно было — всю ночь сильный снег шел.

Вернулся я быстренько домой, и всё отцу рассказал. Отец по чегресовской связи дозвонился до Челябинского аэропорта. Где-то через неделю, точно сейчас уж не помню, приехало из Челябинска человек пятнадцать лыжников и куча начальства — генерал-майор, два подполковника, майор и четверо человек из НКВД. Ну и говорят мне — будешь, Костя, нам помогать в поисках. А к этому времени снегу еще больше навалило, я с трудом и место-то отыскал. Но всё-таки нашли мы тогда четверых человек. Троих в одном месте, а четвертого аж под трёхметровым слоем снега. Долго искали пятого (в самолёте-то, оказывается, пять человек летело), но тогда так и не нашли. Всех погибших в Челябинск увезли, а мне наказали, чтобы весной, когда снег стает, поискать на месте катастрофы бортжурнал, если он сохранился и сообщить в Челябинск.

Позднее, сотрудник Челябинского аэропорта Маслов рассказал Косте историю самолета, последний полёт которого закончился в таганайских скалах.

Транспортный самолёт незадолго до Нового года вылетел из Москвы в Челябинск. В Челябинске быстро загрузился (груз — наждачные круги и электропечки для локомотивов) и вылетел обратно — экипаж торопился вернуться домой к Новому году. Как вспоминает Константин Павлович, командиром экипажа был летчик Пыгин, бортрадистом — Мишутин, а третьим членом экипажа вроде бы Малиновский (в том, что эту фамилию вспоминает точно, Андросенко сомневается — всё-таки столько лет прошло). Все были военными летчиками, москвичами, прошли всю войну, и незадолго до рокового рейса перешли работать в гражданскую авиацию. Вместе с ними в самолете летело ещё и два пассажира. С теми и вообще отдельная история.

Два офицера: Болдырев (постарше) и Френкель (совсем молодой), недавние выпускники военной академии, ехали с Дальнего Востока в отпуск и торопились попасть в родные места к Новому году. В Челябинске, увидев, что на поезде уже никак не успевают к сроку — Френкель спешил в Ленинград на свою свадьбу, пошли в аэропорт. И там офицерам поначалу не повезло — ждали несколько часов, ругались с работниками аэропорта — ну где же ваш обещанный самолёт, в конце-то концов! Уже и билеты сдали и решили ехать на вокзал, как вдруг приземлился самолёт. Тот самый… Сели они на него уже в последний момент.

Весной Костя Андросенко отыскал-таки бортжурнал и другие бумаги, среди которых были письма невесты Френкеля, которые он, видимо, держал в своем планшете. Бортжурнал забрали в Челябинск, а письма остались в семье Андросенко. Весной же нашлись и останки пятого погибшего. Им, кстати говоря, оказался молодой офицер Френкель, которого так и не дождалась невеста.

— Его, видимо, при ударе перебросило на другую сторону скалы, потому мы в первый-то раз и не отыскали. А когда снег стаял — нашли. Только тело уже в ужасном состоянии было, — Константин Павлович сокрушённо покачал головой, — лицо звери объели, а запах… Мы поначалу хотели пониже могилу выкопать и захоронить, да куда там! Пришлось похоронить тут же неподалёку, в расщелине под большим плоским камнем. А останки мы завалили камнями и обломками абразивных кругов, которых там много валялось. Место это я и сейчас хорошо помню, и отыскать могу.

Константин Павлович замолчал, и потом продолжил с печальными интонациями в голосе:

— Вот ведь не повезло парню, торопился на свадьбу, а получилось, что к смерти своей спешил. Только ведь это ещё не вся история. Вскоре мы переехали с 12-го контрольного на Пушкинский поселок. А письма невесты Френкеля так у моей матери и хранились. Она их, бывало, читала и всё сокрушалась над судьбой несчастного жениха. Вскоре я ушел в армию, а когда вернулся, мать мне рассказала вот что. Где-то году в пятидесятом, летом, подходит к нашему дому солидный военный, полковник и спрашивает: «Скажите, Константин Андросенко здесь живет?» Мать моя перепугалась, думает — уж не случилось ли что со мной, от меня тогда давно писем не было. Но отвечает, что живет-то Константин здесь, но сейчас его нет — в армии служит. Пригласила она гостя в дом, тут всё и выяснилось. Гостем оказался отец Френкеля, в прошлом тоже военный лётчик. Он рассказал, что три года искал следы пропавшего сына. Мать передала ему все письма и рассказала историю гибели самолёта. Тут полковник, сказал, что пока он нас отыскивал, ему столько небылиц нарассказали — мол самолёт перевозил деньги, а Андросенки, отец с сыном, деньги эти нашли и присвоили, а теперь всё открылось и их в тюрьму посадили. Чего иной раз люди не напридумывают! Как ни хотелось старшему Френкелю побывать на месте гибели сына, не удалось ему это сделать — точно-то это место я один знаю. Прощаясь, полковник пообещал, что постарается приехать, когда я вернусь из армии, чтобы обустроить могилку сына. Правда, сказал при этом — если сердце не подведет. Однако, так и не приехал, подвело наверно сердце-то. Такая вот печальная история…

Школьники на месте катастрофы самолёта на Откликном гребне. Из архива семьи Ивановских. Конец 1940-х.

На месте катастрофы самолёта на Откликном гребне. Из архива семьи Андросенко. Начало 1950-х.

Размышляя над услышанным, я сейчас думаю, что причиной катастрофы 1947 года, по всей видимости, послужило резкое изменение погоды. Дело в том, что в самый канун Нового года в Златоусте резко потеплело (конец декабря 1947-го и начало января 1948-го были самыми теплыми в Златоусте за весь XX век — были зафиксированы плюсовые температуры выше 6°), на Таганай спустился туман, шел снег. Самолёт потерял видимость и, имея минимальный запас высоты, над скалами севернее Откликного (их высота 1025 м) прошел благополучно, а на южной оконечности самого Откликного гребня (где высота скал на добрую сотню метров больше) врезался в каменную стенку. Во всяком случае, если судить по рассказу К. П. Андросенко, шум мотора до момента столкновения был ровным, не исчезал и не менялся — следовательно, двигатели работали нормально. Впрочем, это лишь мои предположения.

Вместо послесловия

Надо сказать, что про катастрофу 1947 года в Златоусте знают многие. После моей первой публикации об этом в 2001 году мы как-то разговорились с Фёдором Николаевичем Яблонским, одним из старейших краеведов Златоуста. Он вспомнил, что в это время заканчивал школу и что их — старшеклассников, хорошо ходящих на лыжах — привлекали к поискам на Откликном.

Вездесущие туристы и до сей поры находят на курумнике Откликного гребня остатки самолёта, потерпевшего аварию 30 декабря 1947 года. Знающие люди говорят, что «для того, чтобы посмотреть на остатки самолета, необходимо с поляны подойти под скальный гребень Откликного, подняться на середину курумника и двигаться влево около 150 м». А Валерий Уразов в интернете выложил фотографию того места, где по его мнению и потерпел катастрофу самолет в 1947 году. Сравнивая очертания скал на этой фотографии с общим видом Откликного Гребня, можно с большой степенью уверенности предположить, что самолет врезался в скалы в центральной части гребня, а не в южной части, как я думал раньше.

Фрагменты самолёта на Откликном гребне Большого Таганая. Фото В. Уразова. 2005 г.

Предполагаемое место удара самолёта о скалы Откликного гребня Большого Таганая. Фото В. Уразова. 2005 г.

Поскольку расследование этой авиакатастрофы наверняка проводилось, то скорее всего должны сохраниться и документы этого расследования. Где они могут быть? Вот на этот вопрос, увы ответить не могу, просто не знаю «механики» расследований авиакатастроф того времени.

Картосхема Таганайского горного массива с указанием места авиакатастроф. Составлена автором.

***

Это фрагмент из той же книги «Таганай — гора молодого месяца». С обещанным рассказом о самом большом золотом самородке России «Большом треугольнике» придётся подождать — надо ещё кое-что посмотреть в архиве для уточнения деталей, а то в интернетовских рассказках об этом самородке столько неточностей, что я в очередной раз в осадок выпал: то года попутают, то златоустовского горного начальника Павла Петровича Аносова Николаем перекрестят (Николай — это средний сын Павла Петровича).

И да, о том какие именно самолёты (марки и прочие технические детали) разбились на Таганае никаких данных у меня, к сожалению нет.

А. В. Козлов

По материалам сайта http://topru.org

Еще материалы по этой теме:

Авиакатастрофы на Таганае. Челябинская область.
Челябинцы нашли обломки бомбардировщика, разбившегося на Таганае в годы ВОВ
«Во всех семьях никто ничего не знал»: разбираемся в причинах крушения военного самолета на Таганае

Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования