От Парижа до Берлина по карте Челябинской области 

Достопримечательности  Челябинской  области;  происхождение  топонимов (названий)  географических  объектов
  • Главная
  • А
  • • Александров Анатолий Иванович

Александров Анатолий Иванович

aleksandrovАнатолий Иванович Александров (1911-1997), журналист, педагог, краевед, общественный деятель, человек который с лихвой выполнил свое предназначение. В высшей степени профессиональный и нравственный человек. Один из самых ярких представителей города Челябинска, причастного к судьбам городской культуры, областной публичной библиотеки и конечно исторических памятников города Челябинска.

Заслуженный учитель школы РСФСР, учитель-методист, отличник народного просвещения РСФСР и СССР, ветерана Великой Отечественной войны, члена Союза журналистов.

А.И. Александров родился 27 июля 1911 в г. Томске, в семье фармацевта. В 1928 году окончил школу 2-й ступени. Работал арматурщиком на Сталинградском тракторном заводе. С января 1930 года работает электриком на ЧТЗ, куда переехала его семья. Здесь начинается его путь в журналистику. В 1937 году он оканчивает Ленинградский институт журналистики (заочно).

С 1938 года – работает учителем истории. Трижды служит в Красной Армии: в 1933-1935, 1940 (Финская война), в годы Великой Отечественной войны. После войны работает учителем в школе, с 1947 по 1953 годы – директор мужской школы № 10 г. Челябинска, с 1953 по 1985 годы – учитель истории и обществоведения школы № 10 г. Челябинска. Всю жизнь занимается краеведением, результаты этой работы опубликованы в журналах и газетах Южного Урала, столичных городах Москвы и Ленинграда. В широких учительских кругах был известен как талантливый методист и изумительный лектор. Вместе с Л.Г. Майзель заслуженно считается одним из создателей школы историков-методистов Южного Урала. 

aleksandrstandЖизнь и творчество А. И. Александрова - это беззаветный пример служения Истории, чье сердце и талант педагога были отданы родной школе № 10 г. Челябинска, соратникам - учителям истории и своим ученикам. Имя этого человека знакомо широкой педагогической общественности нашей страны и Челябинской области.

На протяжении многих лет главным предметом его исследовательской деятельности было изучение проблем школьного исторического образования, методики обучения истории. Краеведческое и методическое наследие А. И. Александрова составляет более 600 научных работ, огромное количество материалов и документов содержат личные фонды педагога в Государственном архиве и Музее истории народного образования Челябинской области.

А. И. Александров много работал над развитием у учащихся пятых классов четкого, короткого ответа, при котором ученик сам подчеркивал основную мысль, делал выводы. Его уроки были своего рода открытиями, каждый урок строился на использовании большой активности учащихся, поощрении и развитии их творческой инициативы и самостоятельности. «Хороший пример показывает заслуженный учитель школы РСФСР, преподаватель истории школы № 10 г. Челябинска А. И. Александров. Он строит уроки так, чтобы дать возможность старшеклассникам приобрести навыки составления планов изучаемого материала, подготовки бесед и докладов и т.д.», - отмечал журнал "Преподавание истории в школе" в 1959.

aleksand urokiОб учениках школы № 10 г. Челябинска писали: «Станут ли ученики специальных классов историками, литераторами или журналистами - это не столь важно. Может быть, они поступят в медицинский или политехнический институт. Главное они научатся глубже разбираться в истории...».

Выдающийся краевед и знаток истории Южного Урала, А. И. Александров, привил и своим ученикам любовь к родному краю. Он является автором популярного учебного пособия "Из истории Южного Урала", "Программы факультативных занятий по историческому краеведению в школах Челябинской области", создателем уникального музея и исторического краеведческого кружка.
А.И. Александровым проводилась разнообразная по содержанию и формам краеведческая работа. В школе №10 г. Челябинска была создана целостная система краеведческой работы, которой занимались не отдельные энтузиасты, а все учителя школы и учащиеся. Краеведческие задания для классов разрабатывались преподавателями истории и географии, обсуждались и утверждались на совещании классных руководителей. Задания ученики получали в начале каждого учебного года и отчитывались об их выполнении в сентябре следующего года, когда в школе проводились общие итоги туристско-краеведческой работы классов.
Во время летних туристских походов, которые все классы совершали на средства, полученные от сбора макулатуры и металлолома, они продолжали разыскивать материалы по теме, избранной ими в начале учебного года, или выполняли специальное летнее краеведческое задание. Причем, учителя составляли эти задания так, чтобы они были связаны общей темой для всех классов.
А.И. Александров считал, что собранный краеведческий материал отрядов, идущих впервые по маршруту, лучше оформлять как дневники туристских походов или в виде специальных разборных альбомов - выставок.

А.И. Александров особо подчеркивал, что важно не только систематически вести работу по историческому краеведению, но и бережно сохранять и тщательно систематизировать весь собранный материал. Наилучшей формой сохранения и систематизации такого материала, по мнению педагога, являются школьные краеведческие музеи.
Большое внимание А.И. Александровым обращалось на развитие у учащихся научно-исследовательских навыков по историко-краеведческой деятельности. В 1964 г. историко-краеведческий кружок школы №10 был преобразован в филиал исторической секции городского научного общества учащихся. Члены филиала НОУ, используя результаты своих исследований по темам исторического краеведения, выступали с докладами на научных конференциях общества, их приглашали и в другие- города (Уфу, Братск, Киев, Кишинев, Тбилиси, Москву). Лучшие доклады публиковались в специально издаваемом сборнике «Юный исследователь». Учащиеся, участвуя в работе секции, не только знакомились с историческим краеведением, но и приобретали элементарные навыки исследовательской работы .
В 1967 г. А.И. Александровым было издано учебное пособие по истории родного края для учащихся 7-10 классов общеобразовательной школы «Из истории Южного Урала».

На базе многолетнего опыта краеведческой работы в школе № 10 г. Челябинска А.И. Александровым была составлена примерная программа факультативных занятий по историческому краеведению. Программа была рассмотрена учителями истории, методистами Москвы и Челябинска, утверждена и издана в 1972 г. Челябинским облИУУ и Челябинским областным отделением педагогического общества РСФСР.
Особое место в исследованиях А.И. Александрова заняла морская тематика . Он обратился к ней в 50-е годы и, можно сказать, совершенно случайно. Однажды ученики школы № 10 г.Челябинска, где Анатолий Иванович вел уроки истории, разбирая школьный архив, нашли фотографию: вместе со старшеклассниками сняты два военных моряка с орденами и медалями на груди. Кто они? Какого времени снимок? С этих вопросов начался поиск, длившийся 4 года. Сколько было просмотрено старых газет, архивных папок, написано писем. По крупицам собирали ребята материалы о подводной лодке «Челябинский комсомолец». Старшеклассники, получив аттестаты, уходили из школы, а в поиск включались новые следопыты. Были собраны ценные воспоминания, документы, фотографии, организованы встречи с военными моряками. Много труда, сил, времени потратили ребята, чтобы найти командира и членов экипажа. Материалы о лодке заняли почетное место в школьном музее боевой славы. Учащиеся установили стенды, сделали фотоальбомы, завели книгу воспоминаний ветеранов-подводников, организовали цикл бесед о боевых делах лодки. Но ученики хотели, чтобы славные традиции «малютки» продолжали жить. Следопыты пришли в Челябинский обком ВЛКСМ, там одобрили инициативу школьников и обратились к министру обороны СССР. В 1963 году одной из лодок Северного флота было присвоено имя «Челябинский комсомолец».

5 мая 2003 года в г. Челябинске, по Распоряжению главы города В.М. Тарасова, в присутствии сотен учеников, учителей, студентов и преподавателей Челябинского педагогического университета, ветеранов педагогического труда, представителей СМИ и родственников была установлена мемориальная доска Заслуженному учителю школы РСФСР Анатолию Ивановичу Александрову.
aleksandr doska«Текст мемориальной доски Александрову А.И.
«Здесь с 1947 по 1985 год работал участник Великой Отечественной войны, Заслуженный учитель РСФСР, историк-краевед, журналист Александров Анатолий Иванович». Мемориальная доска Александрову А.И.

Краеведческое и методическое наследие А.И. Александрова, как и сама яркая личность Учителя, ждут своего исследователя.

Председатель Союза краеведов России С. О. Шмидт подчеркнул, однажды, что «книги о любимых учителях должны выходить не только в Москве... Это должно быть наше общероссийское дело. Ведь и в самых маленьких городах и селах хранится память о добрых учителях, она не должна исчезнуть с уходом старших поколений. Такие собрания живых свидетельств, воспоминаний помогли бы устоять в жизни нынешнему учительству, да и всем нам».

  • Главная
  • А
  • • Александров Анатолий Иванович

Озера | Топонимия | Пещеры | Легенды | Музеи | Краеведение | Фильмы | Фотогалерея | ООПТ | Гербы | Сказки

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования